Уроки развития и их влияние на формирование УУД
презентация к уроку
В выступлении представлены приёмы и способы работы по формированию УУД у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки развития для формирования УУД | 59.5 КБ |
Уроки развития для формирования УУД | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Уроки развития
В современных условиях обучение должно удовлетворять интересы и потребности ребенка, способствовать развитию его интеллектуальных навыков, формировать культуру речевого общения.
Программа «Уроки развития» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о построении логических высказываний. Решение интеллектуальных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что привлекательно для младших школьников. В процессе усвоения элементарных знаний по курсу у детей развиваются мыслительные способности: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать материал, находить главное, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
Курс рассчитан на четыре года обучения, один раз в неделю. 1 класс – «Развитие восприятия», 2 класс – «Развитие памяти», 3 класс – «Развитие логики», 4 класс – «Развитие внимания».
С учётом требованием Стандартов, программа способствует формированию следующих УУД у обучающихся:
Предметные:
- усвоить основные базовые знания по логике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Метапредметные:
- творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать не только предметными, но и универсальными компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач;
- выполнять логические упражнения: группировка – классификация, синтез, анализ, обобщение, построение логических цепочек, решение проблем, находя несколько вариантов решения;
- умение вести учебный диалог, принимать мнение собеседника, оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Личностные:
- раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования;
- расширение кругозора.
Программа внеурочной деятельности «Уроки развития» имеет рецензию доцента гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Нижневартовского государственного университета». Прошла апробацию и используется на протяжении 10 лет.
Предлагаю вниманию задания, которые используются на «Уроках развития».
ВОСПРИЯТИЕ – это основной, познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов при воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления. В основе этого процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
- «Наборщик» - составление слов из заданного слова по системе.
Например: Гастроном – гам, гром, гомон, гном, астроном и т.д.
- «Существенные и несущественные признаки» - анализ предметов (Н-А, (9-6, П-Т-Г), фигур, рисунков.
- «Анаграммы».
Елот – лето, есван – весна, имаз – зима, ормзо – мороз.
- «Угадай-ка» - Называние свойств предмета, не называя самого предмета.
- «Чёрный ящик» - Определить на ощупь, что лежит в ящике.
- «Определи последовательность» - Рассмотреть ряд слов, определить способ построения ряда: но, нос, ноль, …
- «Найди ошибку» - прочитать слова. Подчеркнуть ошибку, допущенную при написании слов: книсга, рубчка.
ПАМЯТЬ - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
- «Столбик слов» - Прочитать слова, записать то, что запомнили.
Например: крыса, после, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник.
-Исключи «лишнее» слово.
- «Видел – слышал» - На доске ряд слов, учитель ведёт указкой по столбику слов, дети читают их про себя, а учитель в это время произносит другое слово. Затем дети записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.
Например: «видел» «слышал»
книга ручка
ученик перо
тетрадь буква
указка учитель
кукла глаза
часы урок
яблоко вишня
огурец лук
конфеты банан
хлеб лимон
- «Группы чисел»
Даны числа: 2, 12, 4, 27, 103, 5, 42, 703, 55, 127.
Обоснование: однозначные, двузначные и трёхзначные числа; числа,
в которых есть цифра «2» и где нет этой цифры.
- «Группы выражений»
Даны выражения: 65 + 45 54 – 34 76 – 34 23 + 67
2х3 56 : 7 48 : 8 4 х 6
Обоснование: арифметические действия; увеличение или уменьшение
результатов вычисления.
- «Пары слов» - Аналогично.
Например: шум – вода мост – река
лес – медведь стол – обеденный
час – минута дуб – жёлудь
рубль – копейка гвоздь – доска
рой – пчёлы школа – учитель
-Назови «лишнюю» пару.
МЫШЛЕНИЕ - это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Это познавательный процесс, обобщённо и опосредственно отражающий отношения предметов.
- «Выбери пару» - Даны пословицы, надо их распределить парами.
Например: «Всякому терпению мера»
«Терпенье и труд всё перетрут»
«Велик телом, да мал делом».
«Мал золотник, да дорог».
- «Что это?» - продолжить ряд слов, подобрать обобщающее.
Например: Вторник, среда, … - это (дни недели);
Цветы, деревья, … – это (растения);
Юг, восток, … - это (стороны света).
- «Что лишнее?» - Выделение на слух лишнего слова.
Например: трамвай, самолёт, пароход, колесо;
малина, яблоко, калина, земляника.
- «Смысловые пары» - Выбери то, что создаст такую же пару, как на образце.
Например: груша – фрукт,
клён – листок, дуб, дерево, земля, паук.
- «Распутай суждения»
Например: Таня и Оля ели фрукты. Кто-то из них ел персики, кто-то – абрикосы. Таня ела абрикосы, что ела Оля?
- «Логические задачи»
Например: На верёвке завязали четыре узла. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?
ВНИМАНИЕ - это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным процессам.
- «Найди ошибки» - Дан ряд выражений: равенств и неравенств, найти верные, исправить неверные выражения.
Например: 18 > 20 8 +7 < 16 9 +9 = 18 13 – 6 > 8
10 + х = 29 45 < 34 - 2 34:4 = 8 10 х 2 = 32
- «Найди слова» Найди слова, спрятанные в буквенном тексте.
