План проведения школьной Недели психологии – 2018 «Как прекрасен этот мир,посмотри!»
методическая разработка
с 26.02.2018 г. по 02.03.2018 г прошла Неделя психологии «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Участниками недели стали обучающиеся, родители, учителя и обслуживающий персонал. Неделя была насыщена разнообразными мероприятиями: игры на сплочение «Цветная паутинка» и «Молекулы», прошел семинар-практикум «Осторожно: высокое напряжение! (немного о синдроме эмоционального выгорания и о том, как его пережить)», творческая выставка работ педагогов, обучающихся и родителей «Как прекрасен этот мир, посмотри!», мастер класс «Кофейные зарисовки», флешмоб «Подари улыбку». Все проведенные мероприятия были направлены на повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»-«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9» П.БУРСОЛЬ Г.СЛАВГОРОДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
План
проведения школьной Недели психологии – 2018
«Как прекрасен этот мир,посмотри!»
Дата проведения с 26.02.2018 г. по 02.03.2018 г
Цель: повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Задача: повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений, через формирование умения проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими обучающимися, родителями и учителями.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологического климата в коллективе;
-снижение ситуативной и личностной тревожности обучающихся, повышение самооценки и уверенности в себе;
-повышение уровня сформированности навыков регуляции негативного психоэмоционального состояния педагогов;
-повышение привлекательности общеобразовательного учреждения, привлечение большего количества родителей в школу;
-повышение уровня эмпатии между участниками образовательного процесса.
Дата | Мероприятия | Время | Ответственные |
Понедельник 26.02.18 Цитата дня «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех» | 1. Нить настроения 2. Упражнения на знакомство “Эхо” 3. Линейка 4. «Закончи предложение» 5. Психологический портрет школы «Самые-самые» 6 . Рефлексия «Дерево успеха» | 08.00 - 08.15 08.15 – 08.25 09.15 - 09.20 10.10- 10.25 12.15 – 15.20 по мере окончания уроков | педагог-психолог Л.А.Рудниченко |
Вторник 27.02.2018 Цитата дня «Жить - значит развиваться. Радость - это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности» | 1. Шкатулка пожеланий 2.«Ну ты и тип!» информационный стенд 3. Профилактика эмоционального выгорания педагоговУпражнение “Чувство” 4. Игра на сплочение «Молекулы». 5. Рефлексия «Цветик- Семицветик» | 08.00 - 08.15 10.10- 10.25 12.15 – 15.20 по мере окончания уроков | педагог-психолог Л.А.Рудниченко |
Среда 28.02.2018 Цитата дня «С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею». | 1. Нить настроения 2.Игра на сплочение«Цветная паутинка». 3.Упражнения с педагогами на осознание и принятие своих чувств 4. Просмотр и обсуждение короткометражного фильма Р.Быкова «Люба» (9-10 классы) 5. Рефлексия«Тетрадь отзывов» | 08.00 - 08.15 08.15 – 08.25 10.10- 10.25 15.00 – 16.00 В течение дня | педагог-психолог Л.А.Рудниченко |
Четверг 01.03.2018 Тема Недели «Как прекрасен этот мир, посмотри!» | 1. Экран эмоций 2. Упражнение “Охотничий азарт”, «Автопортрет» 3.Творческая выставка работ педагогов, обучающихся и родителей «Как прекрасен этот мир, посмотри!» 4. Акция «Подарите теплоту» 5.Мастер класс «Роспись камня» 6. Мастер класс«Оригами» 7. Семинар-практикум «Осторожно: высокое напряжение! (немного о синдроме эмоционального выгорания и о том, как его пережить)» 8. Мастер класс «Кофейные зарисовки» 9. Памятки « Симптомы эмоционального выгорания» 10. Рефлексия «Тетрадь отзывов» | 08.00 - 08.15 10.15-10.25 13.15-13.25 четверг с 08.30- по пятницу 20.00 В течение дня 13.00-13.30 13.30 – 14.00 15.30-14.40 В течение дня | педагог-психолог Л.А.Рудниченко Классные руководители, социальный педагог учитель технологии Новикова Н.Г. учитель начальных классов Гурина Т.Д директор филиала Глебова В.С. педагог-психолог Л.А.Рудниченко |
Пятница 02.03.2018 Цитата дня «Там, где правит любовь, не остается места для власти силы; а где возобладала сила, там недостает любви» | 1. Поляна настроения 2. Флешмоб «Подари улыбку» 3. Выставка рисунков «Самое дорогое» 4. Поляна настроения 5.Подведение итогов недели Просмотр фильма «Как прекрасен этот мир, посмотри!» 6. Рефлексия «Тетрадь отзывов» | 08.00 - 08.15 08.15-08.20 11.15–11.25 12.00 12.15 В течение дня | педагог-психолог Л.А.Рудниченко, активисты ФеМиДы |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Ну ты и тип!»
