Уроки развития и их влияние на формирование УУД
презентация к уроку

Бердникова Ольга Владиславовна

В выступлении представлены приёмы и способы работы по формированию УУД у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки развития

В современных условиях обучение должно удовлетворять интересы и потребности  ребенка,  способствовать развитию его интеллектуальных навыков, формировать культуру речевого общения.

Программа «Уроки развития» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о построении логических высказываний. Решение интеллектуальных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.  Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что привлекательно для младших школьников. В процессе усвоения элементарных знаний по курсу у детей развиваются мыслительные способности: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать материал, находить главное, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Курс рассчитан на четыре года обучения, один раз в неделю. 1 класс – «Развитие восприятия», 2 класс – «Развитие памяти», 3 класс – «Развитие логики», 4 класс – «Развитие внимания».

С учётом требованием Стандартов, программа способствует формированию следующих УУД у обучающихся:

Предметные:

  •  усвоить основные базовые знания по логике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Метапредметные:

  • творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать не только предметными, но и универсальными компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач;
  • выполнять логические упражнения: группировка – классификация, синтез, анализ, обобщение, построение логических цепочек, решение проблем, находя несколько вариантов решения;
  • умение вести учебный диалог, принимать мнение собеседника, оценивать свои результаты и результаты товарищей.

           Личностные:

  • раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования;
  • расширение кругозора.

Программа внеурочной деятельности «Уроки развития» имеет рецензию доцента гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Нижневартовского государственного университета». Прошла апробацию и используется на протяжении 10 лет.

Предлагаю вниманию задания, которые используются на «Уроках развития».

     

ВОСПРИЯТИЕ – это основной, познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов при воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления. В основе этого процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

  • «Наборщик» - составление слов из заданного слова по системе.

Например: Гастроном – гам, гром, гомон, гном, астроном и т.д.

  • «Существенные и несущественные признаки» - анализ предметов (Н-А, (9-6, П-Т-Г), фигур, рисунков.
  • «Анаграммы».

Елот – лето, есван – весна, имаз – зима, ормзо – мороз.  

  • «Угадай-ка» - Называние свойств предмета, не называя самого предмета.
  • «Чёрный ящик» - Определить на ощупь, что лежит в ящике.
  • «Определи последовательность» - Рассмотреть ряд слов, определить способ построения ряда: но, нос, ноль, …
  • «Найди ошибку» - прочитать слова. Подчеркнуть ошибку, допущенную при написании слов: книсга, рубчка.

ПАМЯТЬ -  это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

  • «Столбик слов» - Прочитать слова, записать то, что запомнили.

Например: крыса, после, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник.

-Исключи «лишнее» слово.

  • «Видел – слышал» - На доске ряд слов, учитель ведёт указкой по столбику  слов, дети читают их про себя, а учитель в это время произносит другое слово. Затем дети записывают слова по памяти в  любом порядке в два столбика.

Например: «видел»             «слышал»

книга                    ручка

ученик                  перо

тетрадь                 буква

указка                   учитель

кукла                     глаза

часы                      урок

яблоко                  вишня

огурец                   лук

конфеты                банан

хлеб                       лимон

  •  «Группы чисел»  

Даны числа: 2, 12, 4, 27, 103, 5, 42, 703, 55, 127.

Обоснование: однозначные, двузначные и трёхзначные числа; числа,  

в которых есть цифра «2» и где нет этой цифры.

  • «Группы выражений»

Даны выражения: 65 + 45           54 – 34          76 – 34          23 + 67

                                   2х3                  56 : 7              48 : 8             4 х 6

Обоснование: арифметические действия; увеличение или уменьшение  

результатов вычисления.

  • «Пары слов» - Аналогично.

Например: шум – вода                мост – река

лес – медведь           стол – обеденный

час – минута             дуб – жёлудь

рубль – копейка       гвоздь – доска

рой – пчёлы              школа – учитель

-Назови «лишнюю» пару.

МЫШЛЕНИЕ -  это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Это познавательный процесс, обобщённо и опосредственно отражающий отношения предметов.

  • «Выбери пару» - Даны пословицы, надо их распределить парами.

Например: «Всякому терпению мера»

«Терпенье и труд всё перетрут»

«Велик телом, да мал делом».

«Мал золотник, да дорог».

  • «Что это?» - продолжить ряд слов, подобрать обобщающее.

Например: Вторник, среда, … - это (дни недели);

Цветы, деревья, … – это (растения);

Юг, восток, … - это (стороны света).  

  • «Что лишнее?» - Выделение на слух лишнего слова.

Например: трамвай, самолёт, пароход, колесо;

малина, яблоко, калина, земляника.

  • «Смысловые пары» - Выбери то, что создаст такую же пару, как на образце.

Например: груша – фрукт,

клён – листок, дуб, дерево, земля, паук.

  • «Распутай суждения»

Например: Таня и Оля ели фрукты. Кто-то из них ел персики, кто-то – абрикосы. Таня ела абрикосы, что ела Оля?

  • «Логические задачи»

Например: На верёвке завязали четыре узла. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?

ВНИМАНИЕ -  это направленность  психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным процессам.

  • «Найди ошибки» - Дан ряд выражений: равенств и неравенств, найти верные, исправить неверные выражения.

Например: 18  > 20              8 +7 < 16           9 +9 = 18              13 – 6 > 8

                      10 + х = 29        45 < 34 - 2         34:4 = 8                10 х 2 = 32

  • «Найди слова»  Найди слова, спрятанные в буквенном тексте.

