Комплекс методик по изучению готовности ребёнка к школе
учебно-методический материал (1 класс)

Поздеева Мария Алексеевна

Данный сборник содержит комплекс методик по изучению готовности ребёнка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс методик по изучению готовности ребёнка к школе

Составитель: Кузьминова М.А.

Дзержинск - 2018.

Название методики

Обоснование методики

Ссылка на приложение

1.Методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина)

Методика «Звуковые прятки» предназначена для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками.

Приложение 1

2. Методика «Рисование бус» (Н.Нечаева, С.Яков-лева)

Методика позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю.

Приложение 2

3. Методика «Сюжетные картинки» «Пройди через лабиринт»

Методика используется для психодиагностики уровня интеллектуаль-ного развития детей

Приложение 3

4. Методика «Домик».

Методика используется, чтобы выявить умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопиро-вать его, уровень разви-тия произвольной памя-ти, внимания, сенсомо-торной координации и тонкой моторики руки.

Приложение 4

5. Методика  «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Методика предназ-начается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окру-жающем мире и для выяснения запаса их бы-товых знаний.

Приложение 5

6. Методика  «Сюжетные картинки»

Методика предназна-чена для исследования развития логического мышления, речи и спо-собности к обобщению.

Приложение 6

Бланк протокола к методике 1  «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина)

Дата тестирования __________________________________________________

Тестирование прововодил____________________________________________

Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования

Данные о человеке:

Имя, фамилия

 _____________________________________________________________________________

Возраст (дата рождения)

_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк протокола к методике 2.«Рисование бус» (Н.Нечаева, С.Яковлева)

Дата тестирования __________________________________________________

Тестирование прововодил____________________________________________

Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования

Данные о человеке:

Имя, фамилия

 _____________________________________________________________________________

Возраст (дата рождения)

_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк протокола к методике 3 «Пройди через лабиринт»

Дата тестирования __________________________________________________

Тестирование прововодил____________________________________________

Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования

Данные о человеке:

Имя, фамилия

 _____________________________________________________________________________

Возраст (дата рождения)

_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Бланк протокола к методике 4 «Домик».

Дата тестирования __________________________________________________

Тестирование прововодил____________________________________________

Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования

Данные о человеке:

Имя, фамилия

 _____________________________________________________________________________

Возраст (дата рождения)

_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдения в ходе тестирования:_________________ ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк протокола к методике 5 «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 

Дата тестирования __________________________________________________

Тестирование прововодил____________________________________________

Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования

Данные о человеке:

Имя, фамилия

 _____________________________________________________________________________

Возраст (дата рождения)

_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк протокола к методике 6 «Сюжетные картинки»

Дата тестирования __________________________________________________

Тестирование прововодил____________________________________________

Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования

Данные о человеке:

Имя, фамилия

 _____________________________________________________________________________

Возраст (дата рождения)

_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 1

Методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина)

Цель: 

Проверить фонематический слух ребёнка.

Инструкция:

Каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после его экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Обработка результатов:

На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо.

Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено средне.

Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено плохо.

 

Оборудование:

Слова:

Кошка, стул, цепочка, пирог, песня, палец, краски, индюк, ведро, тетрадь, шарик, почта, каштан, карандаш, станция, зубы, цапля, песок, голос и т.д.


Приложение 2

Методика «Рисование бус» (Н.Нечаева, С.Яковлева)

Цель: 

Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Инструкция:

Работа состоит из трех частей:

  1. Основная – выполнение теста (рисование бус).
  2. Проверка работы.
  3. Перерисовывание бус (при необходимости).

К первой части теста детям дается инструкция:

«Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно изобразить пять круглых бусинок таким образом, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусинки должны быть разного цвета, средняя - синяя. (Этот текст повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Ко второй части теста дети получают другую инструкцию:

«Дети, сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусинки, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяются еще раз в медленном темпе, каждое требование выделяется голосом).

Обработка результатов:

Оценивается лучший из выполненных вариантов.

1-й уровень (1 балл): задание выполнено правильно, т.е. учтены все пять условий:

а) положение бусинок на нитке;

б) форма бусинок;

в) их количество;

г) использование пяти разных цветов;

д) заданный цвет средней бусинки.

2-й уровень (2 балла): при выполнении задания учтено 3 – 4 условия.

3-й уровень (3 балла): при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень (4 балла): при выполнении задания учтено не более 1 условия.

Оборудование:        

Заранее подготовленный образец с рисунком кривой, изображающей нитку, цветные карандаши для каждого ребенка (не менее 6 штук).


Приложение 3

Методика «Пройди через лабиринт»

Цель: 

Исследование логичности и гибкости мышления

Инструкция:

Детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Обработка результатов:

Оценка результатов

  • 10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
  • 8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.
  • 6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.
  • 4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.
  • 2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.
  • 0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов - очень высокий. 
  • 8 - 9 баллов - высокий. 
  • 4 - 7 баллов - средний. 
  • 2 - 3 балла - низкий. 
  • 0 - 1 балл - очень низкий.