Типы учеников по темпераменту
Ученики, как любые люди, имеют свой характер, свои природные способности, свой уровень социализации. Все это может повлиять на их успеваемость и стиль поведения в классе. Как распознать, какой психологический тип или тип социального поведения свойственен конкретному ученику?
Типы учеников по темпераменту
Темперамент — одна из врожденных особенностей человеческой психики. Это своего рода тип нервной системы, поэтому проще всего он определяется у маленьких детей. Однако и в начальной школе определить тип темперамента обычно несложно. При этом надо иметь в виду, что человек редко может быть отнесем какому-то конкретному темпераменту. Чаще всего в нем перемешаны два из них, однако какой-то является более выраженным.
Изменить темперамент невозможно, поскольку он связан с врожденными особенностями нервной системы. Мало того, такие попытки еще и опасны, поскольку могут привести к нервным и даже психическим расстройствам. Суть знания о темпераментах в том, чтобы развивать те качества, к которым склонность у ребенка выражена в минимальной степени: так, например, если ребенку свойственна неусидчивость, то стоит развивать противоположное качество — усидчивость.
Надо помнить, что среди темпераментов нет «плохих» и «хороших». Хотя люди определенных темпераментов и имеют часто склонность к определенным профессиям, это не является стопроцентно обязательным. Так, например, среди знаменитых полководцев были и сангвиник Суворов, и флегматик Кутузов; среди великих поэтов — холерик Пушкин и меланхолик Жуковский.
Холерики
Дети-холерики очень активны; они охотно участвуют в играх и являются заводилами, с восторгом берутся за новые дела, часто занимают лидирующие позиции. Отрицательной чертой холериков является вспыльчивость, причем гнев или обиды у них держится довольно долго.
Холерик движется резко, быстро, он, кажется, постоянно находится в движении. Он не слишком прилежен, нередко не дописывает слова.
Усилия учителя стоит направить на то, чтобы научить такого ребенка самоконтролю, а также привить ему склонность доводить дело до результата. В то же время надо помнить, что холерик, даже если сохраняет наружное спокойствие, все же очень эмоционален и внутренне кипит. Это может привести к неконтролируемому поведению позже. Поэтому холерика надо учить не скрывать эмоции, а сбрасывать эмоциональное напряжение каким-либо способом; обычно хорошо помогают занятия спортом, активные игры и т.п.
Сангвиники
Ребенок-сангвиник весел, энергичен, охотно берется сразу за многие дела, но нередко не может довести их до конца. Да и вообще, ему быстро надоедает любое занятие. Хотя внешне эти дети эмоциональны, но глубоких чувств они не испытывают; из-за этого они часто обижают своих друзей, которых у них обычно много. Сангвиникам свойственна некоторая эмоциональная толстокожесть. Бурно среагировав на какой-либо раздражитель, сангвиник быстро успокаивается и переходит своему обычному легкомысленном настрою.
Педагогическое воздействие, как правило, сводится к тому, чтобы научить сангвиника лучше чувствовать окружающих людей, помочь ему преодолевать поверхностные отношения к друзьям и к своему делу.
Флегматики
Дети-флегматики малообщительны, медлительны, пассивны. Однако они вдумчивы и внимательны, почти никогда не ссорятся не дерутся и всегда сохраняют ровное расположение духа.
