Школьная дезадаптация: диагностика, коррекция, профилактика
статья

Танакова Светлана Владимировна

Проблемы с обучением возникающие после поступления ребёнка в школу, во многом сязаны с его возрастными и личностными особенностями.  Родители и педагоги должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий. Какой фактор лежит в основе  дезадаптации,поможет определить опросник Л.М.Ковалёвой. На что в первую очередь необходимо педагогу и родителям обратить внимание, с чего начать  коррекцию школьной дезадаптации и в соответствии с этим спланировать  свою дальнейшую работу.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     От того, как будет чувствовать себя ребёнок,                 поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

                                     что он будет переживать,

зависит весь его дальнейший пут к знаниям.

 В. Сухомлинский

Школьная дезадаптация: диагностика,  коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

               В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор. Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу. Так формируется дезадаптация к школе.

              Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием.

              Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять за себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе. Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер. Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником. Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать. Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.  

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

               Как определить,  адаптировался ребенок- первоклассник к школе или нет? Насколько успешно прошла адаптация? Как избежать риска дезадаптации?

               В настоящее время существует очень много методик определения уровня дезадаптации школьников- первоклассников.  В своей работе я использую  опросник,  предложенный Л.М. Ковалевой, который помогает систематизировать представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Названная методика адресована учителям начальной школы. Она состоит из 46 нижеследующих утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один — участия родителей в воспитании.

               Опросник прост в исследованиях и помогает учителю систематизировать представления о ребенке, начинающему учиться в школе. Все утверждения сгруппированы по факторам поведения ребенка. Такое построение позволяет учителю быстро сориентироваться и определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе (Л.М. Ковалева)

Показатель

Критерии

1

Родительское отношение

РО

  1. Родители устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2

Неготовность к школе

НГШ

  1. При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.д.).
  2. Ученик не знает многое из того, что известно большинству из его сверстников (дни недели, времена года, сказки  и т.д.).
  3. У первоклассника плохо развита мелкая моторика, он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномерные буквы и т.д.

3

Леворукость

Л

  1. Ученик пишет правой рукой. Но со слов родителей является переученным левшой.
  2. Первоклассник пишет левой рукой.

4

Невротические симптомы

НС

  1. Часто ученик бесцельно двигает руками.
  2. Первоклассник часто моргает.
  3. Ученик сосёт палец или ручку.
  4. Ученик иногда заикается.
  5. Первоклассник грызёт ногти.

5

Инфантилизм

И

  1. У ребёнка хрупкое телосложение , маленький рост.
  2. Ребёнок «явно домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  3. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.
  4. Такое впечатление, что ребёнок младше других детей, хотя по возрасту он им сверстник.
  5. Речь бедна, напоминает речь 4-5-летного ребёнка.

6

Гиперкинетический синдромом (чрезмерная расторможенность)

ГС

  1. Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.
  2. Ребёнок быстро примиряется с неудачами.
  3. Первоклассник любит шумные, подвижные игры на переменах.
  4. Ученик долго не может сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  5. После интересной игры, физкультурной паузы невозможно настроить на серьёзную работу.

7

Инертность нервной системы

ИНС

  1. Ученик долго переживает неудачи.
  2. При неожиданном вопросе учителя ребёнок часто теряется. Если дать время на обдумывание, отвечает  хорошо.
  3. Первоклассник очень долго выполняет любое задание.
  4. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных работ (разница очень существенна по отношению к другим детям).
  5. Ученик долго перестраивается с одной деятельности на другую.

8

Недостаточная произвольность психики

НП

  1. Ребёнок часто не может повторить самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить простое правило)
  2. Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши». «Открой!»
  3. Ученик допускает много ошибок при списывании.
  4. Чтобы отвлечь от задания достаточно малейшей причины (скрипнула дверь, что-то упало...).

9

Низкая мотивация

НМ

  1. Приносит в школу игрушки и играет на уроке.
  2. Никогда ничего не сделает сверх положенного: не стремится узнать что-то, рассказать.
  3. Родители жалуются, что с трудом усаживают дома за задания.
  4. Такое впечатление, что на уроках ребёнку плохо, он оживает только на перемене.
  5. К выполнению заданий не любит прилагать никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий (болит рука, живот, голова).

10

Астенический синдром

АС

  1. У ребёнка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).
  2. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  3. Если что-то не получается, ребёнок раздражается, плачет.
  4. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если поторопить, может совсем отключиться, бросить работу.
  5. Часто жалуется на усталость, головную боль.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

11

Нарушения интеллектуальной деятельности

НИД

  1. Никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.
  2. Ответы становятся лучше, если есть какая-то опора на внешние объекты (считает по пальцам).
  3. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  4. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении нового.
  5. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  6. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение. Т.к. основные навыки не сформированы.