Например: йпаред               кякора              оашоус

                    лфбыкр                ежукаи             выдомс      

Развитие воображения не менее важный момент, так как способствует развитию у детей навыков составления текста, написания сочинений, выполнения творческих заданий по технологии и изо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки развития Бердникова Ольга Владиславовна

Слайд 2

Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности. На занятиях применяются занимательные задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что привлекательно для младших школьников. В процессе усвоения элементарных знаний по курсу у детей развиваются мыслительные способности: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать материал, находить главное, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 3

Учимся мыслить Развиваем восприятие Развиваем память Учимся общаться Развиваем логику Развиваем внимание Развиваем воображение

Слайд 4

Предметные: усвоить основные базовые знания по логике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Слайд 5

Метапредметные: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать универсальными компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач; выполнять логические упражнения: группировка – классификация, синтез, анализ, обобщение, построение логических цепочек, решение проблем, находя несколько вариантов решения; умение вести учебный диалог, принимать мнение собеседника, оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Слайд 6

Личностные: раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования; расширение кругозора.

Слайд 7

ВОСПРИЯТИЕ – это основной, познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов при воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления. В основе этого процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Слайд 8

• «Анаграммы». Елот – лето, есван – весна, имаз – зима, ормзо – мороз. • «Угадай-ка» - Называние свойств предмета, не называя самого предмета. • «Чёрный ящик» - Определить на ощупь, что лежит в ящике. • «Определи последовательность» - Рассмотреть ряд слов, определить способ построения ряда: но, нос, ноль, … • «Найди ошибку» - прочитать слова. Подчеркнуть ошибку, допущенную при написании слов: книсга, рубчка.

Слайд 9

Из каждой пары слов путем перестановки букв можно составить третье, новое слово – существительное, все буквы должны быть использованы: парк – ива = крапива боб – уста = суббота домна – ил = лимонад кожа – ворон = жаворонок

Слайд 10

Играющие соревнуются в составлении слов с наибольшим количеством гласной буквы (других гласных букв в слове не должно быть) А О У Я Е Ш А Р п а р а д к а р а нд а ш б о р к о л о к о л х о р о ш о с у нд у к ф у нд у к д я д я н я н я б е р е г ж е л е з е л е нь

Слайд 11

Угадай по описанию

Слайд 12

ПАМЯТЬ - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. «Столбик слов» Прочитать слова, записать то, что запомнили. Крыса, после, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник. Исключи «лишнее» слово.

Слайд 13

«Видел – слышал» - На доске ряд слов, учитель ведёт указкой по столбику слов, дети читают их про себя, а учитель в это время произносит другое слово. Затем дети записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика. «видел» «слышал» книга ручка ученик перо тетрадь буква указка учитель кукла глаза часы урок яблоко вишня огурец лук конфеты банан хлеб лимон

Слайд 14

«Группы чисел» Даны числа: 2, 12, 4, 27, 103, 5, 42, 703, 55, 127. Обоснование: однозначные, двузначные и трёхзначные числа; числа, в которых есть цифра «2» и где нет этой цифры. «Группы выражений» Даны выражения: 65 + 45 54 – 34 76 – 34 23 + 7 2х3 56 : 7 48 : 8 4 х 6 Обоснование: арифметические действия; увеличение или уменьшение результатов вычисления.

Слайд 15

«Пары слов» Аналогично. шум – вода мост – река лес – медведь стол – обеденный час – минута дуб – жёлудь рубль – копейка гвоздь – доска рой – пчёлы школа – учитель Назови «лишнюю» пару.

Слайд 16

«Выбери пару» - Даны пословицы, надо их распределить парами. «Всякому терпению мера» «Терпенье и труд всё перетрут» «Велик телом, да мал делом». «Мал золотник, да дорог». МЫШЛЕНИЕ - это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами.

Слайд 17

Учимся исключать Покажи лишний рисунок. Объясни, почему он не подходит.

Слайд 18

«Распутай суждения» Таня и Оля ели фрукты. Кто-то из них ел персики, кто-то – абрикосы. Таня ела абрикосы, что ела Оля? «Логические задачи» На верёвке завязали четыре узла. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?

Слайд 19

? Учимся устанавливать закономерности Из нижней части экрана выбери картинки, которые соответствуют картинкам вверху.

Слайд 20

? ТАК И КАК , И Догадайся, какого рисунка не хватает в верхнем ряду. Найди этот рисунок в нижнем ряду. Учимся проводить аналогии.

Слайд 21

ВНИМАНИЕ - это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным процессам. «Найди слова» Найди слова, спрятанные в буквенном тексте. йпаред кякора оашоу лфбыкр ежукаи выдомс

Слайд 22

Какого человечка тут не хватает? ?

Слайд 23

«Найди ошибки» Дан ряд выражений: равенств и неравенств, найти верные, исправить неверные выражения. > 20 8 +7 < 16 +9 = 18 13 – 6 > 8 10 + х = 29 45 < 34 - 2 34:4 = 8 10 х 2 = 32

Слайд 24

Что не так ?

Слайд 25

Развитие воображения 1.Создать образ насекомого, возможно живущего на другой планете 2 . Рассказ или стихотворение о “насекомом, от которого нет покоя”

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Статья "Современный урок как условие максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка"

    Индивидуальность  человека  рассматривается  сегодня  как  одна  из  ценностей  общества.     Развитие  индивидуал...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....

Влияние дидактических игр, используемых на уроках развития речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей с нарушением слуха.

В данной работе поднимается вопрос о влиянии дидактических игр, используемых учителем на уроках развития речи, что является эффективным методом для закрепления и расширения словарного запаса у детей с...