Обычным роль учителя в таком случае сводится к тому, чтобы помочь ребенку преодолеть свою пассивность, почувствовать интерес к дружбе, к общению, занятиям. Кроме того, флегматики часто нуждаются в помощи при усыновлении контакта с другими детьми.
Меланхолики
Дети-меланхолики тихие, ранимые, чувство обиды у них держится долго и заставляет их искренне переживать и мучиться. Меланхолики не очень общительны, у них обычно мало друзей. Они неохотно участвуют в общих мероприятиях, соревнования могут стать для них стрессом. У меланхоликов часто занижена самооценка.
Учитель может помочь такому ребенку, воспитывая у него уверенность в себе и помогая наладить отношения со сверстниками.
Темперамент — врожденный, это не хорошо и не плохо, с ним просто надо считаться, развивая слабые стороны, стараясь свести к минимуму воздействие отрицательных проявлений характера.
Типы учеников по ведущему каналу восприятия информации
Распределение детей по типу восприятия информации часто помогает учителям использовать сильные стороны ученика для того, чтобы помочь ему лучше усваивать знания. По типу восприятия информации все мы делимся на визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Визуал
Этот ребенок держит дистанцию, не любит прикосновений. Он довольно спокоен, наблюдателен, у него хорошая память на то, что ему довелось увидеть. Как правило, визуалы обладают отличной фантазией и хорошей координацией, отличаются развитой мелкой моторикой, любят рисовать, мастерить, решать головоломки. Однако такой ребенок плохо воспринимает устные инструкция, по два – три раза переспрашивает.
Визуалы в своей речи часто употребляют слова, связанные со зрением: «на первый взгляд», «как видите», «картина», «красочный», «наблюдать» и тому подобное.
Если обратить внимание на его рабочее место, то заметно, что все его вещи аккуратно разложены в вертикальном порядке. Говорит визуал с использованием различных жестов, выглядит опрятно, пишет ровно и аккуратно.
Организовывая работу визуала, надо иметь в виду, что он отвлекается на различные картинки, на движущиеся объекты. Может заглядываться в окно, поэтому лучше посадить его на ряд, дальний от окошка. Визуалы любят во время работы что-то рисовать или чертить на полях или черновике; лучше разрешить им это делать, это поможет визуалу сосредоточиться. Чтобы ребенок с таким типом восприятия лучше понимал объяснение, стоит употреблять слова, которые описывают внешний вид какого-либо объекта, использовать таблицы, выделение важных мест в тексте маркером; полезны различные наглядные пособия, схемы.
Аудиал
Это школьник, у которого основной канал восприятия — слух. Аудиалы часто бывают лидерами; они любят дискуссии, много говорят, им нравится петь, читать стихи. Прекрасно все запоминают на слух, охотно берутся за различные поручения. Однако усидчивости таким детям часто не хватает. Когда аудиал задумывается, он нередко шевелит губами, словно разговаривает сам с собой. В речи аудиала много слов, связанных с восприятием на слух: «послушайте», «громкий», «говорят» и тому подобное. Такой ребенок любит пошуметь на переменах, он обычно кричит и много разговаривает, обладает громким голосом и стремится к тому, чтобы слушали только его.
Если посмотреть на рабочее место аудиала, можно увидеть несколько групп предметов, которые могут понадобиться. Расположены они достаточно рационально, но неэстетично, со стороны выглядят разбросанными в беспорядке. Пишет аудиал очень быстро, как и говорит, строчки нередко уходят вверх.
При работе с аудиалом надо помнить, что шевелить губами или шепотом что-то проговаривать — это приемы, которые помогают такому ребенку выполнять задание. Не стоит делать ему за это замечание. Есть смысл использовать хорошую слуховую память аудиала: рекомендовать ему слушать аудиокниги, как можно больше запоминать на уроке, ходить на лекции. На занятиях его лучше посадить за одну из первых парт, чтобы он хорошо слышал не только слова, но и интонации, к которым аудиал очень чувствителен.
