Диагностика готовности ребенка к школе.
тест (1 класс)
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnyy_komplekt_metodik_po_opredeleniyu_psihologicheskoy_gotovnosti_k_shkole.docx | 348.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Степень психосоциальной зрелости
(тестовая беседа, предложенная С.А.Банковым)
Цель: определить степень психосоциальной зрелости ребенка 6-7 лет, его кругозор и ориентацию его в окружающем мире.
Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14.Почему снег бывает зимой, а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель?
16.Зачем в школе нужна парта, звонок?
17.Ты хочешь пойти в школу?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?
19.Каких животных ты знаешь?
20.Каких птиц ты знаешь?
21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов:
Баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
- 1 балл (за исключением контрольных)- за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных);
- 0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:
№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№ 8 – за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ - 2 балла.
Пункт № 16 оценивается совместно с №15 и № 17. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и дал положительный ответ на пункт №16, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов:
24-29 баллов - высокий уровень психосоциальной зрелости;
20-24 баллов – средний уровень психосоциальной зрелости;
15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Методика оценки мотивационной готовности
(тест Д.В. Солдатова)
Цель: оценить мотивационную готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.
Стимульный материал: комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками (см. Приложение 1):
- 3 карточки с сюжетами обучения;
- 3 карточки с сюжетами трудовых действий;
- 3 карточки с игровыми сюжетами.
Процедура обследования: Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов.
- Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом, определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.
- После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют.
- В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности.
В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы:
- в первой группе — четыре с предпочитаемыми видами деятельности;
- во второй группе — четыре с отрицаемыми видами деятельности;
- в третьей — одна, оставшаяся не выбранной.
Обработка результатов: Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности:
- каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла;
- каждая карточка с изображением трудовой деятельности — в 1 балл;
- каждая карточка с изображением игровой деятельности — 0 баллов.
Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.
Общий результат:
6-7 баллов - высокий уровень мотивационной зрелости, сформированной готовности к обучению в школе.
4-5 баллов - средний уровень (норма) мотивационной готовности к учебной деятельности.
1-3 балла – низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению, к учебной деятельности.
Методики, направленные на оценку зрительно – моторной координации
детей 6-7 лет, развития тонкой моторики руки
1. Методика «Домик»
(Н.И. Гуткина)
Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец, оценка развития произвольного внимания, пространственного восприятия, зрительно –моторной координации детей.
Материалы: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Процедура обследования: Ребенку дают лист бумаги и простой карандаш. Просят нарисовать такой же рисунок (домик), как и на образце. Показывают образец. По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
- какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
- как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывания и вопросы во время рисования;
- сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Форма проведения: Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.
Инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — домик скопирован практически точно, присутствуют все детали, линии параллельные, не выходящие за контур;
4 балла (выше среднего уровень)— домик скопирован достаточно точно, лишь некоторые детали изображены нечетко; изменены пропорции, не всегда соблюдается параллельность линий;
3 балла (средний уровень) — домик скопирован с небольшими искажениями, но при этом форма фигур передана, существенно нарушена параллельность линий;
2 балла (ниже среднего уровень) — при копировании домика обозначена лишь общая его форма, многие детали не скопированы или не точно скопированы, прямые не параллельны;
1 балл (низкий уровень)— домик скопирован со значительными погрешностями.
Анализ результатов:
Хорошее выполнение рисунка оценивается как «5» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем ниже полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «5» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте. Методику нельзя проводить с плохо видящими детьми.
Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йерасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йерасека.
Методики, направленные на определение и оценку
интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
1. Методика «Проставь значки»
(Пьерона-Рузера)
Цель: оценка переключения и распределения внимания ребенка 6-7 лет.
Материалы: индивидуальный бланк для работы (см. Приложение 2), простой карандаш или ручка.
Процедура обследования: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S=(0,5N – 2,8n)/120, где
S — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующи-ми знаками в течение двух минут;
n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.
Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Инструкция: Посмотри на листочек, на котором ты сейчас будешь работать. Здесь изображены разные геометрические фигуры. Дан образец (показ образца работы), который показывает, как нужно будет работать: в каждом квадратике тебе нужно поставить галочку, в каждом треугольнике – черту, в каждом круге – поставить плюс и в каждом ромбе нужно поставить точку. Задание тебе понятно? Что нужно тебе будет сделать? На работу дается всего 2 минуты, будь внимателен! Итак, приготовились, начали! (психолог засекает время)
Оценка результатов:
10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – высокий уровень
8-9 баллов – выше среднего уровень
6-7 баллов – средний уровень
4-5 баллов – ниже среднего уровень
0-3 балла – низкий уровень
2. Методика определения кратковременной зрительной памяти
Цель: оценка состояния кратковременной зрительной памяти, ее объема, способности к запоминанию зрительных образов.
