Программа "Навыки общения"
рабочая программа (2 класс)
Данная программа помогает развить необходимые коммуникативные компетенции у учащихся начальных классов с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_obshcheniya.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга __________________ Л.Н. Ненашева « » ________________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие навыков общения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
2а, 2в класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель
педагог-психолог
Курносова Анастасия Олеговна
Санкт-Петербург
2021г.
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 1 | |
Календарно-тематическое планирование | 4 | |
Планируемые результаты освоения программы | 5 | |
Условия реализации программы | 6 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 6 |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
· Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;
· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
· Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Актуальность
Описание контингента
Программа «Развитие навыков общения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
», предназначена для учащихся с задержкой психического развития, для которых характерны следующие особенности: неустойчивость эмоционально-волевой сферы, трудности в процессе саморегуляции, сниженная познавательная активность, повышенная утомляемость, трудности в коммуникативной сфере.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Общеобразовательной программы.
Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью особенно актуальна в настоящее время.
Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Работа по программе «Развитие навыков общения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья» поможет школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты и успешно общаться со сверстниками.
Формы и методы проведения индивидуальных занятий:
- игра
- элементы арт-терапии
- элементы сказкотерапии
- психогимнастика
- элементы ABA
- беседы
Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с ЗПР младшего школьного возраста.
Занятия с детьми проходят не реже 1 занятия в неделю (20 минут –экстренно и 30-40 минут планово)
Цель программы: расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.
Задачи программы:
- развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
- развитие у учащихся навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
- развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
- формирование у учащихся положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
- обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения.
Структура занятий
Этапы занятия | Содержание этапа | Цели этапа |
I | Ритуал приветствия. | Создание условий для сплочения участников. |
II | Разминка. | Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность. |
III | Основное содержание занятия. | Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм. |
IV | Рефлексия прошедшего занятия. | Рефлексия прошедшего занятия. |
V | Ритуал прощания. | Окончание занятия. |
Календарно-тематическое планирование
(групповые и индивидуальные занятия)
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.
Планируемые результаты
По окончанию реализации программы у учащихся повысятся:
- Навык рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
- Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
- Навыки общения в различных жизненных ситуациях.
- Навыки совместной деятельности.
Результативность работы по программе определяется сравнительным анализом проведенных диагностических исследований.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение индивидуальных занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 20-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
I. Список литературы
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
- Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997.
- Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов. - М, Айрис-Пресс, 2006.
- Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
- Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.
- Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология.-1986. - №4.
- Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
- Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая наука и общественная практика Ч. 2. Минск. 1993.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003.
- Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития. - М.,1981. - с.34-45
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер.-М.:Из-во АПН РСФСР.1983
- Аудиовизуальные средства:
- Экранные средства обучения (зрительный ряд)
- Экранно − звуковые средства (учебные видеозаписи).
- Схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Технология мультимедиа (презентации).
Ш. Сетевые источники:
- А.Я. Психология (http://www.azps.ru/);
- Лицом к лицу с психологией (http://www.psy-vis.ru/ );
- Мир психологии (http://www.psychology.net.ru/);
- Психология на русском языке (http://www.psychology.ru/);
- Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
- Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
- Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
- Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
час общения. Игровая программа "Наше общение"
игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...