бланк ответов

1

РО

2

3  4

НГШ

5  6  

Л

7  8  9  

10  11

НС

12  13  14  

15  16

И

17  18  19

20  21

ГС

22  23

24  25  26

ИНС

27

28  29  30

НП

31  32  33  

34  35

НМ

36

37  38  39  40

АС

41  42

43  44   45  46

НИД

 

При работе с опросником по данной методике учитель должен на бланке ответов вычеркнуть номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

Бланк разделен вертикальной линией. Если вычеркнутый номер находится слева от линии, то при обработке он дает один балл, если справа — два балла. Максимальная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ученик, можно определить его коэффициент дезадаптации: К= п / 70 • 100, где п — количество баллов, набранных первоклассником.

Анализ полученных результатов позволяет интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:

—   показатель до 14 % является нормальным;

Это хорошо адаптированные первоклассники, т.к.они легко включились в школьную жизнь. Эти дети в основном из благополучных семей, где родители уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем и сверстниками, с удовольствием работают на уроках. Такие качества позволили им ощутить свои успехи.

—  показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;

Дети отличаются неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задание или правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя, почти всё делают после неоднократного обращения «Пиши», «Работай»… в эту группу попали ученики, которые ранее не посещали детский сад. Они тяжело привыкают к новому окружению, режиму, требованиям. В эту группу входят дети с плохим развитием мелкой моторики. Им рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев рук. Сюда же относятся первоклассники с нарушением интеллектуальной деятельности. Таким ученикам необходимо прилагать много усилий для достижения успеха.

—  показатель свыше 30 % указывает на серьезную степень дезадаптации; При таком сочетании факторов процесс обучения проходит особенно тяжело, т.к. этих первоклассников привлекают только интересующие их вещи, а простой учебный материал не воспринимается. Они очень шумно ведут себя на уроках и переменах, делают все быстро и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, легко примиряются с неудачами. Не любят прилагать усилия, чтобы выполнить задания. Такие ученики почти никогда не отвечают на вопросы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, применять ранее усвоенные правила при объяснении нового материала.

—  если коэффициент свыше 40 %, то ученик, как правило, нуждается в консультации психоневролога.


Сводная таблица результатов адаптационного периода   ___ 1 класса

За  «___»  ___________ __________

Ф. И.

Показатели  дезадаптации

Кооф-т

дезадаптации

(а/70)* 100

А - количество баллов

Родительское отношение

РО

Неготовность к школе

НГШ

Леворукость

Л

Невротические симптомы

НС

Инфантилизм

И

Гиперич. Симптом (чрезмерная расторможенность)

ГС

Инертность нервной системы

ИНС

Недостаточная произвольность психики

НП

Низкая мотивация

НМ

Астенический синдром

АС

Нарушения интеллектуальной деятельности

НИД

Кол-во баллов

% дезадаптации

Показатели в

1 балл

1

2

5   6

7 8 9

12  13  14

17 18  19

  1. 23

27

  1. 32  33

36

  1. 42

Показатели в

2 балла

3  4

10  11

15  16 

20  21

24  25  26

28  29  30

34   35

37  38  39  40

43  44  45  46

1

ФИ ребенка

Вывод в среднем по классу прохождение процесса  адаптации:

Успешная (полная) адаптация (более 86 %)    _______человек      (_______  %)

Частичная адаптация (70 % - 85 %)     _____ человек     (_______  %)

Серьезные отклонения в процессе (группа риска)   (60 % - 69 %) ______ человек    (______ %)

Тяжёлая степень (консультация психоневролога) (ниже 60  %)  _____ человек    ( ______ % )

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем. Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения. Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не  следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым. Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему. Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние. Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению. Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации. Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация  лишает моральных сил, подрывает веру в себя. Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится. Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло. Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего. От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Проблема  дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся малышу неразрешимыми.

Коррекция дезадаптации

Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:

  • возрастные особенности;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • проявления и первопричины дезадаптации;
  • условия среды развития.

Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.

Итак, что можно сделать:

  1. Выявить способности и интересы ребенка.
  2. Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.
  3. Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.

По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.

Не нужно бояться дезадаптации и тем более замалчивать проблему. Проблемы в адаптации возникают у большинства  школьников. К сожалению, это популярная проблема, но на первых стадиях легко поддающаяся коррекции.

Профилактика школьной дезадаптации

 Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру. Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.

Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:

  • психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;
  • родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);
  • педагог помогает ребёнку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.

Важно помнить об общей цели- помочь ребенку адаптироваться. Единство родителей и педагогов способствует как минимум – снижению уровня тревожности у ребенка.

Список   используемой литературы:

  1. Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе. http://medlec.org/lek3-83507.html - Л. М. Ковалевой, Н. Н. Тарасенко
  2. «Школьная дезадаптация первоклассников и способы ее диагностики» Колеганова Татьяна Анатольевна https://nsportal.ru
  3. Школьная дезадаптация . https://psyh.info
  4.  Психолого-педагогический мониторинг https://gigabaza.ru/download/49732.html/
  5. https://psychologist.tips/254-sposobnosti-v-psihologii-i-ih-vidy.html
  6. https://psychologist.tips/44-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe-sovety-psihologa.html
  7. https://psychologist.tips/162-kak-izbavitsya-ot-straha-sovety-psihologa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....

Профилактика школьной дезадаптации

В статье выделяются основные причины, формы школьной дезадаптации. Раскрываются принципы построения системы работы по предупреждению школьной дезадаптации....

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...