Коррекция мыслительной деятельности обучающихся
рабочая программа (1 класс)

Вахрушева Наталья Анатольевна

Программа коррекционно-развивающей деятельности для обучающихся с ОВЗ 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_myslitelnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

Приложение   к АООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  курса по психологии

«Коррекция мыслительной деятельности обучающихся»

для обучающихся 3 с(к)класса

Срок реализации 1 год.

Составитель: педагог-психолог                                                                                                                                                                                                                  

Вахрушева Н.А.

Магнитогорск

Пояснительная записка.

Активное развитие познавательной сферы школьников продвигает обучающихся в психологическом, в частности, умственном развитии,  обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам.  Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Развивая интеллектуально – познавательную сферу деятельности ребенка, взрослые дают ему мощный толчок для познания окружающего мира. От степени освоения им новой учебной деятельности, от приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение школьника, развитие его как субъекта образовательного процесса и формирование его отношения к школе. Этот вопрос детально раскрывается в новых образовательных стандартах начальной школы.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки к усвоению знаний, часть из них начинает испытывать проблемы в учебной деятельности уже с первых дней обучения, а потом положение только усугубляется. Дополнительная работа  и индивидуальный подход на уроках способствуют изменению ситуации, но коррекционная деятельность должна проводиться всесторонне, объединяя и учителя, и специалистов, и родителей ребенка. Особенно это относится к обучающимся специальных коррекционных классов с ЗПР.  Психологическое сопровождение обучающихся  предполагает работу по  развитию  логического мышления, логических операций, их сознательное применение в процессе анализа, осмысления, обобщения учебного материала, явлений окружающей действительности.

        Таким образом, целесообразно проводить специально организованную работу, имеющую развивающий, при необходимости коррекционный характер, содержанием которой является как прямое стимулирование развития воспринимающих систем, так и формирование у учащихся таких когнитивных структур, которые подготовят почву для более успешного усвоения системы научных знаний, познания самих себя. А это, в свою очередь,  позволит успешно адаптироваться ребенку в обществе.

        Программа развития и коррекции интеллектуальных способностей направлена на обучение школьников 3-го с(к)класса с задержкой психического развития умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями; получение знаний, их применение в повседневной практике; активизацию познавательной сферы; формирование положительной школьной мотивации.  

Материал по коррекционной работе с детьми разнообразен, постоянно накапливается, и на основании имеющихся данных можно говорить об эффективности подобной развивающей работы, обеспечивающей активизации ВПФ, продвижение школьников в умственном развитии в целом, формирование положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвоения ими учебного материала.

        Прежде, чем выстроить работу с обучающимися, проводится предварительная работа: беседы  психолога с учащимися и педагогами, анализ мониторинга за прошлые годы,  общая  диагностика (а при необходимости и индивидуальная).

        Программа адаптирована для обучающихся, интегрирована по видам работ. Основной источник: программа кандидата психологических наук Локаловой Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008. Представленная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС начального образования, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий.  Используемые для ее создания источники допущены Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.        

        Занятия проводятся один раз в неделю в 3-ем коррекционном классе в подгруппах по 6-7 человек, примерное время работы подгруппы 20 – 25 мин., в течение всего учебного года (34 часа). Важной составляющей каждого занятия являются разминка, упражнения мозговой гимнастики МГ и физкультминутки.   

Цели программы: научить обучающихся мыслить, работать с научными понятиями; формировать позитивный настрой к познавательной деятельности.

Задачи программы:

  1. Активизировать развитие интеллектуально - познавательной сферы обучающихся.
  2. Способствовать развитию логического, понятийного мышления, смысловой памяти, рефлексии.
  3. Формировать у школьников психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности, умственного развития.
  4. Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
  5. Способствовать развитию логического, понятийного мышления, смысловой памяти, рефлексии.
  6. Расширять зону учебных интересов обучающихся.
  7. Развивать самостоятельность в учебной деятельности.
  8. Осуществлять контроль за развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

        Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.

        Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей.

        Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

        Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, структурированной и четко иерархизированной.

Сроки исполнения: 1 раз в неделю в течение учебного года, всего 34 урока.

Объект коррекции: обучающиеся 3-в,г,д с (к) классов

Предмет: интеллектуально – познавательная сфера учащихся

Основное направление программы: общеинтеллектуальное.

Методы и формы работы: беседы, анализ ситуации, развивающие упражнения,  игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод,  самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.

Методические рекомендации по реализации программы

                Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.

        Содержанием основной части является целенаправленное развитие высших психических функций, формирование операциональности мыслительной деятельности  (выделение существенных признаков предметов и явлений, сравнение их между собой, обобщение, классификация предметов, слов, чисел, установление логических закономерностей и др.). На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.

        Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь является рефлексия, ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались, чему научились на данном уроке и как это им может пригодиться в дальнейшем.

        Представленные на занятиях задания позволяют решать все  аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Образовательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом,  в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекционный аспект.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного,  аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитывающий аспект

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:  

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность

учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
  • результаты выполнения контрольных заданий, аналогичные тем, что уже выполнялись учениками, но другие по своему внешнему оформлению,  

степень их самостоятельности;

  • косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также

наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Объективными методами измерения эффективности программы служит промежуточная и итоговая диагностика.

Используемый диагностический инструментарий: «Запоминание и воспроизведение рассказа», «Аналогии», «Противоположности», «Обобщение», «Последовательность событий», «Выделение существенных признаков предметов и явлений».

Предполагаемые результаты реализации программы:

Обучающиеся должны научиться:

- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;

- самостоятельно выполнять данное учителем задание;

- проявлять собственную активность в получение знаний;

- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;

- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.

У обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

- принимать позицию ученика (проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость обучения, мотивировать себя на активизацию интереса к школьной жизни;

-  адекватно оценивать себя и свои возможности, формировать правильное представление в «Я- концепции» о социальной роли ученика;

-  активно формировать в себе познавательные, учебные мотивы, стремление к приобретению новых знаний.

Коммуникативные

-  уметь знакомиться, присоединяться в работе к группе;

-  уметь ориентироваться на позицию других людей, уважать другую точку зрения;

-  учитывать разные мнения и уметь обосновать свое собственное;

-  уметь слушать и слышать собеседника;

-  активизировать потребность в общение со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-  планировать свои действия на отдельных этапах работы;

-  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки;

-  доводить задание до конца.

Познавательные

- рефлексировать способы и условия действий, контролировать и оценивать процесс и

результат деятельности;

-  осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-  самостоятельно определять и выделять познавательные цели;

-  анализировать объекты с целью выделения основных признаков;

-  осуществлять процесс синтеза;

-  устанавливать причинно-следственные связи.

Содержание тем занятий

3 класс

Раздел

Содержание

Кол-во

часов

1

Занятие № 1

Развитие логического, вербального  мышления, активного словаря

1

2

Занятие № 2 

Развитие словесно-логического   мышления, воображения  

1

3

Занятие № 3 

Развитие  вербального мышления, словарного запаса, воображения

1

4

Занятие № 4

Развитие  логического, понятийного мышления, воображения

1

5

Занятие № 5 

Развитие  вербального мышления, процесса конкретизации

1

6

Занятие № 6

Развитие понятийного мышления, навыков комбинаторики и воссоздающего воображения

1

7

Занятие № 7

Развитие логического мышления, зрительного синтеза

1

8

Занятие № 8

Развитие вербального мышления, непосредственной вербальной памяти

1

9

Занятие № 9

Развитие вербального синтеза, понятийного мышления

1

10

Занятие № 10

Развитие зрительного, вербального анализа, активизация словаря

1

11

Занятие № 11 

Развитие понимания функциональности отношений между понятиями и явлениями, вербально-понятийного мышления