Оборудование:

Заранее подготовленный образец лабиринта.


Приложение 4

Методика «Домик» (Н.Нечаева, С.Яковлева)

Цели: 

  • способности ребёнка копировать многокомпонентную исходную модель;
  • развитости внимания;
  • умения воспринимать объекты в пространстве;
  • степени сенсорной координации;
  • уровня формирования мелкой и крупной моторики пальцев и рук.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает всё необходимое.
  2. Экспериментатор объясняет: «Видишь симпатичный домик на картинке? Попробуй нарисовать такой же на чистом листе».
  3. Затем взрослый уточняет: «Будь внимательным, у тебя нет резинки, поэтому стереть ничего нельзя будет. Если всё же ошибёшься, то поверх неправильного элемента нарисуй так, как считаешь нужным».
  4. После этого испытуемый приступает к выполнению задания, а взрослый наблюдает за ним и отмечает для себя особенности процесса.
  5. Когда домик будет готов, нужно попросить ребёнка убедиться, всё ли точно он перерисовал. Если малыш найдёт ошибку, то можно позволить её скорректировать.

Обработка результатов:

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

  • ведущую руку;
  • как работает с образцом;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
  • исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

  • отсутствие какой-либо детали на рисунке;
  • увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
  • неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • наложение линий одна на другую.

. За каждую ошибку начисляется один балл.

1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень.

 

Оборудование:

  • стимульный материал (изображение домика);
  • белый лист формата А4;
  • карандаш (желательно простой).

Приложение 5

Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Цель: 

Исследование запаса знаний и общих сведений.

Инструкция:

Задать ребёнку подготовленные вопросы.

Обработка результатов:

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов. Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.


 

Оборудование:

Заранее подготовленные вопросы.

  1. Как тебя зовут?(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
  6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
  7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? 
    (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
  8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?
  9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
  10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься. 
    (Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)


Приложение 6

Методика «Сюжетные картинки»

Цель: 

Изучить понимания ребятами нравственных норм поведения

Инструкция:

  1. Ребёнок получает карточки с изображениями.
  2. Организатор определяет задачу: «Разложи картинки в две стопки, чтобы в одной были изображения хороших поступков, а в другой — плохих».
  3. Взрослому также требуется оговорить следующее: несмотря на отсутствие временных рамок, слишком долго думать над каждой карточкой не стоит.
  4. После того как малыш классифицирует все картинки, взрослому потребуется снова разложить их перед испытуемым и задать вопросы: «Какое настроение у мальчика?», «Почему ты так думаешь?». Детям 6 лет и старше предлагаются только пары 2, 3, 5, а вопрос звучит так: «Что чувствуют герои картинок, как думаешь?», «Почему?».

Обработка результатов:

  • 0 очков — картинки разложены неправильно, ребёнок не проявляет эмоциональную реакцию на изображённый поступок или отказывается отвечать;
  • 1 балл — испытуемый распределил карточки верно, но дать обоснование классификации не смог, также отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом рисунков, малыш не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях с ситуацией;
  • 2 очка — тестируемый правильно рассортировал картинки, обосновал свой выбор, но эмоции (при всей адекватности) выражены очень слабо;
  • 3 очка — испытуемый корректно разложил рисунки, объяснил выбор, назвал этическую норму и проявил адекватную яркость эмоциональных реакций с помощью мимики, жестов и так далее.

Нормой считается результат в 3 балла.

 

Оборудование:

3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности. 


Используемые источники:

  1. Методика «Звуковые прятки» [Электронный ресурс] / - http://testoteka.narod.ru/got/1/02.html
  2. Методика «Рисование бус» [Электронный ресурс] / - http://testoteka.narod.ru/got/1/02.html
  3. Методика «Пройди через лабиринт» [Электронный ресурс] / -http://testoteka.narod.ru/pozn/1/17.html
  4. Методика «Домик» [Электронный ресурс] / -https://paidagogos.com/
  5. Методика «Ориентация детей в окружающем мире»[Электронный ресурс] / -http://testoteka.narod.ru/got/1/06.html
  6. Методика «Сюжетные картинки» [Электронный ресурс] / -http://www.vseodetishkax.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика индивидуального изучения готовности детей к обучению

В работе представлены разные  методики проверки аддаптации детей к школе...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

«Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся» (1,2,3,4 класс)

В статье собраны методики, позволяющие определить уровень воспитанности обучающихся в начальной школе....

Методики выявления уровня готовности ребенка к школе

В изложенном материале содержатся методики по выявлению уровня готовности ребенка к школе. Эти методики могут быть использованы в работе учителей начальных классов на этапе подготовки детей к школе....

Комплекс методик по изучению классного коллектива

Сборник содержит методики по изучению классного коллектива....

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подборка методик, которая может быть испольнована учителем начальных классов для диагностики УУД обучающихся в начальной школе....