Советы психолога
статья
Материал для тех, кто хочет узнать лучше своего ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_psihologa.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК РАССЕЯН...
- Принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние
предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной
деятельности. - Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных
заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах
помогите их составить.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
- Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его
выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
— Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью,
выполнять действия, сличать результат с запланированным.
- Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать
и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и
сосредоточенности. - Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного
достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его. - Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую
работу (перебрать пшено и т.д.). - Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации
внимания, усидчивости и сосредоточенности.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВ...
— Выражайте безусловное расположение ребенку.
— Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое
общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и
знаний, но также эмоций и чувств. - Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как
застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях. - Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить
поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо
неправильно выбранные средства. - Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего,
приучая принимать похвалу без излишнего смущения. - Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
- Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые
изменения для них крайне болезненны. - Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает,
лечит и стабилизирует ребенка. - Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
— Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в
магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
-— Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз-в-глаз», т.е. в
буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе
разговора.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить
о своих проблемах открыто и безбоязненно.
— Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ТРЕВОЖЕН И ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ...
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность
- Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами»,
осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте
пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно». - Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь
насильно преодолеть страх. - Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так,
как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был
больше). - Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не
читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
- Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем
заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям. - Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во
всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте
его собственное поведение. - Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен,
«откуда берется». - Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
— Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к
помощи специалиста.
ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН...
— Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что
ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать. - Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его
возможности.
- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор ребенка.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в
выполняемом. - Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней
внимания окружающих. - Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять
причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их. - Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-
приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с агрессивностью нужно:
— Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
— Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте
предельно кратким.
— Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более
привлекательное, чем то, что он пытается делать.
— Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка -— подождите, пока поступок
повторится.
- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы
считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу
похвалу.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЖЕТ...
— Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и
достоинствами
- Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не
можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас —
тоже ложь. - Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее
представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать
желание солгать. - Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
- Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и
выяснить причину лжи.
- Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или
проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать
наказания; желание выразить свою враждебность тому, кому лжет. - Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так,
чтобы разрешить его проблему. - Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному
проступку. - Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЕН...
- Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть.
- Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
- Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует
умения сдерживаться, не повышать голос.
— Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот
категорически противопоказан медлительному ребенку.
- Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на
«положительном подкреплении»: при неудачах — подбодрите, самый ничтожный
успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. - Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».
- Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте
условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. - Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением,
стремится согласовать свои действия с действиями других. - Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
- Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
- Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
- Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГИПЕРДИНАМИЧЕН...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Четко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
—• Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна
быть со смыслом.
— Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может
расходовать избыточную энергию.
— Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться
определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить ее.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
- Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
- Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные
компании. - Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его
успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах. - Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
- Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.
— Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла
необходимость отчитать, проработать — делайте это не грубо, а взволнованно и
эмоционально.
— Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
— Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ЗАПОМИНАЕТ...
- Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
- При подготовке уроков следует чередовать способы работы:
конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков,
рисунков и т.д.
- Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
- Ребёнок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
- Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
- Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:
1) о чем или о ком говорится в тексте;
2) что об этом говорится;
- При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и
смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго
помнит. - Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как
забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите
историю, после физики — литературу: память любит разнообразие. - При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и
запоминание. - Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером,
перед сном нужно повторить выученное. - Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте
на порции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"
Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...
советы психолога
Советы психолога родителям первоклассников...
Советы психолога родителям
Советы психолога родителямпомогают решить вопрос о том, как вести себя в трудной ситуации...
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы при консерватории, индиви...
Советы психологов для родителей будущих третьеклассников.
В статье дан перечень литературы для внеклассного чтения на лето будущим третьеклассникам, советы и памятки психологов родителям....
Памятка для родителей."Секреты воспитания детей" (советы психологов).
Советы психологов по воспитанию детей....
Советы психолога родителям первоклассника
5 советов родителям, готовящим своего ребенка к школе....