1

12

Занятие № 12 

Развитие вербально - понятийного мышления, умения рассуждать, делать выводы

1

13

Занятие № 13 

Развитие понимания отношения противоположностей зрительного синтеза

1

14

Занятие №14

Развитие словаря, понятийного мышления, понимания функциональных отношений

1

15

Занятие № 15

Развитие логического мышления, зрительного синтеза

1

16

Занятие № 16 

Развитие словесно-логического   мышления,  зрительного синтеза, словаря  

1

17

Занятие № 17 

Развитие вербального мышления, определение последовательности событий

1

18

Занятие № 18 

Развитие логического, понятийного мышления, расширение словарного запаса

1

19

Занятие № 19 

Развитие процессов обобщения, умения установления  закономерностей

1

20

Занятие № 20 

Развитие  логического мышления, процесса анализа

1

21

Занятие № 21 

Развитие логического мышления, зрительного синтеза и анализа

1

22

Занятие № 22 

Развитие  умения устанавливать закономерности, гибкости мышления, словаря

1

23

Занятие № 23 

Развитие  вербального мышления, анализа и синтеза

1

24

Занятие № 24. 

Развитие процесса синтеза и анализа, активизация словаря

1

25

Занятие № 25

Развитие  логического мышления, зрительного синтеза и анализа

1

26

Занятие № 26 

Развитие  логического и творческого мышления, зрительного анализа, произвольного внимания

1

27

Занятие № 27

Развитие  мышления (анализ), расширение словарного запаса

1

28

Занятие № 28

Развитие процесса синтеза, понятийного мышления, словаря

1

29

Занятие  № 29 

Развитие процесса анализа, умения сравнивать

1

30

Занятие  № 30

Развитие логической   памяти, умения анализировать форму предметов

1

31

Занятие  № 31 

Развитие процесс синтеза, логического и творческого мышления

1

32

Занятие № 32 

Развитие смыслового понимания, творческого воображения

1

33

Занятие № 33

Развитие вербального мышления, умения устанавливать закономерности, словарного запаса

1

34

Занятие № 34

Развитие вербального мышления, процесса анализа

1

Формы организации:

Подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения,  игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод,  самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).    

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, творческая (рисование, сочинительство), диагностическая, аналитическая.

Материально-техническое оборудование: АРМ учителя, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Литература

Основная литература.

Программа курсов:

Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008.

Дополнительная литература для учителя.

1.  Грищенко.Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2014.

2.  Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет - М.: АРКТИ, 2014.

3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие - М.: Айрис-пресс,2016.

4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10. Классы). - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2014. (ФГОС)

5. Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.- Волгоград: Изд-во «Учитель», 2015. (ФГОС).

6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ, 2011.

7. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2014.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Айрис-пресс, 2006.

 

Рекомендуемая литература для обучающихся.

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «АСТ», 2003.

2. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 2009.

3. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

4. Десять лучших сайтов для развития детей

 https://iqsha.ru/ilove/post/10-luchshikh-saitov-dlia-razvitiia-detei/ 

5. Обзор образовательных сайтов для младших школьников

http://luchikivnuchiki.ru/obzor-obrazovatelynh-saytov/ 

6. Школьный возраст. Подборка и нтересных и полезных сайтов для школьников.

http://all-for-school.ru/useful-sites/ 

7. Разумейкин.

https://www.razumeykin.ru/ 

8. Издание для родителей о цифровом детстве.

http://media-kid.ru/edu-sites.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития познавательного интереса.

Игра, как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития познавательного интереса.Учитель  II кв. категорииОКСОУ «Тёткинская с(к)о школа – интернатIII и  IV вида»Гурина...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников обучающихся по программе Г. Ригиной.

Активизация мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем современной школы. Это закономерно, так как ученье –  ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Выступление на РМО по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни....

Активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе работы над задачей.

В своём докладе я хотела показать как лучше и легче обучать детей решению задач. Какие формы и разнообразные методы можно применять, чтобы задача была более лёгкой и интересной....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения через создание проблемной ситуации.

Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, п...