Материалы: листок с изображением 10 предметов (см. Приложение 3).
Процедура обследования: ребенку предлагают в течение 30 секунд посмотреть на лист с изображением 10 предметов и постараться запомнить как можно больше предметов. По истечению времени лист с изображением 10 предметов убирается. Ребенок должен назвать то, что запомнил.
Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и постарайся запомнить как можно больше предметов.
Далее психолог преъявляет листок с изображениями следующих предметов (см. Приложение 3):
Конфета, шарик, машина, рыба, кепка, мишка, чайник, утенок, улитка, собака.
Время предъявления– 30 секунд, после чего лист с изображениями предметов убирается.
- А теперь назови предметы, которые ты запомнил на картинке.
Оценка результатов:
За каждое правильно названное слово начисляется 1 балл.
9- 10 баллов - высокий уровень;
7-8 баллов – выше среднего уровень;
5-6 баллов – средний уровень;
3-4 балла – ниже среднего уровень;
1-2 балла – низкий уровень.
3. Методика определения состояния
кратковременной слуховой памяти
(А.Р.Лурия)
Цель: оценка состояния кратковременной слуховой памяти ребенка, способность к запоминанию на слух.
Материалы: необходимо приготовить 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов на листе.
Например:
а) игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол.
б) дом, стол, машина, кошка, пальто, дверь, шарф, мяч, кружка, ручка.
Процедура обследования: ребенку предлагают послушать 10 слов, которые не связаны между собой по смыслу и постараться их запомнить. Психолог зачитывает слова медленно, громко, четко проговаривая. Ребенок должен назвать то, что запомнил после того, как прослушал все 10 слов.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я закончу читать. Готов? Читаю».
- А теперь назови слова, которые ты запомнил.
Оценка результатов:
За каждое правильно названное слово начисляется 1 балл.
7-8 баллов и выше - высокий уровень;
5-6 баллов – выше среднего уровень;
4 балла – средний уровень;
2-3 балла - ниже среднего уровень;
0-1 балл – низкий уровень.
- Методика определения состояния
долговременной слуховой памяти
(А.Р. Лурия)
Цель: оценка состояния долговременной слуховой памяти ребенка, способность удерживать информацию, полученную на слух длительное время.
Процедура обследования: ребенку предлагают вспомнить слова, которые он запоминал на слух спустя 10-20 минут.
Инструкция: «Вспомни и назови те слова, которые я тебе читала».
а) игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол.
б) дом, стол, машина, кошка, пальто, дверь, шарф, мяч, кружка, ручка.
Оценка результатов:
За каждое правильно названное слово начисляется 1 балл.
7-8 баллов и выше - высокий уровень;
5-6 баллов – выше среднего уровень;
4 балла – средний уровень;
2-3 балла - ниже среднего уровень;
- балл – низкий уровень.
- Методика «Собери картинку»
(предложена А.Н.Бернштейном)
Цель: оценка развития целостности восприятия, сформированности пространственных представлений.
Материал: картинка, разрезанная на 5 неравных частей (см. Приложение 4).
Процедура обследования: ребенку предлагается картинка, разрезанная на произвольные элементы, которую необходимо сложить, понять и рассказать, что на ней нарисовано.
Инструкция: Перед тобой картинка, разрезанная на несколько частей, сложи эту картинку так, чтобы было понятно, что на ней изображено.
После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять задание, попросите его рассказать, что изображено на картинке: «Расскажи, что изображено на картинке!
