Возрастные особенности младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал предназначен для учиителей младщих классов и родителей обучающихся начальной школы. В статье побробно рассмативаются психологические особенности младшеклассников и обяъсняются причины проблем, с которыми они могут столкнуться в в начале школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_mladshih_shkolnikov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младших школьников

Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.[2, с. 28]

С физиологической точки зрения это достаточно тяжелый период — происходит интенсивный  физический рост, за счет чего наблюдается дисгармония в физическом развитии (в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо), оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что влечет за собой  временное ослабление нервной системы (процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, что проявляется в повышенной утомляемости, сильной эмоциональной возбудимости и беспокойстве, повышенной потребности в движениях).

В практике школьных психологов  чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет:

1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.

2.  Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

3.  Задержка развития мелкой моторики рук.

4.  Недостаточно развитое внимание.

5.  Недостаточно развитая произвольность.

6.  Нарушение формирования учебной мотивации.

7.  Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

8.  Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

9.  Высокая утомляемость.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.

Необходимо отметить,  что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других. К сожалению, в последнее время таких детей становится все меньше.

У большинства первоклассников наблюдаются проблемы с вниманием, оно произвольно удерживается  около 20 минут, после чего наступает  утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Некоторые дети утомляются крайне быстро: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально; бывают диаметрально противоположные примеры: ребенок по мере увеличения усталости становится все более активным, начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности; есть дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя.

При утомлении у детей ухудшаются:

—  переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);

—  концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);

—  распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).

У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания:  если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — у него сформировано произвольное внимание (способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности). Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способность обусловлена воображением, а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие — потом, получу такой-то результат). Сформированность плана, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее. Умение представить себе цель и способы ее достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.

Ученые также отмечают социальное развитие, характерное для младшего школьного возраста:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью (характерны результативность, обязательность, произвольность, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому (эмпирическому) мышлению (формируется теоретическое отношение к действительности и на его основе теоретическое мышление и основы теоретического сознания).

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отношении маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей, как итог происходит произвольность психических процессов (восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства (например, план) и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным; несомненно, произвольное внимание еще нестабильно, только формируется, его удержание возможно только при волевом усилии).

5. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

6. Происходит смена распорядка дня (день становится строго нормированным, что ведет к высокой утомляемости, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении; школьники устаю уже через 25-30 минут урока).

7. Укрепляется новая внутренняя позиция (ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству).

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми( интенсивно развивается сомосознание, что напрямую зависит от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом, стиля семейного воспитания, принятых в семье ценности, взаимоотношений родителей и школы;  обучающийся младших классов  учится умению приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми). [4, с. 55-64]

В младшем школьном возрасте (6-7 лет) интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру (нормативное,  девиантное или акцентуированное) напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.). В случае социальной неадаптации школьника уже в первом классе могут наблюдаться различные  невротические и психосоматические проявления, как следствие этого негативное отношение к школе и учебе. [3, с. 51]

Также немаловажную роль в формировании личности  необходимо отвести и семейному воспитанию: ведь именно его недостатки приводят к развитию таких качеств, как капризность и упрямство, являющимися  своеобразной формой протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего "хочется", во имя того, что "надо".

Все вышеперечисленное может привести к формированию системы психологической защиты, когда ребенок заведомо отвергает все, что приходит извне, не разделяя на позитивное и негативное по отношению к нему. Он автоматически и  без участия контроля со стороны сознания и самосознания негативный компонент переносит на какого-либо участника событий, которому приписывается отрицательная роль в их развитии. У такого младшего школьника не развиваются необходимые качества личности, позволяющие различать и позитивное, и негативное по отношению к нему, адекватно их анализировать и соответствующим образом реагировать.

Также Каменская В.Г. выделяет такую форму психологической защиты от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, как отрицание. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной. [1, с. 18]

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.

Именно в этом возрасте формируется понятие дружбы, которая выполняет целый ряд важных функций:. развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Коломинский Л.Я.  рассматривает так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника. [15, с. 64]

В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов:  привлекательные или непривлекательные нравственно-психологические черты сверстника, хорошая или плохая учеба, особенности поведения в школе и вне ее, низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности.

Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от развитости у него самоуважения, т.е. осознание себя как успешного в какой-то области (не обязательно школьной) человека.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: поступление в школу - переломный и тяжелый период момент в жизни каждого ребенка как с физической, так и с психологической точек зрения. Жизнь первоклассника кардинально меняется: уходят  свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность, и наоборот появляется целый ряд требований, обязательных к исполнению: ежедневный труд, режим дня, подчинение  разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнение требований учителя и т.д. Все эти факторы необходимо учитывать при работе и общении с младшими школьниками как учителям, так и родителям.

Только полноценное совместное проживание этого возраста  родителями, педагогами и школьником является тем необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта.

Список использованных источников

  1. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991.- С. 18.
  2. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.- С.28.
  3. Дубровина, И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 1987.- С.51.
  4. Коган, А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / А.Б. Коган.  – М.: Высшая школа, 1988.- С. 55-64.
  5.  Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
  6. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.,1973. – 352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников"

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников " предназначено для родителей первоклассников.Родительское собрание по данной теме рекомендуется провести  в сентябре. Класс...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....

Возрастные особенности младших школьников

Возрастные особенности младших школьниковОтличие младших школьников друг от друга, девочек от мальчиковАнатомо-физиологические особенности младшего школьникаРекомендации...