Советы психолога
статья

Козлова Лариса Владимировна

Материал для тех, кто хочет узнать лучше своего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_psihologa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК РАССЕЯН...

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Не ругайте за то, что он рассеян.

  • Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние
    предметы.    Устраните    шумы,    способные    отвлечь    его    от    интеллектуальной
    деятельности.
  • Научите ребенка планировать  свою деятельность.  При  выполнении  учебных
    заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах
    помогите их составить.
  • Поддерживайте четкий распорядок дня.
  • Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
  • Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его
    выполнения. Во время работы не отвлекайте его.

—        Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии  с целью,
выполнять действия, сличать результат с запланированным.

  • Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать
    и  т.п.,  так  как  эти  виды деятельности  способствуют  развитию  усидчивости  и
    сосредоточенности.
  • Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного
    достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
  • Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую
    работу (перебрать пшено и т.д.).
  • Поощряйте  и  хвалите  за  все  виды  деятельности,   требующие   концентрации
    внимания, усидчивости и сосредоточенности.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВ...

—        Выражайте безусловное расположение ребенку.

—        Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном.  Только такое
общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и
    знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.

  • Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как
    застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить
    поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо
    неправильно выбранные средства.
  • Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего,
    приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
  • Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
  • Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые
    изменения для них крайне болезненны.
  • Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает,
    лечит и стабилизирует ребенка.
  • Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

—        Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в
магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

-— Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз-в-глаз», т.е. в
буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе
разговора.

  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить
    о своих проблемах открыто и безбоязненно.

—        Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ТРЕВОЖЕН И ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ...

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность
  • Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами»,
    осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте
    пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».
  • Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь
    насильно преодолеть страх.
  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так,
    как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был
    больше).
  • Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
  • Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не
    читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.

  • Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем
    заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
  • Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во
    всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте
    его собственное поведение.
  • Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен,
    «откуда берется».
  • Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

—        Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к
помощи специалиста.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН...

—        Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что
    ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • Предъявляя  ребенку  свои  требования,   учитывайте   не   свои   желания,   а  его
    возможности.

  • Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
  • Расширяйте кругозор ребенка.

  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в
    выполняемом.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней
    внимания окружающих.
  • Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять
    причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
  • Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-
    приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

—        Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

—        Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте
предельно кратким.

—        Отвлечением.   Постарайтесь   предложить   вашему   ребенку   что-нибудь   более
привлекательное, чем то, что он пытается делать.

—        Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка -— подождите, пока поступок
повторится.

- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы
считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу
похвалу.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЖЕТ...

—        Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и
достоинствами

  • Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не
    можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас —
    тоже ложь.
  • Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее
    представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать
    желание солгать.
  • Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
  • Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и
    выяснить причину лжи.

  • Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или
    проявлении   любви   взрослого;   попытка   скрыть   свою   вину;   попытка   избежать
    наказания; желание выразить свою враждебность тому, кому лжет.
  • Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так,
    чтобы разрешить его проблему.
  • Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному
    проступку.
  • Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЕН...

  • Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть.
  • Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
  • Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует
    умения сдерживаться, не повышать голос.

—        Никогда   не   позволяйте   ребенку  работать   «на  время».   Временной   цейтнот
категорически противопоказан медлительному ребенку.

  • Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на
    «положительном подкреплении»: при неудачах — подбодрите, самый ничтожный
    успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
  • Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».
  • Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте
    условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
  • Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением,
    стремится согласовать свои действия с действиями других.
  • Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
  • Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
  • Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
  • Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ГИПЕРДИНАМИЧЕН...

  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Четко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.

—• Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна
быть со смыслом.

—        Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может
расходовать избыточную энергию.

—        Приобщайте   ребенка  к   командным   играм,   где   ребенок   может   подчиняться
определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить ее.

  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

  • Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные
    компании.
  • Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его
    успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
  • Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
  • Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
  • Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.

—        Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла
необходимость отчитать, проработать — делайте это не грубо, а взволнованно и
эмоционально.

—        Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.

—        Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ЗАПОМИНАЕТ...

  • Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
  • При подготовке уроков следует чередовать способы работы:

конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков,
рисунков и т.д.

  • Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
  • Ребёнок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
  • Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
  • Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:

1)        о чем или о ком говорится в тексте;

2)        что об этом говорится;

  • При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и
    смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго
    помнит.
  • Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как
    забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите
    историю, после физики — литературу: память любит разнообразие.
  • При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и
    запоминание.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером,
    перед сном нужно повторить выученное.
  • Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте
    на порции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

советы психолога

Советы психолога родителям первоклассников...

Советы психолога родителям

Советы психолога родителямпомогают решить вопрос о том,  как вести себя в трудной ситуации...

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы при консерватории, индиви...

Советы психологов для родителей будущих третьеклассников.

В статье дан перечень литературы для внеклассного чтения на лето будущим третьеклассникам, советы и памятки психологов родителям....

Советы психолога родителям первоклассника

5 советов родителям, готовящим своего ребенка к школе....