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — целенаправленное выполнение задания без предварительной программы: картинку собрал самостоятельно, верно, быстро. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, рассказывает, речь разнообразна, в ней присутствуют предложения, определения;
4 балла (выше среднего уровень) — целенаправленное выполнение задания, но присутствует зрительно – пространственная оценка, картинку собрал самостоятельно, верно, но очень медленно. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, рассказывает, речь разнообразна, в ней присутствуют предложения, определения;
3 балла (средний уровень)— выполнение в наглядно – образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца, картинку собрал правильно и быстро по образцу. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, рассказывает, речь разнообразна, в ней присутствуют предложения, определения;
2 балла (ниже среднего уровень) - выполнение действия в наглядно – образном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок (методом «проб и ошибок») в присутствии образца. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, пытается рассказать, речь однообразна, в ней присутствуют односложные предложения, отдельные слова;
- балл (низкий уровень) — выполнение действия хаотично, не имеет цели,
манипулятивная деятельность, без учета результативности своих собственных попыток. Ребенок с трудом понимает (не понимает), что нарисовано на картинке, речь однообразна, несвязная, в ней присутствуют только отдельные слова.
- Методика «Найди отличия»
Цель: оценка умения сравнивать, развития образно – логического мышления, распределения внимания.
Материалы: 2 картинки с изображениями, элементы изображений отличаются по цвету, штриховке, орнаменту, по наличию или отсутствию какого-либо элемента, возможны различные вариации в изображениях (см. Приложение 5).
Процедура обследования: Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же (персонажи известных детям сказок, мультфильмов, сюжетные картинки и пр.). Элементы рисунка могут различаться по цвету, штриховке, орнаменту, по наличию или отсутствию какого-либо элемента. Возможны вариации в деталях одежды героя, в его расположении, позе, жестах и т.д. Таких отличий должно быть 10. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
Инструкция: Рассмотри картинки. Они одинаковые? Расскажи, чем они отличаются.
Оценка результатов: за каждое правильно названное отличие на рисунках ребенку начисляется 1 балл.
9–10 баллов – высокий уровень;
8 баллов – выше среднего уровень;
6-7 баллов – средний уровень;
- баллов – ниже среднего уровень;
- баллов – низкий уровень.
- Методика «Четвертый – лишний»
Цель: оценка умения классифицировать объекты, обобщать, выделять существенные признаки, развитие образно-логического мышления.
Материалы: 6 наборов картинок, каждый набор включает 3 картинки с общим понятием, 1 картинка – лишняя.
Процедура обследования: Задание состоит из 6 частей, каждая включает четыре картинки, три из которых можно объединить одним понятием, а одна — лишняя.
Инструкция: Посмотри внимательно на первый ряд картинок, здесь нарисованы разные предметы (перечисляем), среди них есть лишний предмет, который не подходит ко всем остальным предметам. Назови его. Объясни, почему он не подходит ко все остальным предметам? Как назвать одним словом остальные предметы?
Оценка результатов: (первая часть, которую выполняли вместе с ребенком, не оценивается):
5 баллов (высокий уровень) — ребенок нашел и отметил правильно все лишние картинки и в 4-5 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил, почему именно эта картинка «лишняя» (не подходит к другим).
4 балла (выше среднего уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 4 или даже 5 лишних картинок, но только в 3-4 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил свой выбор;
3 балла (средний уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 3-4 лишние картинки, но только в 2 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил свой выбор;
2 балла (ниже среднего уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 2-3 лишние картинки и только 1 раз смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить свой выбор;
1 балл (низкий уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 1-2 лишние картинки, но ни разу не смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить свой выбор.
- Методика «Последовательность событий»
(предложена А.Н. Бернштейном, модифицированный вариант)
Цель: исследование развития предпосылок к логическому мышлению, умение устанавливать причинно – следственные связи, уровень связной речи и способности к обобщению.
Материалы: 4-5 картинок, объединенные общим сюжетом (серия сюжетных картинок).
Процедура обследования: Ребенку предъявляются 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом, в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. На них изображена одна история. Тебе нужно понять, что здесь происходило, найти картинку, на которой изображено начало истории, положить ее первой, затем найти продолжение истории и положить вторую картинку, затем найти третью картинку, четвертую (пятую) и положить их друг за другом так, чтобы получился рассказ.
После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять задание, попросите его рассказать историю по этим картинкам: «Составь рассказ по картинкам!»
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — правильно определена последовательность событий, все картинки разложены верно, в рассказе ребенка есть логика, речь разнообразна, в ней присутствуют сложные предложения, определения;
4 балла (выше среднего уровень) — правильно определена последовательность событий, все картинки разложены верно, трудности связаны с составлением рассказа: он состоит из односложных предложений или речь достаточно разнообразна, но есть отдельные нарушения логической последовательности событий, не разрушающие общей логики сюжета (одна картинка устно определена неверно);
3 балла (средний уровень)— последовательность изображенных событий нарушена, но! и та, что указана, может иметь смысл, и ребенок рассказывает историю по собственной версии событий, не испытывает трудности при составлении рассказа;
2 балла (ниже среднего уровень) — картинки пронумерованы, но логики в передаче последовательности событий нет. Однако ребенок пытается рассказать историю в собственной последовательности событий, причем испытывает значительные трудности при составлении рассказа;
- балл (низкий уровень) — логики в последовательности событий нет, ребенок не может рассказать историю по картинкам.