Кинестетик
Это человек, который воспринимает мир на ощупь. Он любит стоять близко к собеседнику, при этом берет его за руку или дергает за рукав, много жестикулирует, обычно нуждается в физической активности. Кинестетик старается воспринимать окружающую реальность разными органами чувств: не только посмотреть, но и понюхать, а то и попробовать на язык. Этим людям недостаточно прочитать о чем-то — им хочется немедленно использовать полученную информацию на практике, попробовать сделать то, о чем написано. Удивительно, но при этом мелкая моторика у таких людей развита плохо.
В разговоре кинестетики используют слова, которые описывают ощущения или движение. Внимание такого школьника неустойчиво, он постоянно отвлекается, ему все мешает, он быстро устает сидеть на месте и нуждается в том, чтобы немножечко пройтись или подвигаться. Именно такой ребенок не может работать 45 минут без физкультминутки, но и физкультминутки часто ему не хватает.
Кинестетик обычно неопрятен, делает пометки у себя на руках. Рабочее место представляет собой настоящий хаос: самые нужные вещи найти невозможно, потому что они разложены без всякой системы, но в горизонтальном порядке. Почерк кинестетика некрасивый, грязный, изобилующий зачеркиваниями, обведенными буквами; строки кривые и уходят вниз.
Кинестетика отвлекают все; особенно сильно — недостаток места (реальный или мнимый). Лучше всего посадить его одного за парту, иначе у него постоянно будут ссоры с соседом, который якобы занимает слишком много места. Во время урока кинестетику можно предложить сходить намочить тряпку, принести мел, выполнить еще какие-то поручения учителя, связанные с передвижением. Это поможет ребенку сосредоточиться и остаток урока работать лучше. Память такого ребенка специфична. Он помнит только общее впечатление и свое эмоциональное восприятие какого-то события. Во время работы кинестетик любит что-то вертеть в руках; ему лучше разрешить это делать, потому что это помогает ребенку сосредоточиться.
Социальные типы детей
Кроме врожденных способностей, у каждого ребенка формируется характер. Большое влияние на этот процесс оказывает роль в детском коллективе; хотя, конечно, правильнее говорить о взаимовлиянии. Какие же роли существуют в детских коллективах?
Главным образом, можно говорить о лидерах, «большинстве» и аутсайдерах.
Лидеры
В лидеры попадают разные дети.
Иногда это соответствует их склонностям, а наблюдательность и дипломатический талант помогают им оказывать значительное влияние на коллектив.
Бывает, это лидеры поневоле (назначили старостой, хотя он не хотел). Такие дети часто не справляются с работой и воспринимают смещение с должности как несправедливость и незаслуженную обиду.
Иногда это «любимчик» учителя; класса до шестого он может восприниматься всеми как лидер.
Верховодить в небольших группах детей (и это типично для старшеклассников) могут компетентные в каких-то вопросах ребята или этакие правдоискатели (последние часто сами отказываются от лидерства, так как другие не соответствуют их высокой планке; пример — Железная Кнопка из фильма «Чучело»).
Плохо, когда роль лидера (так сказать, деструктивного) достается сильному и агрессивному ребенку или подростку, который пытается всех терроризировать; еще хуже, если он умен и умеет отвести от себя подозрения в таком поведении: учителя могут долго не догадываться об истинном «двигателе» всех событий. Этот случай требует пресечения, нельзя ждать, когда ребята осознают, что подчиняются неподходящему лидеру: их личности уже значительно пострадают.
Лидеры сидят в центральной части класса, реже впереди. Когда они говорят, остальные ребята ведут себя тихо. В работе с классом стоит опираться на лидеров, но не забывая, что это тоже ребенок, нуждающийся в нашей помощи и нашем внимании.
