Готовность ребенка к школе
статья

Анашкина Екатерина Александровна

Готовность ребенка к школе определяется уровнями физического, психического и социального развития, которые помогут ему в успешном освоении школьной образовательной программы без вреда для здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школе определяется уровнями физического, психического и социального развития, которые помогут ему в успешном освоении школьной образовательной программы без вреда для здоровья. 

Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида: физиологическая, социально-личностная, психологическая и интеллектуальная.

 

Давайте рассмотрим каждый вид готовности к школе более подробно.

 

Физиологическая готовность ребенка к школе - это степень развития всех функционалных систем организма. 

Очень часто для определения уровня физиологической готовности используют [b]"Филиппинский тест"[/b]. В дошкольном возрасте у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. 

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. 

 

Социально-личностная готовность - определяется уровнем развития эмоционально-

волевой сферы ребенка. Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции и систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый (с точки зрения родителей) к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни.

Каков социальные портрет ребенка - выпускника детского сада?

Этот ребенок:

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- физически развитый;

- владеет предпосылками универсальной учебной деятельности;

- имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Как видите, 50% готовности - это именно социально-личностное развитие ребенка. Родители - первые педагоги своего сына или дочери здесь играют главную роль. 

 

Можно научить малыша общаться со сверстниками:

- при общении с ребенком называйте его друзей по имени;

- не критикуйте сверстников ребенка;

- если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком;

- приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в детских играх.

 

Умение общаться со взрослыми тоже можно развивать:

- организовывайте с ребенком совместную деятельность;

- не обсуждайте при ребенке взрослых;

- объясняйте ребенку правила общения с педагогом и другими взрослыми людьми. 

 

Психологическая готовность - определяется уровнем развития мотивации к обучению в

школе. Очень важно сформировать у дошкольника эмоциональную мотивационную готовность, так как зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Когда же взрослый задает вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок не знает, что ответить. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребенка такие психологические черты, которые помогут ему приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким психологическим чертам относится: желание стать школьником, чтобы выполнять серьёзную деятельность, учиться. Правильно сформированная мотивация – это осознание ребенком своего положения дошкольника, как не соответствующее его возросшим возможностям.

 

Признаки правильно сформированной мотивации выпускника:

- принятие позиции школьника;

- потребность в общении;

- умение подчиняться правилам и интересам группы;

- способность устанавливать отношения с другими детьми;

- способность действовать совместно с другими детьми.

 

Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития:

- внимания;

- памяти;

- мышления;

- речи;

- зрительно-моторной координации;

- кругозора.

 

То интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду на занятиях и в играх, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до двадцати, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Если не отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Например, если вы периодически берете ребенка с собой  в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему любимое лакомство. Мама может попросить прочитать название приглянувшейся сладости и ее цену, предложить самому сделать покупку. Таким образом, ребенок тренируется в чтении, счете, учится делать выбор и совершать самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто зубрил названия чисел и букв, а учился думать. Учите  ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы  ребенок выполнял правила игры.

 

Конечно очень важно физически развивать ребенка.

- Не забывайте о физических упражнениях.

- Утренняя гимнастика должна стать привычной.

- Включайте дома музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.

- Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...

Готовность ребенка к школе

Статья расскрывает вопрос о психологической готовности детей к школе....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...