Программа "Навыки общения"
рабочая программа (2 класс)

Данная программа помогает развить необходимые коммуникативные компетенции у учащихся начальных классов с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_obshcheniya.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа №131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

__________________ Л.Н. Ненашева

«      » ________________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие навыков общения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

2а, 2в класса

на 2021-2022 учебный год

Составитель

педагог-психолог

Курносова Анастасия Олеговна

Санкт-Петербург

2021г.

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

1

Календарно-тематическое планирование

4

Планируемые результаты освоения  программы

5

Условия реализации программы

6

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

6

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Международные:

· Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

· Конституция РФ;

· Закон РФ «Об образовании»;

· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

· Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;

· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;

· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;

· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;

· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);

· Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Актуальность

Описание контингента

Программа «Развитие навыков общения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

», предназначена для учащихся с задержкой психического развития, для которых характерны следующие особенности: неустойчивость эмоционально-волевой сферы, трудности в процессе саморегуляции, сниженная познавательная активность, повышенная утомляемость, трудности в коммуникативной сфере.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Общеобразовательной программы.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью особенно актуальна в настоящее время.

Основная задача в работе с  детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности  учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Работа по программе «Развитие навыков общения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья» поможет школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты и  успешно общаться со сверстниками.

Формы и методы проведения индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • психогимнастика
  • элементы ABA
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с ЗПР  младшего школьного возраста.

Занятия с детьми проходят не реже 1 занятия в неделю (20 минут –экстренно  и 30-40 минут планово)

Цель программы:  расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.

  Задачи программы:

  • развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
  • развитие у учащихся  навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
  • развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
  • формирование у учащихся  положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
  • обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения.

Структура занятий

Этапы

занятия

Содержание

этапа

Цели

этапа

I

Ритуал приветствия.

Создание условий для сплочения участников.

II

Разминка.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.

III

Основное содержание занятия.

Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм.

IV

Рефлексия прошедшего занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

V

Ритуал прощания.


Окончание занятия.

Календарно-тематическое планирование

(групповые и индивидуальные занятия)

Тема

Цель

Количество

часов

Сроки проведения

Моё имя

Идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я»; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

1

Какой я? Автопортрет

Формирование представлений о собственном я; ощущение собственного «я», выражение его художественными средствами, в поведении; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков;

1

Ассоциации

Повышение активности детей; знакомство с понятием: ассоциации; повышение самооценки ребенка;  развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

2

Наши чувства и эмоции

Повышение активности детей; закрепление знаний об эмоциях; развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства; повышение самооценки ребенка;  развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

2

Уверенность – неуверенность

Повышение активности детей; формирование представлений об уверенности и неуверенности; анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях;  эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении и художественными средствами;  повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков;

1

Что такое общение?

Знакомство с основами общения: понятие, средства общения, роль эмоций в общении, обучение способам понимания и разрешения споров, не доводя их до ссоры и способам их разрешения без ущерба для личности.

1

Языки общения.

Учить строить общение в соответствии с социальными нормами.

Развитие навыков эффективного общения, положительного эмоционального отношения к окружающим. Обучение понимания мимики, жестов собеседника.

1

«Кто такой агрессивный человек?»

Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими.

Знакомство учащихся с понятиями «Агрессивность», «Агрессивный человек».

Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими.

Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности.

1

«Учимся правильно выражать обиду и гнев»

Обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева, навыком конструктивного общения.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство с техникой «Я - высказывание», ее отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение.

1

«Учимся сотрудничать»

Создание условий для сплочения классного коллектива, дружеского взаимодействия.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного и учебного общения.

Формирование положительной мотивации на соблюдение правил комфортного общения.

2

«Я дарю тебе радость»

 знакомство детей друг с другом; знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого; снятие психомышечного напряжения.

1

«Дружелюбие  - враждебность»

Повышение активности детей; формирование представлений о дружелюбии и враждебности; анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях; ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание дружелюбия и враждебности; развитие коммуникативных навыков; снятие психомышечного напряжения.

1

Плохое настроение

Повышение активности детей; разрядка агрессивных импульсов; актуализация и коррекция упрямства; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

2

Ссора

Повышение активности детей; научить детей отреагированию эмоций в конфликте; формировать адекватные формы поведения; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

1

Я и другие

Повышение активности детей; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

2

Я глазами других

повышение активности детей; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

1

Вместе веселей

повышение активности детей; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие организаторских и коммуникативных навыков;

1

Вместе скучно нам не будет

повышение активности детей; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого.

2

Давай дружить

повышение активности детей; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие организаторских и коммуникативных навыков;

1

Итоговое занятие

Определение  психоэмоционального состояния, самооценки детей.

1

ИТОГО: 26ч.

Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.

Планируемые результаты

По окончанию реализации программы у учащихся повысятся:

  1. Навык рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
  2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
  3. Навыки общения в различных жизненных ситуациях.
  4. Навыки совместной деятельности.

Результативность работы по программе определяется сравнительным анализом проведенных диагностических исследований.

Условия реализации программы

Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:

  • посещение индивидуальных   занятий не менее одного раза в неделю;
  • продолжительность занятий – 20-40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами,  специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы


I. Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
  2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997.
  5. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов. - М, Айрис-Пресс, 2006.
  6. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001.
  7. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
  8. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.
  9. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология.-1986. - №4.
  10. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  11. Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая наука и общественная практика Ч. 2. Минск. 1993.
  12. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.
  13. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
  14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
  15. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.
  16. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003.
  17. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития. - М.,1981. - с.34-45
  18. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер.-М.:Из-во АПН РСФСР.1983
  1. Аудиовизуальные средства:

  1. Экранные средства обучения (зрительный ряд)
  2. Экранно  звуковые средства (учебные видеозаписи).
  3. Схемы, таблицы, наглядные пособия.
  4. Технология мультимедиа (презентации).

Ш. Сетевые источники:

  1. А.Я. Психология (http://www.azps.ru/);
  2. Лицом к лицу с психологией (http://www.psy-vis.ru/ );
  3. Мир психологии (http://www.psychology.net.ru/);
  4. Психология на русском языке (http://www.psychology.ru/);
  5. Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
  6. Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
  7. Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
  8. Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

час общения. Игровая программа "Наше общение"

игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...