Неудавшиеся лидеры
Иногда выделяют и такую роль. Это различные «шестерки», «задаваки» и «поросята». Первые, не выбившись в лидеры, примкнули к реальному лидеру в качестве его «правой руки». Вторые чувствуют себя недооцененными: они бы и рады дружить с одноклассниками, но боятся, что никто не захочет. Обычно двое – трое таких сбиваются в кучку и сообща «презирают» всех остальных. Это люди с уязвленным самолюбием и заниженной самооценкой. Третьи не сумели стать деструктивными лидерами и теперь мстят всему миру, делая мелкие и крупные гадости, инициируя дрязги и склоки, доносы с наушничество, стравливая между собой детей. Часто они «подставляют» своих доверчивых одноклассников, выходя сухими из воды.
Большинство
Это костяк класса, те дети, которые не отличаются друг от друга принципиально по своим способностям и стилю поведения, примерно подтверждая все то, что написано о подростках или детях соответствующего возраста в учебниках педагогики и психологии. Они как бы средняя линия, выше которой находятся лидеры и неудавшиеся лидеры. А ниже — разного рода аутсайдеры.
Аутсайдеры
Это те дети, которые не смогли найти себя в коллективе. В некоторых случаях это не очень критично, потому что у них все-таки есть какие-то друзья. Например, иногда такой ученик — жертва родительского перфекционизма. Амбициозные родители требуют высокой успеваемости, и ребенок из последних сил пытается соответствовать этим требованиям. Измученный усталостью и комплексом неполноценности, иногда он заводит дружбу с каким-нибудь хулиганистым ребенком, прогульщиком и двоечником: только в его обществе такой тихий аутсайдер может чувствовать себя хоть сколько-нибудь уверенно.
Но еще страшнее положение подростков-аутсайдеров, если они одиноки и полностью противопоставлены всему коллективу. Это те, над кем смеется (а иногда и издевается) весь класс. Причиной могут быть реальные или вымышленные физические недостатки, интеллектуальная несостоятельность, неправильное поведение (постоянные доносы учителю и т.п.). Иногда ребенок сам принимает на себя невыгодную роль. Например, роль клоуна. Ему кажется, что одноклассники относится к нему с симпатией, когда смеются или улыбаются в ответ на его выходки. В действительности же они его просто презирают.
Часто аутсайдером становится ребенок, который не может держать себя в руках. На реальные или мнимые обиды он реагирует крайне болезненно: кричит, дерется, ведет себя неадекватно. В большинстве случаев такой ребенок нуждается в помощи психоневролога или, по крайней мере, психолога.
Надо помнить, что в большинстве случаев то, какую нишу ребенок или подросток займет в ученическом коллективе, зависит не от учителя, а от родителей. Завышенные требования родителей могут приводить к формированию неправильных отношений школьника в коллективе. Впрочем, и заниженная оценка школьника может приводить к тому же.
Допустим, родители постоянно повторяют школьнику, что он очень талантлив, требуют от него наивысших результатов. Это может привести к тому, что он будет стремиться к лидерству любой ценой. Не имея возможности в действительности влиять на коллектив, ребенок пытается усвоить одну из неприятных ролей, лишь бы получать похвалу от учителя. Но это может привести и к тому, что самооценка ребенка резко упадет, потому что он не может соответствовать требованиям своих родителей, и он станет аутсайдером.
Во всяком случае учитель мало что может сделать для воспитания у ребенка какой-либо позиции в социуме, он обычно работает с уже сформировавшимся в значительной мере коллективом и призван в первую очередь использовать положительный потенциал имеющихся лидеров или сдерживать отрицательный; работать с аутсайдерами. Большинство из них страдает крайне низкой самооценкой — педагог может попробовать повысить ее, предлагая ученику посильные поручения, поощряя за выполнение. Однако работать со сложными случаями должны психологи по поручению родителей.
Положительный эффект могут иметь различные игры, призванные сплотить коллектив и снять негативное отношение к отдельным его членам. Например, игра «Пожелайка». В ходе этой игры каждый школьник должен отметить какие-то положительные качества каждого из своих одноклассников и пожелать ему что-нибудь хорошее. Главное требование — пожелания должны быть необидными. Не годятся пожелания «похудеть хотя бы килограммов на 80» или «приобрести хоть каплю мозгов». В этом случае школьники поставлены перед необходимостью проявить хоть какую-то заинтересованность в своем однокласснике и обратить внимание не только на отрицательные, но и положительные его качества.