Например: йпаред кякора оашоус
лфбыкр ежукаи выдомс
Развитие воображения не менее важный момент, так как способствует развитию у детей навыков составления текста, написания сочинений, выполнения творческих заданий по технологии и изо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности. На занятиях применяются занимательные задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что привлекательно для младших школьников. В процессе усвоения элементарных знаний по курсу у детей развиваются мыслительные способности: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать материал, находить главное, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.
Учимся мыслить Развиваем восприятие Развиваем память Учимся общаться Развиваем логику Развиваем внимание Развиваем воображение
Предметные: усвоить основные базовые знания по логике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Метапредметные: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать универсальными компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач; выполнять логические упражнения: группировка – классификация, синтез, анализ, обобщение, построение логических цепочек, решение проблем, находя несколько вариантов решения; умение вести учебный диалог, принимать мнение собеседника, оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Личностные: раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования; расширение кругозора.
ВОСПРИЯТИЕ – это основной, познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов при воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления. В основе этого процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
• «Анаграммы». Елот – лето, есван – весна, имаз – зима, ормзо – мороз. • «Угадай-ка» - Называние свойств предмета, не называя самого предмета. • «Чёрный ящик» - Определить на ощупь, что лежит в ящике. • «Определи последовательность» - Рассмотреть ряд слов, определить способ построения ряда: но, нос, ноль, … • «Найди ошибку» - прочитать слова. Подчеркнуть ошибку, допущенную при написании слов: книсга, рубчка.
Из каждой пары слов путем перестановки букв можно составить третье, новое слово – существительное, все буквы должны быть использованы: парк – ива = крапива боб – уста = суббота домна – ил = лимонад кожа – ворон = жаворонок
Играющие соревнуются в составлении слов с наибольшим количеством гласной буквы (других гласных букв в слове не должно быть) А О У Я Е Ш А Р п а р а д к а р а нд а ш б о р к о л о к о л х о р о ш о с у нд у к ф у нд у к д я д я н я н я б е р е г ж е л е з е л е нь
Угадай по описанию
ПАМЯТЬ - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. «Столбик слов» Прочитать слова, записать то, что запомнили. Крыса, после, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник. Исключи «лишнее» слово.
«Видел – слышал» - На доске ряд слов, учитель ведёт указкой по столбику слов, дети читают их про себя, а учитель в это время произносит другое слово. Затем дети записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика. «видел» «слышал» книга ручка ученик перо тетрадь буква указка учитель кукла глаза часы урок яблоко вишня огурец лук конфеты банан хлеб лимон
«Группы чисел» Даны числа: 2, 12, 4, 27, 103, 5, 42, 703, 55, 127. Обоснование: однозначные, двузначные и трёхзначные числа; числа, в которых есть цифра «2» и где нет этой цифры. «Группы выражений» Даны выражения: 65 + 45 54 – 34 76 – 34 23 + 7 2х3 56 : 7 48 : 8 4 х 6 Обоснование: арифметические действия; увеличение или уменьшение результатов вычисления.
«Пары слов» Аналогично. шум – вода мост – река лес – медведь стол – обеденный час – минута дуб – жёлудь рубль – копейка гвоздь – доска рой – пчёлы школа – учитель Назови «лишнюю» пару.
«Выбери пару» - Даны пословицы, надо их распределить парами. «Всякому терпению мера» «Терпенье и труд всё перетрут» «Велик телом, да мал делом». «Мал золотник, да дорог». МЫШЛЕНИЕ - это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами.
Учимся исключать Покажи лишний рисунок. Объясни, почему он не подходит.
«Распутай суждения» Таня и Оля ели фрукты. Кто-то из них ел персики, кто-то – абрикосы. Таня ела абрикосы, что ела Оля? «Логические задачи» На верёвке завязали четыре узла. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?
? Учимся устанавливать закономерности Из нижней части экрана выбери картинки, которые соответствуют картинкам вверху.
? ТАК И КАК , И Догадайся, какого рисунка не хватает в верхнем ряду. Найди этот рисунок в нижнем ряду. Учимся проводить аналогии.
ВНИМАНИЕ - это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным процессам. «Найди слова» Найди слова, спрятанные в буквенном тексте. йпаред кякора оашоу лфбыкр ежукаи выдомс
Какого человечка тут не хватает? ?
«Найди ошибки» Дан ряд выражений: равенств и неравенств, найти верные, исправить неверные выражения. > 20 8 +7 < 16 +9 = 18 13 – 6 > 8 10 + х = 29 45 < 34 - 2 34:4 = 8 10 х 2 = 32
Что не так ?
Развитие воображения 1.Создать образ насекомого, возможно живущего на другой планете 2 . Рассказ или стихотворение о “насекомом, от которого нет покоя”
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...
Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Данный материал поможет при подготовке к родительскому собранию...
Статья "Современный урок как условие максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка"
Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Развитие индивидуал...
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Аннотация: Статья посвящена работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....
Влияние дидактических игр, используемых на уроках развития речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей с нарушением слуха.
В данной работе поднимается вопрос о влиянии дидактических игр, используемых учителем на уроках развития речи, что является эффективным методом для закрепления и расширения словарного запаса у детей с...