Методика Изучение школьной мотивации М.Р.Гинзбурга.
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Методика "Изучение школьной мотивации" М.Р.Гинзбурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izuchenie_shkolnoy_motivatsii_m.r.ginzburga.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Изучение мотивации обучения
у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
- соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
- методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для обучающегося
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых от-ветов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы под-черкни.
Анкета для обучающегося
Дата _________________________
Ф.И. _________________________
Класс _________________________
- Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
- Я не могу учиться лучше, так как...
а)у меня есть более интересные дела;
б)можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в)мне мешают дома;
г)в школе меня часто ругают;
д)мне просто не хочется учиться;
е)не могу заставить себя делать это;
ж)мне трудно усвоить учебный материал;
з)я не успеваю работать вместе со всеми.
- Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а)я хорошо знаю учебный материал;
б)мои товарищи будут мной довольны;
в)я буду считаться хорошим учеником;
г)мама будет довольна;
д)учительница будет рада;
е)мне купят красивую вещь;
ж)меня не будут наказывать;
з)я не буду тянуть класс назад.
- Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а)я плохо знаю учебный материал;
б)это получилось;
в)я буду считаться плохим учеником;
г)товарищи будут смеяться надо мной;
д)мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы!
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет оп-ределенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обра-ботки результатов).
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Таблица обработки результатов
Варианты | Количество баллов по номерам предложений | |||
ответов | 1 | 2 | 3 | 4 |
а) | 2 | 3 | 5 | 5 |
б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
в) | 4 | 0 | 3 | 3 |
г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
е) | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
з) | 0 | 3 | 4 | 0 |
и) | 0 | — | — | 0 |
к) | 5 | — | — | — |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации уче-ния. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица | ||
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | |
I | 41-49 | |
II | 33-40 | |
III | 25-32 | |
IV | 15-24 | |
V | 5-14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из на-чальных классов в средние.
- - очень высокий уровень мотивации учения;
II- высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения; IV - сниженный уровень мотивации учения;
V- низкий уровень мотивации учения.
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования
осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга.
Учебная мотивация....
Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...
Методика изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга
Представлен материал по формированию учебной мотивации младших школьников...
Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой...
Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1 классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основныеподходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебноймотивации»....
Методика "Изучение школьной мотивации" М.Р.Гинзбурга.
Методика для изучения школьной мотивации....
Методика Изучение школьной мотивации М.Р.Гинзбурга.
Нет аннотации...