Психологическая готовность будущих первоклассников к школе
консультация (1 класс)
Психологическая готовность к школе на сегодняшний день является актуальной темой для обсуждения среди родителей будущих первоклассников. Вроде и со школой определились, и с учителем. А на что еще следует обратить внимание?
Начнем с того, что каждый ребенок растет и развивается в разной среде. И для успешного освоения учебной программы должны быть развиты психические функции организма, такие как память, внимание, мышление и воображение. Не следует упускать момент развития правильной и четкой речи. Психологи утверждают, что все эти компоненты формируются в период до 6-7 лет.
В свою очередь можно сказать, что готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности первоклассника.
Психологическая готовность складывается из четырех сфер:
• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_budushchih_pervoklassnikov_kshkole.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность будущих первоклассников к школе
Психологическая готовность к школе на сегодняшний день является актуальной темой для обсуждения среди родителей будущих первоклассников. Вроде и со школой определились, и с учителем. А на что еще следует обратить внимание?
Начнем с того, что каждый ребенок растет и развивается в разной среде. И для успешного освоения учебной программы должны быть развиты психические функции организма, такие как память, внимание, мышление и воображение. Не следует упускать момент развития правильной и четкой речи. Психологи утверждают, что все эти компоненты формируются в период до 6-7 лет.
В свою очередь можно сказать, что готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности первоклассника.
Психологическая готовность складывается из четырех сфер:
• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).
Личностная готовность – важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Развитый аспект позволяет первокласснику сознательно вступить в новую роль. Ребенок готов к обучению, если:
• самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
• активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, и на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
• имеет сформированное эстетическое и нравственное чувство.
Умственная готовность – важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения дошкольник должен интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Ребенок готов воспринимать и усваивать новую информацию, если он:
• имеет соответствующие возрасту память, внимание, словесно-логическое, образное и аналитическое мышление;
• ориентируется в пространстве: знает, как дойти да школы/магазина и обратно вернуться домой;
• имеет развитую речь, богатый словарный запас, грамматически правильно строит предложения;
• обладает необходимой базой знаний об окружающем мире и жизни в обществе;
• может рассказать о себе и своей семье, знает адрес и данные родственников;
• любознателен: всем интересуется, хочет узнавать новое;
• способен анализировать информацию: сравнивать и обобщать, выделять главное и несущественное, классифицировать предметы по категориям «посуда, мебель, одежда и т.д.»;
• умеет рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи «если–то, потому что, поэтому».
Волевая готовность – значимый критерий психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения ребенок должен быть эмоционально зрелым. Волевая готовность предполагает, что дошкольник:
• с радостью ожидает поступления в первый класс;
• имеет нравственные установки, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо;
• умеет управлять своим настроением и поведением;
• позитивно относится к себе, другим детям, педагогам, «схватывает» настроение человека;
• усидчив и сосредоточен: может долго и внимательно слушать взрослого, выполнять задания, не отвлекаясь на другие дела и предметы;
• способен подчинять собственные мотивы, интересы и желания коллективным;
• может выполнять задание учебной программы, которое ему не по душе;
• настойчив и организован: способен напряженно трудиться, преодолевать сложности, делать то, что требует учитель;
• дисциплинирован, способен соблюдать режим школьной жизни;
• принимает цели учебной деятельности, положительно относится к ним;
• стремится достичь высоких отметок и похвалы, хочет стать отличником или хорошистом;
• понимает, какие черты его характера положительны, а какие отрицательны, готов их менять.
Социальная готовность – ключевой компонент психологической готовности к школе. Чтобы обучаться в коллективе, дошкольник должен быть готовым взаимодействовать с социумом. Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок:
• стремиться общаться со сверстниками, пытается с ними подружиться;
• умеет устанавливать и поддерживать контакт с людьми, действовать совместно с ними;
• поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая;
• умеет смотреть на себя со стороны и просчитывать последствия своих поступков;
• толерантен: умеет уступать в споре, делиться своими вещами;
• соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди;
• готов активно участвовать в жизни детского коллектива;
• понимает и признает авторитет учителя, воспитателя, родителей, готов подчиняться требованиям взрослых;
• не боится обратиться за помощью к старшим.
Низкий уровень социальной готовности мешает ребенку адаптироваться в коллективе, препятствует успешному усвоению знаний.
Задача родителей и воспитателей детского сада – развивать все виды готовности к школе. Это облегчит адаптационный период и предупредит трудности в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности будущих первоклассников
комплексная методика диагностики готовности будущих первоклассников...
Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.
Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллект...
Родительское собрание "О готовности будущих первоклассников к обучению в школе"
Данный материал учитель использует для проведения родительского собрания....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Презентация....
Статья: "Готовность будущего первоклассника к школе"
Будущий первоклассник должен быть готов к школе физически, интеллектуально и психологически. К физическим критериям относится соответствующее возрасту развитие ребенка: вес, рост, мышечный тонус,...
Психологические особенности школьной готовности будущего первоклассника
В данной презентации представлены практические рекомендации для родителей будущих первоклассников...
Психологическая газета "Будущие первоклассники"
Готовность ребенка к школе....