- Методика: «Закономерности»
Цель: оценка умения устанавливать закономерности, предпосылки к логическому мышлению.
Материалы: 4 таблицы с закономерностями (см. Приложение 6).
Процедура обследования: Ребенку предлагают поочередно таблицы с установленными закономерностями (геометрические фигуры, картинки и т.д.), но некоторые картинки пропущены. Необходимо подумать и правильно назвать картинку, которая должна стоять на месте пропуска.
Инструкция: «Рассмотри, пожалуйста, внимательно ряды с картинками. Ты видишь, что некоторые из них пропущены. Твоя задача — подумать и назвать недостающие картинки» (Найди закономерность и назови недостающие картинки в каждом квадрате).
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — правильно назвал все 5 пропущенных картинок;
4 балла (выше среднего уровень) — правильно назвал 4 пропущенных картинок;
3 балла (средний уровень) — правильно назвал 3 пропущенных картинки;
2 балла (ниже среднего уровень) — правильно назвал 2 пропущенные картинки;
1 балл (низкий уровень) — правильно назвал 1 пропущенную картинку.
Методики, направленные на исследование фонематического слуха
и готовности к звукобуквенному анализу
- Методика исследования качества звукопроизношения
Цель: исследование качества звукопроизношения.
Процедура обследования: Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:
- cвистящих -[с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое;
- шипящих-[ж], [ш], [щ], [ч], [ц];
- небных -[к], [г], [х], [й];
- сонорных-[р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое.
При подборе слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.
Инструкция: Я сейчас буду называть тебе слова, а ты просто повтори эти же слова за мной, произнеси их.
А) свистящие: [с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое
Самолет - бусы - колос Заяц - коза – воз
Сито - гуси - лось Зима - газета – витязь
Б) шипящие: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]
Цапля - яйцо - нож Чашка - бабочка – ключ
Жук - лыжи - нож Щетка - ящерица – нож
Шишка - кошка – мышь
В) небные: [к], [г], [х], [й]
Крот - шкаф - замок Халва - уха – мох
Гусь - угол - друг Йод - зайка - май
Г) Сонорные: [р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое
Рак - ведро - топор Лопатка - белка – стул
Река - гриб - фонарь Лейка - олень – соль
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — чистое звукопроизношение всех предложенных слов;
4 балла (выше среднего уровень) — дефекты звукопроизношения не более, чем в 1 случае (1 группа звуков);
3 балла (средний уровень) — дефект звукопроизношения в 2 случаях (2 группы звуков);
2 балла (ниже среднего уровень) — дефект звукопроизношения в 3 случаях (3 группы звуков);
1 балл (низкий уровень) — дефект звукопроизношения в 4 и более случаях (4 группы звуков, а также звуки по твердости - мягкости).
- Методика «Определение готовности к звукобуквенному анализу»
Цель: определить готовность к звукобуквенному анализу, оценка умения выделять звук в слове.
Процедура обследования: Ребенка просят повторить слово, которое произнес педагог и выделить первый звук.
Инструкция: Произнеси слово и назови первый звук в этом слове.
Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — ребенок выделил правильно все первые звуки в предложенных словах;
4 балла (выше среднего уровень) — ребенок допустил 1-2 ошибки при выделении первого звука в словах;
3 балла (средний уровень) — ребенок допустил 3 ошибки при выделении первого звука в словах;
2 балла (ниже среднего уровень) — ребенок допустил 4-5 ошибок при выделении первого звука в словах;
1балл (низкий уровень) — ребенок допустил более 5 ошибок при выделении первого звука в словах.
- Методика исследования фонематического слуха
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Давай с тобой задумаем слово, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: «Все правильно». Понятно?»
После удовлетворительного ответа можно приступить непосредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его результаты не учитываются при выставлении оценки за выполнение данного теста). Остальные три задания — зачетные.
Первое задание — контрольная фонема Р
рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама
рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа.
коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок.
окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.
Второе задание — контрольная фонема С
сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон.
коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса
рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет,
рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.
сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.
Третье задание — контрольная фонема Ч
челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка
чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить.
чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, шикать, чикать, чикать.
почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.
Четвертое задание — контрольная фонема Г
ора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора.
голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос.
граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб.
пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.
Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 с) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1—2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) — во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул в ладоши и правильно назвал «лишнее» слово.
4 балла (выше среднего уровень)— заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя в ладоши — «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.
3 балла (средний уровень) — заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.
- балла (ниже среднего уровень) — если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.
1 балл (низкий уровень)- ребенок не справился с заданием, допустил большое количество ошибок.
- Методика «Развитие устной речи»
(по Н.В. Нечаевой)
Цель: определить и оценить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.
Оценка развития устной речи детей устанавливается педагогом на основе наблюдений во время собеседования.
Оценка внешней характеристики устной речи:
5 баллов (высокий уровень): в норме 5 показателей:
1) говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильна;
4) артикуляция достаточно чистая;
5) громкость нормативная;
4 балла (выше среднего уровень): в норме 4 показателя;
3 балла (средний уровень): в норме 3 показателя;
2 балла (ниже среднего уровень): в норме 2 показателя;
1 балла (низкий уровень): в норме 1 показатель.
Оценка связности устной речи:
5 баллов (высокий уровень): говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;
4 баллов (выше среднего уровень): говорит связными предложениями или отдельными словами, заменяющих предложение; может дать развернутую характеристику объекта или явления;
3 балла (средний уровень): речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязанных мыслей;
2 балла (ниже среднего уровень): предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;
1 балл (низкий уровень): речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.
После проведения исследования по определению психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо дать качественный и количественный анализ полученных данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным видом задания, что вызывает наибольшие трудности.
В ходе суммирования оценок результатов выполнения каждого тестового задания вычисляется общий балл, формулируются выводы об общем уровне психологической готовности детей к школьному обучению.
Общая оценка психологической готовности к школе:
Высокий уровень готовности – 117 баллов – 131 балл;
Выше среднего уровень готовности – 85 баллов – 116 баллов;
Средний уровень готовности – 76 баллов – 84 балла;
Ниже среднего уровень готовности – 43 балла – 75 баллов;
Низкий уровень готовности – 26 баллов – 42 балла.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в протокол индивидуального обследования (см. Приложение 7).
С целью получения дополнительной информации, которая позволяет более подробно познакомиться с особенностями каждого ребенка, а также составить более полную картину о готовности будущего первоклассника к обучению в школе и объяснить полученные результаты обследования, проводится анкетирование родителей.
Анкетирование родителей лучше всего организовать во время проведения собеседования с ребенком. Перед проведением анкетирования родителей, а также началом обследования ребенка на предмет его психологической готовности к школьному обучению, необходимо согласие родителей на данные процедуры в письменном виде. Образец согласия родителей и текст анкеты для родителей предложены в приложениях (см. Приложение 8, Приложение 9).
После анализа полученных данных по психологической готовности ребенка к обучению в школе, степени его готовности в каждом направлении, заполняется сводная таблица результатов диагностики (см. Приложение 10).
Приложение 1.
Оценка мотивационной готовности
(тест Д. В. Солдатова)
Приложение 2.
Бланк для работы к методике «Проставь значки»
Приложение 3.
Стимульный материал к методике определения
кратковременной зрительной памяти
Приложение 4.
Стимульный материал к методике «Собери картинку»
Приложение 5.
Стимульный материал к методике «Найди отличия»
Приложение 6.
Стимульный материал к методике «Закономерности»
Приложение 7.
