Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения.
учебно-методическое пособие
Доклад "Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки учителя в общении с учениками.
Приёмы их решения.
Уважаемые коллеги, сегодня, на нашем педагогическом совете, мы рассмотрим одну из важнейших тем, которая касается ошибок, допускающих учителями в общении с учениками.
Всем известно, что в школе существуют две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, а также средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей значимое место, а поэтому очень важно, чтобы они сложились.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач, к примеру: плохая дисциплина на уроках, отсутствие интереса к предмету, грубости учащихся и т.д.
Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания.
К примеру, это:
- Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
- Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.
3. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.
- Неумение выслушать, поддержать беседу.
- Отсутствие контакта глаз.
- Необъективность придирки.
- Невнимательность к достижениям учащихся.
Помимо ошибок в общении, существуют и личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:
К таким особенностям относятся: вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство и т.д.
Большую роль играет непосредственная оценка ученика, которую имеет учитель по отношению к учащимися.
Мы оцениваем учеников по различным критериям, к примеру:
Мы оцениваем ученика по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, выделяем прежде всего положительные качества; слабоуспевающих же характеризуем больше с негативных позиций. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в наших глазах.
Не для кого не секрет что, учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками учителей, а непривлекательные — наоборот. Учитель, также, отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.
Помимо всех ошибок и оценки ученика существуют такие признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся, например:
• Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
• Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
• Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
• Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
• Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
Трудности и барьеры общения также являются негативными составляющими взаимоотношения между учеником и учителем, но существуют и пути их преодоления.
Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению.
Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров.
К примеру, это может быть:
- Барьер несовпадение установок.
- Барьер отсутствия внимания и интереса.
- Барьер подражания.
- Барьер возраста и т.д.
Следует также сказать о психологических приемах достижения расположения учащихся. Таких приемов огромное количество, но в качестве примера назову.
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение, которое, как мы знаем, является двух видов: вербальным и невербальным. В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального.
Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств.
Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.
Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность.
И в украшениях, и в косметике - во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.
Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство.
Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.
Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.
Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.
Жесты могут быть открытые и закрытые.
Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт.
Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.
Мимика.
Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.
Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.
Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.
Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Если учитель невнимательно владеет данными средствами, то ученики начинают проявлять равнодушие, как к самому учителю, так и к его предмету.
Вывод: Таким образом, уважаемые коллеги, следует следить за своим невербальным общением с учениками, потому что, как оказалось, оно играет немаловажную роль, а поэтому агрессивные жесты и мимики отталкивают детей от нашей с вами личности, а именно педагогической.
Выступление педагога-психолога на педсовете
на тему: «Комфорт»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы обсудим тему комфорта. Что это. Для чего это нужно. Почему это важно для каждого из нас. И как создать комфортную среду в рамках школы. Прежде всего обратимся к значению данного слова. В переводе с латинского языка foortis «комфорт» означает сильный, крепкий. На английском языке — comfort это (поддержка, укрепление). В современной речи слово «комфорт» употребляется в значении «удобный, уютный».
Как же мы ощущаем комфорт? Как понимает, что нам комфортно? Комфорт ощущается на физическом, психологическом и интеллектуальном уровне. Рассмотрим каждый из уровней отдельно.
Физический комфорт характеризуется удовлетворением телесных, соматических и предметно – пространственных потребностей. В первую очередь это потребности в пище, в воде, тепле и других условиях, на которых основывается жизнедеятельность человека.
Психологический комфорт- это состояние в котором любой человек чувствует себя спокойно, радостно, расслабленно в процессе жизнедеятельности и у него нет необходимости от кого-либо защищаться.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами.
Большую часть своего времени дети проводят в школе, как и мы с вами. И поэтому нам важно создать такие условия, в которых все будут чувствовать себя комфортно.
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон.
Если физический комфорт в большей степени зависит от бытового обустройства школьного пространства. То психологический и интеллектуальный комфорт зависит от того, насколько качественно педагог может выстроить отношения с учениками.
На мой взгляд идеи гуманистической педагогики хорошо отражают специфику построения равноправных, партнерских отношений между учеником и учителем. Эта диада строится на уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе и осуществляется путем:
Доверия со стороны педагога к ученикам, в каждом из которых он видит личность, со своими индивидуальными взглядами и интересами. Если ребенок чувствует, что учитель видит и ценит его личные качества, относится к ним с истинным уважением, то он сам начинает доверять и открываться учителю.
Педагог должен проявлять интерес к каждому ученику и принимать его личность, включая – внешний вид, речь, образ мышления, поведение, привычки, взгляды на жизнь и т.д.
На уроке необходимо создавать атмосферу заинтересованности. Заинтересованность проявляется не только в интересе к личности самого педагога, но и к тем знаниям, которые он дает детям. Вызванный интерес способствует стимуляции и мотивации к образовательному процессу со стороны каждого ребенка.
Не при каких обстоятельствах педагог не должен позволять себе унижать личность ребенка. Недопустимо ни физическое, ни моральное унижение, так как учитель значительно сильнее. Нельзя применять свою силу против ребенка, ведь тем самым педагог дает ребенку негативный «силовой прием», который он может взять на вооружение и использовать против слабых.
Педагог должен применять умеренность в требованиях к ребенку, чтобы дать ему уверенность в собственных силах. Важным является то, что требования должны быть целесообразны знаниями ребенка и ни в коем случае не имели характер наказания. То есть любое требование должно быть озвучено в доброжелательной и уважительной форме.
Оценка деятельность ребенка не должна осуществляться в виде каких-либо стандартов или с целью сравнения достижений разных детей. Оценка умений или деятельности ребенка осуществляется для того, чтобы показать, чего смог достичь ребенок на данном этапе, а к чему еще нужно стремиться. Оценивание должно быть справедливым и непредвзятым.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе, ему нужно предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свои мысли, эмоции, а также демонстрировать свои возможности и умения. Задача педагога помогать и направлять учеников в раскрытии своего потенциала, создавая вокруг комфортную, доброжелательную атмосферу. Ведь только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
Исаева Д.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типичные ошибки родителей при воспитании детей
Советы психолога...
Типичные ошибки при изучении русского языка, как неродного
Типичные ошибки при изучении русского языка, как неродного...
Правила создания презентаций. Типичные ошибки при создании презентаций
Прежде чем перейти к обсуждению темы, ответьте на вопрос: а зачем нам к конкретному уроку нужна презентация?Использование презентации Power Point на уроке дает широкие возможности для учителя и учащих...
Типичные ошибки в начальной школе. Классификация.
Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей.Сочинения и изложения - основные формы проверки умени...
Типичные ошибки в общении с родителями
Памятка " Типичные ошибки в общении с родителями"...