программа развития познавательной сферы
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
программа развития познавательной сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_poznavatelnoy_sfery.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«Утверждаю»
Директор_____________________
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением
отдельных предметов»
С.В.КАПИТОНОВ
«31» августа 2020 г
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Составил: педагог-психолог Зекерьянова Р.А. |
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по коррекционно-развивающей работе обеспечивает:
- Выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками развития психических процессов;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
- Возможность освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Цель курса:
- Повышение интеллектуального развития;
- Создание условий для возможностей ребенка познавать себя;
- Коррекция самосознания как социального на основе достижений ребенка.
Задачи:
- Развивать у учащегося воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний;
- Развивать мыслительные операции и способы действия на основе их речевого опосредования, проговаривания;
- Формировать у ребенка рефлексию, которая, в первую очередь, связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.
Формы проведения: занятия; ролевые, подвижные игры; упражнения с элементами тренинга для развития межличностной коммуникации, познавательной сферы.
В ходе работы используются игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.
Планируемый результат: Повышение интеллектуальных возможностей, развитие психических процессов и возможностей ребенка, расширение кругозора, словарного запаса, социализация личности, повышение самооценки через повышение учебных возможностей учащихся, снижение школьной тревожности, повышение уровня учебной мотивации.
Количество занятий: 35. Длительность: 20-30 минут. Контингент: учащиеся 1- 4 классов.
Содержание курса
Приоритетные направления развития | Возрастные особенности | Возрастные возможности развития самостоятельности |
-объем; -переключаемость; -устойчивость. 3. Память: - кратковременная; - зрительная; - избирательная. 4. Анализ текстов. 5. Внутренний план действий. 6. Мышление: - анализ; - синтез. | 1. Мышление. Преобладает наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление, система понятий, получаемая в школе, позволяет проявляться отвлеченным формально-логическим рассуждениям. Умственные операции менее связаны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение.Приемы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от несущественного – не сформированы, находятся в зоне ближайшего развития. Способность к рефлексии на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки.
Преобладает наглядно-образная память, не умеют правильно организовать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей.
Повышаются объем и устойчивость внимания, но пока еще не умеют в достаточной степени управлять своим вниманием. Не высока степень переключаемости внимания, трудно дается распределение внимания.
Базовые учебные навыки на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции, отработки. Некоторые навыки находятся в зоне ближайшего развития. Не всегда способны выдерживать урок, необходима смена деятельности.
Самооценка и оценка другого зависят от отношений взрослого в большей степени. В стадии формирования находятся навыки конструктивного общения. | Способны запланировать и осуществить несложные виды учебной деятельности. Умеют пользоваться внешними регуляторами деятельности. Способны воспринимать на слух и визуально более сложные инструкции и руководствоваться их указаниями с помощью взрослого. Знакомы с приемами контроля и оценки. Педагогические приемы:
|
№ п/п | Темы занятия | Цель | Примечание |
Волшебный карандаш | Стимуляция мотивации к саморазвитию. Развитие воображения. Развитие произвольности запоминания. Развитие произвольности внимания. | ||
Словесный аукцион | Развитие воображения. Развитие речи. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольности внимания. Развитие произвольности запоминания. | ||
Шифр | Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольности внимания. Развитие речи. Развитие произвольности запоминания. | ||
Корректор | Развитие речи. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольности внимания. Развитие произвольности запоминания. | ||
Что изменилось? | Развитие воображения. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольности запоминания. | ||
Послушай и запомни | Развитие речи. Развитие воображения. Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие произвольности внимания. | ||
Комиксы | Развитие тонкой моторики. Развитие воображения. Развитие речи. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольности запоминания. | ||
Порисуем… (проективная методика «Несуществующее животное») | Развитие мышления. Развитие произвольности. Развитие воображения. | ||
Холодно-горячо | Развитие произвольности внимания. Развитие пространственной ориентации. | ||
Необычное письмо (Корректурное письмо) | Развитие устойчивости внимания. Развитие переключаемости внимания. Развитие произвольности запоминания. Развитие воображения. | ||
Подбери пару | Развитие воображения. Развитие мышления. Развитие внимания. | ||
Пропавшее число | Развитие внимания. Развитие воображения. Развитие речи. | ||
Решение логических задач | Развитие мышления. Развитие восприятия. Развитие внимания. | ||
Перепутанный рассказ | Развитие мышления. Развитие внимания. | ||
Что может быть… | Развитие воображения. Развитие речи. Развитие внимания. | ||
Выдели свойства | Развитие мышления. Формирование внутреннего плана действий. Развитие моторики. Развитие внимания. | ||
Продолжи историю | Развитие восприятия. Развитие мышления. Развитие моторики. Развитие воображения. | ||
Устный счет в игре | Формирование внутреннего плана действий. Развитие восприятия. Развитие мышления. | ||
Аукцион слов | Развитие внимания. Развитие воображения. Развитие речи. Развитие произвольности запоминания. | ||
Ребусы | Развитие мышления. Развитие восприятия. Развитие внимания. | ||
Семь предметов | Развитие произвольности запоминания. Развитие внимания. Развитие моторики. Развитие мышления. | ||
Графические отношения | Развитие памяти. Развитие внимания. Формирование внутреннего плана действий. | ||
Скопируй фигуры | Развитие воображения. Развитие внимания. Развитие восприятия. Развитие моторики | ||
Новый волшебный предмет | Развитие воображения. Развитие памяти. Развитие восприятия. Развитие моторики. | ||
Угадай по признакам | Развитие внимания. Развитие мышления. Формирование внутреннего плана действий. Развитие моторики. | ||
Запомни пару | Развитие памяти. Развитие внимания. Развитие моторики. Развитие мышления. | ||
Слово - подсказка | Развитие внимания. Развитие речи. Развитие памяти. Развитие мышления. | ||
Предложение без пробелов | Формирование внутреннего плана действий. Развитие воображения. Развитие мышления. Развитие внимания. | ||
Угадай по признакам | Развитие внимания. Развитие мышления. Формирование внутреннего плана действий. Развитие моторики. | ||
Слово в цифрах | Развитие внимания. Развитие моторики. Формирование внутреннего плана действий. Развитие воображения. | ||
Художники | Развитие мышления. Развитие моторики. Развитие произвольности внимания. | ||
Штрих - счет | Развитие памяти.Развитие мышления. Развитие моторики. Развитие произвольности. | ||
Дополни набор | Развитие мышления. Развитие воображения. Формирование внутреннего плана действий. Развитие моторики. | ||
Логико-поисковые задачи | Развитие мышления. Развитие памяти. Развитие произвольности. Развитие моторики. | ||
Заключительное занятие (мероприятие) | Обобщение знаний. |
Литература:
1. Д.А. Глазунов «Психология. Развивающие занятия. 2-3 класс» - М., 2011 г - «Планета».
2. Р.М. Мухаметова «Психология 1 – 2 классы. Разработки занятий» - Волгоград, 2008 г. - ИТД «Корифей».
3. «Упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти» НИИ «Эврика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР
Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы и мотивации...
Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....
Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"
Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимани...
Программа развития познавательной сферы младших школьников «Развивайка»
Программа интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Развивайка» (групповые занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста). Соста...
программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...
Программа "Развитие познавательной сферы"
Данная рабочая программа педагога-психолога предназначена для развития познавательных процессов у младших школьников с ЗПР на индивидуальных занятиях....