Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
электронный образовательный ресурс
методический материл с описанием психологических особенностей детей с ЗПР, направлениям коррекционной работы и рекомендациями по обучению и воспитанию данной категории детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_milohina_o.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение понятия ЗПР (задержка психического развития) Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых) Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Задержка психического развития у ребенка диагностируется на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Причины возникновения ЗПР Биологические: п атология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, внутриутробная гипоксия плода); недоношенность ; асфиксия и травмы при родах ; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка ; генетическая обусловленность . Социальные: д лительное ограничение жизнедеятельности ребенка; н еблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка; т равмы головы.
Классификация вариантов ЗПР ( К.С.Лебединской ) Конституциональная ЗПР определяется наследственностью . Соматогенная ЗПР приобретается в результате тяжелых и длительных заболеваний в раннем возрасте, которые повлияли на мозговые функции ребёнка: операции с наркозом, болезни сердца , бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии, аллергии, дизентерии и др.) Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость, безнадзорность, жестокое обращение. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).
Общие психологические особенности детей с ЗПР Поведение соответствует более младшему возрасту, наблюдается отставание в 2-3 года. Интеллектуальная деятельность сохранна, страдают ее предпосылки: восприятие, внимание, память, зрительно-двигательная координация, фонематический слух. К началу обучения в школе выявляется: о граниченный запас знаний; н едостаточная сформированность умственных операций; р ечевые нарушения; н изкий уровень познавательной активности; п реобладание игровой мотивации; г иперактивность , импульсивность, расторможенность.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР Особенности восприятия: выраженная замедленность приема и переработки информации недостаточность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире испытывают затруднения при узнавании предметов по контурным или схематическим изображениям недостаточная сформированность пространственных представлений сниженная полнота и точность восприятия Особенности внимания: низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности повышенная отвлекаемость низкий уровень устойчивости внимания чрезвычайно ограничен объем внимания низкая переключаемость повышенная истощаемость и утомляемость
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР Особенности памяти: н изкая продуктивность запоминания, сохранения и воспроизведения информации н изкая активность н едостаточная целенаправленность з амедленная скорость запоминания н изкая точность воспроизведения н изкий объем памяти с нижена произвольная память Особенности мышления: неравномерное развитие всех форм мышления. несформированность познавательной, поисковой мотивации отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализа, сравнения, классификации
Особенности эмоционально-волевой сферы и общения детей с ЗПР Особенности эмоционально-волевой сферы: повышенная эмоциональная лабильность быстрая пресыщаемость ; непосредственность , свойственная детям более младшего возраста; несформированность мотивационной сферы: преобладании игровых интересов в младшем школьном возрасте; поверхностность переживаний. Особенности общения: сниженная потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками низкая эффективность общения во всех видах деятельности низкий уровень сформированности коммуникативных умений чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению, стимулированию деятельности
Отличия детей с задержкой умственного развития от детей с умственной отсталостью Структура дефекта: при ЗПР парциальность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга. Потенциал возможности развития познавательной деятельности: при ЗПР выше потенциал возможности развития познавательной деятельности, в особенности высших форм мышления: сравнения , анализа и синтеза в сравнении с детьми с УО. Мыслительные функции: при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух . при УО страдают все мыслительные функции. Динамика развития мыслительной деятельности: при ЗПР характерна скачкообразность динамики развития мыслительной деятельности. При УО ригидность (негибкость) мыслительной деятельности. Принятие помощи : д ети с ЗПР принимают помощь и переносят показанный способ действия решения задач на новый материал, что невыполнимо для детей с УО.
Отличие ЗПР от педагогической запущенности Задержка психического развития -замедленный темп развития памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети ) мозаичность знаний и представлений педагогически запущенных детей связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.
Рекомендации по обучению и воспитанию детей с ЗПР Индивидуальный подход к каждому ребенку на уроках и во время специальных занятий; Чередование умственной деятельности и отдыха для предотвращения утомления; В системе обучения применение различных видов помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей и т.д.); Использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности; В процессе обучения использование методов для активизации познавательной деятельности детей, развития их речи; На уроках и во внеурочной деятельности проведение коррекции всех видов деятельности детей; Проявление педагогического такта, поощрение малейших успехов детей.
Основные направления коррекционной работы Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Развитие мелкой моторки и сенсорики ; Коррекция отдельных сторон психической деятельности; Развитие основных мыслительных операций; Развитие речи, обогащение словаря; Расширение представлений об окружающем мире; Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития
Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития...
Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"
Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...
Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы
Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...
Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание но...