Тренинговое занятие для педагогов"Профилактика эмоционального выгорания"
материал

Рыбкина Татьяна Владимировна

Тренинговое занятие для педагогов"Профилактика эмоционального выгорания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya_-_kopiya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мини- тренинг для педагогов .

Количество участников: ___8____

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. развивать коммуникативные умения и навыки,
  2. снять эмоциональное напряжение, снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные.
  3. формировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.
  4. поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях профессиональной  деятельности.

Оборудование:

  • листы  белой бумаги А4 для участников;
  • цветные карандаши, простые карандаши, ручки, фломастеры;
  • ноутбук, музыкальное сопровождение;
  • конфеты, мыльные пузыри.

Ход тренинга

  1. Приветствие:
  1. Вступительное  слово педагога-психолога.

Мы уже знакомы с понятием эмоциональное выгорание и обсуждали причины происходящего. Сегодня наша встреча направлена на профилактику и преодоление утомления ,психического и физического напряжения.

У нашего общения есть правила, которые необходимо соблюдать, давайте вспомним их:

1.Правило активности (Активная работа на занятии каждого участника.)

2.Правило «один в эфире» (Не перебивать того, кто говорит.)

3.Правило «равные права» (Нельзя осуждать и оценивать высказывания другого человека.  Каждый имеет право на своё мнение.)

4. Правило «Я» (Говорить только от своего имени, например, «Я считаю…»)

5. Правило «здесь и сейчас» (Не выносить обсуждение за пределы занятия.)

6. Правило «Стоп».

Соблюдение правил позволит нам быть откровенными, и комфортно себя чувствовать.

Упражнение-приветствие  «Конфетки».

Участникам предлагается  взять из вазочки  столько конфет ,сколько захочется. Затем ведущий просит назвать свое имя и свое достижение на каждую взятую конфету.

                         

  1. Основная часть:

  1.Упражнение «Негатив и позитив» (Звучит спокойная музыка.)

Участники рисуют на листах А4 актуальную негативную, ситуацию, так ,как они ее видят. Затем лист с рисунком передается по кругу и каждый последующий участник делает из негативного рисунка позитивный. Когда лист возвращается хозяину проводится обсуждение .

-Изменилось ли что то?

-Каковы ваши чувства?

2.Телесно-ориентированое  упражнение.

Упражнение «Рисунок на спине» (музыка)

Инструкция: Предложите встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Педагог-психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги), везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки). Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу). Примечание. Упражнение можно провести другим способом. Участники разбиваются на пары: один встает первым, другой -за ним. Игрок, который стоит сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т. д.). Партнер определяет, что нарисовано. Затем игроки меняются местами. Предложите выбрать для изображения предметы с небольшим количеством деталей для того, чтобы передать точно образ предмета. В инструкции сделайте акцент на ощущениях, которые испытывает человек, когда ему рисуют на спине. Важно максимально расслабить тело и сосредоточиться на движениях партнера.

Вопросы для обсуждения:

Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

Что помогало угадать нарисованное? Что затрудняло?

3.Упражнение «Комплименты»

4.Упражнение «Аффирмации  с движениями»

Проговаривая  аффирмации  педагоги выполняют следующие действия:

  1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь»- стоя свести лопатки и улыбнуться.
  2. «Я решаю любые задачи , со мной всегда любовь и удача»- положить обе ладони на лоб, затем на грудь.
  3. «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»-потирая ладонь о ладонь.
  4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»-встав на носочки , руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.
  5. «На пути у меня нет преграды, все получится так , как надо»- руки в стороны, словно раздвигают преграду.
  6. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут и я помогу»-руками совершить движение сверху вниз , как умывание
  7. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна»-руки широко развести в стороны.
  8. «Я бодра и энергична и дела идут отлично»- покачаться с носка на пятку.
  9. «Вселенная мне улыбается и все у меня получается»-сложив руки в замок , сделать глубокий вдох.

5.Упражнение «Мыльные пузыри»

Инструкция: Я предлагаю вам надуть мыльный пузырь и представить как заключенным в него оказываются ваши негативные переживания, страхи  и неудачи. Посморите, как они удаляются от вас и в конце концов лопаются.если есть необходимость , надуйте столько мыльных пузырей, сколько необходимо именно вам.

3.         Заключительная часть:

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ...

Ментальное здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания.

В статье раскрыто понятие профессионального выгорания.  Выделены факторы, влияющие на возникновение и развитие данного недуга у представителей педагогической профессии. Приведены сведения ...