МОУ ИРМО СОШ
Протокол
индивидуального обследования
«Психологическая готовность к школьному обучению»
дата обследования:
Ф.И. О. ребенка:
Возраст:
Посещал д/сад – не посещал детский сад – посещал курсы по подготовке к школе – посещал центр раннего развития до школы (нужное подчеркнуть)
Работает ________________рукой
- Психосоциальная зрелость (тестовая беседа С.А. Банкова)
Общий уровень:______________баллов_______________уровень
- Мотивационная готовность к школе (тест Д.В. Солдатова)
Предпочитаемый вид деятельности___________________
______________баллов ______________________уровень
- Моторика руки, зрительно – моторная координация (методика «Домик», Н.И.Гуткина)
___________баллов ____________________уровень
- Переключение и распределение внимания (методика «Проставь значки» Пьерона-Рузера)
S=(0,5N – 2,8n)/120 = _________
N (количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками за 2 минуты)=____________
n (количество ошибок, допущенных во время выполнения задания)=_____________
S (показатель переключения и распределения внимания)=____баллов_______уровень
- Кратковременная зрительная память
Назвал__________________картинок
Уровень выполнения задания__________________________
- Кратковременная слуховая память (по А.Р. Лурия)
Назвал ___________________слов
Уровень выполнения задания_________________________
- Долговременная слуховая память (по А.Р. Лурия)
Назвал __________________слов
Уровень выполнения задания__________________________
- Целостность восприятия, сформированность пространственных представлений (методика «Собери картинку»)
___________балл_________________________уровень
- Умение сравнивать, развитие образно – логического мышления (методика «Найди отличия»)
___________балл_________________________уровень
- Умение классифицировать, обобщать, развитие образно – логического мышления (методика «Четвертый лишний»)
Карта | Ответ ребенка | Признаки обобщения (+\-) | Наличие обобщающих слов (+/-) | Уровень обобщения (+/-) |
1. гвозди, молоток, нитки с иголкой, пила | ||||
2. морковь, груша, огурец, лук | ||||
3. кубики, мяч, кружка с тарелкой, пирамидка | ||||
4. ложка, вилка, нож, кисточка | ||||
5. треугольник, круг, квадрат, мяч |
___________балл_________________________уровень
- Умение устанавливать причинно – следственные связи, предпосылки к логическому мышлению, связная речь (методика «Последовательность событий»)
___________балл_________________________уровень
- Умение устанавливать закономерности, предпосылки к логическому мышлению
(методика «Закономерности»).
___________балл_________________________уровень
- Качество звукопроизношения
___________балл_________________________уровень
Дефекты звукопроизношения_________________________________________________
- Звукобуквенный анализ, оценка умения выделять звук в слове
___________балл_________________________уровень
- Фонематический слух
____________балл________________________уровень
16. Оценка фразовой речи (Методика «Развитие устной речи» (по Н.В. Нечаевой)
___________балл_________________________уровень
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
Сумма баллов по всем заданиям ___________________уровень____________________
Первоначальные знания, умения, навыки:
- Знание букв______________
- Знание цифр______________
- Счет прямой и обратный в пределах 10 (прямой/ обратный)_____________________
- Решение простых задач в пределах 5 (+/-)____________________________________
- Чтение (по буквам, слогам, целыми словами, не читает)________________________
Особенности поведения ребенка во время собеседования (обследования):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог - диагност: ________________________/_________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Приложение 8.
Согласие родителей (опекунов)
на психологическое сопровождение учащегося
в МОУ ИРМО СОШ
Я, (Ф.И.О. законного представителя ребенка)____________________________________________
согласен (согласна) на психологическое сопровождение моего ребенка (Ф.И.О ребенка, год рождения)______________________________________________________________________.
Психологическое сопровождение ребенка включает:
- психологическую диагностику;
- участие ребенка в развивающих занятиях;
- консультирование родителей (при необходимости/ по желанию);
- посещение ребенком коррекционно – развивающих занятий (при необходимости).
Педагог – психолог обязуется:
- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении законных представителей (родителей, опекунов);
- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его законными представителями (родителями, опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
- Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
- Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими;
- Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях Вы будете информированы.
Законные представители ребенка (родители, опекуны) имеют право:
- Обратиться к педагогу - психологу школы по интересующему вопросу;
- Отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его направлений, указанных выше), предоставив заявление об отказе на имя директора школы.
Согласие законных представителей ребенка (родителей, опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в школе составлено в соответствии с законодательством РФ (Конституция РФ, Закон об образовании, Федеральный закон РФ о правах ребенка), положением о психологической службе образования, этическим кодексом психолога и предполагает персональную ответственность психолога за соблюдение оговоренных с его стороны прав и обязанностей.
«________________»____________________20_____г. ___________________
(число) (месяц) (год) (подпись)
Приложение 9.
Анкета для родителей будущих первоклассников
Уважаемые родители! В целях учета индивидуальных особенностей вашего ребенка, а также организации личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании, просим ответить Вас на вопросы анкеты. Информация конфиденциальна.
