Игры и упражнения для развития внимания младших школьников
методическая разработка (1 класс)

В статье предложен банк игр и упражнений для развития свойств внимания ( концентрации, устойчивости, распределения и др.). Игры могут быть использованы в 1-2 классах начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития внимания младших школьников»

  1. Упражнение «Мой любимый фрукт»

Цель: развитие способности к длительной концентрации внимания, памяти.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

  1. Упражнение «Летает - не летает»

Цель: развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

  1. Упражнение «Телефон»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

  1. Упражнение «Найди слова»

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания младших школьников.

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

  1. РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

  1.  НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

  1. Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

  1.  «Найди отличия».

Для развития внимания детей младшего школьного возраста можно использовать следующие задания:

Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 5 отличий на этих картинках.

  1. Игра «Числа»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания.

Учащиеся встают в круг. «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

Можно предложить другой вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т. д.

  1. Игра «Тренируем зрительную намять»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, зрительной памяти.

Детям в течение 10-15 секунд (в зависимости от степени подготовленности класса) демонстрируется таблица.

Необходимо запомнить расположение знаков, а затем зарисовать их в клетках заранее подготовленных пустых таблиц (в тетради).

https://ped-kopilka.ru/images/29(46).jpg

Игру можно проводить не один раз.

  1. Игра «Ладошки»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, то есть пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки дети, не поднявшие ладошки вовремя, выбывают из игры.

  1.  Игра «Фотоаппарат»

Цель: развитие сосредоточенности, перераспределения внимания, увеличение объема зрительного восприятия, воображения.

Ребенку предлагается вытащить из конверта геометрические фигуры и составить из них картинку. Затем точно перерисовать, то есть «сфотографировать» составленное изображение. Например, из треугольников разной величины составить елочку, из одного большого овала, одного среднего и четырех маленьких выложить зайчика, из трапеций разного размера и одного треугольника – башенку.

Фигуры можно использовать разные, во время игры можно закрепить с учеником название знакомых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и назвать новые (ромб, трапеция, полукруг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

упражнения для развития внимания младших школьников

Советы родителям для развития внимания младших школьников....

Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой работы.

Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.Возрастные особенности внимания у младших школьников.Групповые игры на развитие внимания.        Подвижные игры и упраж...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Сборник упражнений для развития внимания младших школьников

Внимание дошкольников и младших школьников необходимо развивать. Предлагаемые упражнения просты в применении, интересны для детей и эффективны....