Статья. Обучение младших школьников с ЗПР. Материалы региональной научно-практической конференции "Функциональная грамотность. Уроки жизни."
статья

Статья. Конференция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_ml_shk_s_zpr.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

   Причиной изучения, коррекции задержки психического развития у
детей послужило появление новой массовой категории аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу, и составляющих значительную часть неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения. С одной стороны, необходимо было установить причины неуспеваемости в массовых школах и найти способы борьбы с нею. С другой стороны, возникала потребность дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений познавательной деятельности. Это стало возможным с введением комплексной медико-психологической системы диагностики ЗПР, которая установила, что показатели её распространенности ЗПР ограничиваются 3-5% среди детского населения.
   Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения комбинированного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные задачи. После окончания специального дошкольного учреждения или группы ребенок, в зависимости от диагностических показателей, переводится в специальную школу соответствующего типа, класс для детей с ЗПР в общеобразовательной школе или в обычный класс общеобразовательной школы. Этот перевод осуществляется на основании направления в специальное школьное учреждение или группу по решению постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
   В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует особый тип аномалии, отставания психического развития ребенка.
   ЗПР имеет различное происхождение: дефекты конституции ребенка, вследствие чего по-своему физическому и психическому развитию
он начинает соответствовать более раннему; результат неблагоприятных
условий социальной микросреды, которые длительно воздействуют,
травмируя психику ребёнка. В клинической и психолого-педагогической
литературе представлено несколько классификаций ЗПР.
   1. Выдающийся детский психиатр Г.Е. Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной неуспеваемостью, основывала свою классификацию ЗПР на причинах её возникновения: 1) интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями воспитания или патологией поведения; 2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3) интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма; 4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма; 5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдалённом периоде инфекций и травм ЦНС [4].
   2. Исследования М.С. Певзнер и Т.А. Власовой позволили выделить
в классификации две основные формы ЗПР: 1) задержку психического
развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой
сферы; 2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. [2].
   3. В.В. Ковалёв в своей классификации выделяет четыре основных
формы ЗПР:
   1) дизонтогенетическая форма ЗНР, при которой недостаточность
обусловлена механизмами задержанного или искажённого психического
развития ребёнка;
   2) энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
   3) ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота,
недоразвитие речи и пр.);
   4) ЗПР, вызванные дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогической запущенностью) [3].
   4. Наиболее информативной для психологов и педагогов является
классификация К.С. Лебединской [1]. На основе комплексного клиникопсихолого-педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития, включающую четыре основных варианта ЗПР:
   1) задержку психического развития конституционального происхождения;
   2) задержку психического развития соматогенного происхождения;
   3) задержку психического развития психогенного происхождения;
   4) задержку психического развития церебрально-органического генеза. В нашей работе мы будем опираться на данную классификацию.
   Представленные авторские классификации ЗПР в основном отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения
двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями психических функций.
   В многочисленных исследованиях, касающихся детей с ЗПР, выделяют характерные признаки задержки психического развития: незрелость
эмоционально-волевой сферы; нарушение внимания и концентрации; повышенная психическая утомляемость; трудности с ориентацией в пространстве; нарушена координация движений; трудности в самообслуживании; ребенку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием; высокий уровень тревоги, низкая самооценка.

Литература
1. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. – М.: Педагогика, 1982. – 127 с.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии
/ И.И. Мамайчук. – М.: Речь, 2001. – 220 с.
3. Певзднер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа
развития // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. – С. 354-388.
4. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста /
Г.Е. Сухарева – М.: Медицина,1959. - Т.2. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Обучение младших школьников способам общения"

То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству. Из этого следует, что общение является специфической формой взаимодействия чело...

Публикация в издании: сборнике материалов региональной научно – практической конференции «Реализация инновационной политики в Тюменской области»

Публикация материала "Обновление педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения"...

Статья: "Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно ...

Сборник материалов региональной научно-практической конференции

Сборник материалов региональной научно – практической конференции от 22 октября 2009 года «Системные эффекты реализации приоритетного национального проекта «Образование» статья...

статья обучение младших школьников работе с информацией в сети Интернет

В статье проводится анализ сервисов для учащихся начальной школы. Также раскрыты способы работы детей с информацией в сети Интернет....

Статья «Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё бо...