- Ф.И. ребенка___________________________________________________________________________
- Дата рождения_________________________________________________________________________
- Количество детей в семье___________который по счету данный ребенок________________________
- Были ли осложнения во время беременности и родов_________________________________________
______________________________________________________________________________________ - Какие инфекционные заболевания и травмы перенес ребенок до 3 лет__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В каком возрасте ребенок заговорил (отдельные слова)_______________________________________
- Обращались ли к невропатологу?_____________Повод:______________________________________
______________________________________________________________________________________
- Какие заболевания есть у вашего ребенка в настоящее время (вы сообщаете эти данные в целях сохранности здоровья вашего ребенка):
- слуха;
- зрения;
- опорно – двигательного аппарата;
- сердечно – сосудистой системы;
- эндокринной системы;
- желудочно – кишечного тракта;
- центральной нервной системы;
- дыхательной системы;
- другое (вписать)________________________________________________________________________
- Охотно ли ребенок посещает дошкольное учреждение?_______________________________________
- Если да: что ему особенно нравится?_______________________________________________________
- Если нет: что ему особенно не нравится?____________________________________________________
- Какие любимые игры и занятия есть у вашего ребенка?________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Какие черты присущи вашему ребенку? (нужное подчеркнуть)
- добрый;
- внимательный;
- аккуратный;
- спокойный;
- самостоятельный;
- жизнерадостный;
- невнимателен, не собран;
- кричит, топает ногами;
- бьет сверстников;
- не выполняет просьбы взрослых;
- командует детьми, взрослыми;
- не в меру плаксив;
- ласковый;
- заботливый;
- любознательный;
- покладистый;
- послушный;
- общительный;
- часто вял, пассивен;
- бросает предметы на пол;
- упрямится;
- не уверен в себе;
- часто раздражителен и возбужден;
- тревожный, боязливый;
- что – то другое (впишите)________________________________________________________________
12.Ваш ребенок предпочитает чаще играть (подчеркнуть):
- со взрослыми;
- с детьми;
- в одиночестве.
13. С кем ребенок чаще проводит свое свободное время?________________________________________
14. К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается со своими личными вопросами?_______________________________________________________________________________
15.Всегда ли между членами семьи наблюдается единство в вопросах воспитания?__________________
Если нет: в чем расхождение?_______________________________________________________________
16. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху в деятельности:
- агрессивное;
- безразличное;
- легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;
- спокойное;
- обидчивое.
17. Как ребенок засыпает:
- с трудом;
- поздно;
- легко и быстро;
- рано.
18. Как ребенок просыпается:
- рано;
- поздно;
- самостоятельно;
- с трудом, с помощью взрослых.
19. Ведущая рука ребенка (правая/левая)______________________________________________________
20. Есть ли в семье левши среди близких и дальних родственников?_______________________________
Ф.И.О родителя, заполнившего анкету________________________________________________________
«________________»____________________20_____г. _____________________________________
(число) (месяц) (год) (подпись)
Спасибо за участие!
п/п | Фамилия, имя ребенка | Возраст | Посещает / не посещает детский сад | Работает _____рукой | Психосоциальная зрелость | Мотивационная готовность | Зрительно – моторная координация | Переключение и распределение внимания | Память | Целостность восприятия | Мышление | Речь | Общая оценка готовности к школе | Первоначальные знания, умения, навыки | ||||||||||||
Кратковременная зрительная | Кратковременная слуховая | Долговременная слуховая | Сравнение | Классификация - обобщение | Причинно – следственные связи - последовательность | Закономерности | Звукопроизношение | Звукобуквенный анализ | Фонематический слух | Фразовая речь | Знание букв | Знание цифр | Счет прямой и обратный в пределах 10 | Решение простых задач в пределах 5 | Чтение | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Приложение 10.
МОУ ИРМО СОШ
Результаты диагностики детей 6-7 лет на уровень психологической готовности к школе / __________год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе
Презентация к родительскому собранию по результатам проведения диагностики в 1 классе МБОУ СОШ с. Куймань 2012 г....
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на пр...
«Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)» Обобщение опытом
Тема данной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)». Проблема поиска эффективного и надежного психологическо...
Диагностика личностной готовности ребенка к школе
Материалы для психолога...
Стартовая диагностика готовности ребенка к школьному обучению по программе "Начальная школа 21век"
Приемственность детского сада и школы. Обследование первоклассников на готовность к школьному обучению по программе "Начальная школа 21век"....
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ПРОГРАММАДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...
Диагностика готовности ребенка к школе
презентация к родительскому собранию...