Пользу может приносить и групповая работа, причем капитанов команд можно выбирать с помощью жеребьевки. Конечно, нелепо ожидать, что ребенок, который всегда считал себя аутсайдером, сможет немедленно принять на себя роль лидера. Но хотя бы попытается.
Предварительный просмотр:
http://pedsovet.su/ns/6353_igry_na_splochenie_kollektiva_v_nachalnoy_shkole
Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:
После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.
Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.
Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:
- Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
- Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
- Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:
- составить слово;
- составить пример;
- составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.
Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.
Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин. (Для старшеклассников)
1 Уильям ДЖЕМС (1842–1910).
2 Альфред АДЛЕР (1870–1937).
3 Карл Густав ЮНГ (1875–1961).
4 Зигмунд ФРЕЙД (1856–1939).
Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Упражнения на осознание и принятие своих чувств
Упражнение “Чувство”
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
• Воспринимали ли вас адекватно?
• Почему возникали затруднения в определении чувства?
• Расскажите о своих впечатлениях.
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
Упражнения на знакомство
Упражнение “Эхо”
Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.
Мини-лекция: «Представление об эмоциональном выгорании Симптомы эмоционального выгорания.
Упражнение “Единый ритм”
Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.
Упражнение “Охотничий азарт”
Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии.
Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего подальше.
Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;
2. в своем порыве сбивать других;
3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов.
Через 3 минуты можно остановить игру.
Предварительный просмотр:
1. Что такое счастье для учителя?________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Учителем быть хорошо, потому что ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Учителем быть плохо, потому что ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Ваши пожелания педагогам школы_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Что такое счастье для учителя?________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Учителем быть хорошо, потому что ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Учителем быть плохо, потому что ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Ваши пожелания педагогам школы_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Что такое счастье для учителя?________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Учителем быть хорошо, потому что ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Учителем быть плохо, потому что ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Ваши пожелания педагогам школы_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Что такое счастье для учителя?________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Учителем быть хорошо, потому что ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Учителем быть плохо, потому что ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Ваши пожелания педагогам школы_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Удачи | Счастья | Вдохновения |
Хорошего настроения | Добра | Драйва |
Позитива | Сюрпризов | Море комплементов |
Везения | Благополучия | Море удовольствия |
Положительных оценок | Здоровья | Решительности |
Успеха | УлЕтного впечатления | Любознательности |
Обаяния | Океан энергии | Взаимопонимания |
Верных друзей | Прекрасной погоды | Солнечного дня |
Быть яркой Звездой | Быть ослепительной (ым) | Быть эффектным |
Быть яркой Звездой | Быть ослепительной (ым) | Быть эффектным |
Очарования | Выглядеть на 100% | Приятного окружения | ||
Незабываемых встреч | Внимания поклонников | Романтики | ||
Богатырской силы | Отличного самочувствия | Крепкого здоровья | ||
Хорошего настроения | Добра | Драйва | ||
Позитива | Сюрпризов | Море комплементов | ||
Везения | Благополучия | Море удовольствия | ||
Положительных оценок | Здоровья | Решительности | ||
Успеха | УлЕтного впечатления | Любознательности | ||
Обаяния | Океан энергии | Взаимопонимания | ||
Верных друзей | Прекрасной погоды | Солнечного дня | ||
Быть яркой Звездой | Быть ослепительной (ым) | Быть эффектным |
Предварительный просмотр:
Уильям Джеймс
(1842—1910) — американский философ и психолог
Альфред АДЛЕР (1870–1937) - выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Крупнейший деятель международного психоаналитического движения..
Зигмунд ФРЕЙД (1856–1939) австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа
Карл Густав ЮНГ (1875–1961) швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии".
«В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех»
«Жить — значит развиваться. Радость — это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности».
«С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею»
«Там, где правит любовь, не остается места для власти силы; а где возобладала сила, там недостает любви»
Предварительный просмотр:
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Источник http://www.school99.ru/ne_4534323
Как снять стресс
Упражнение “Потянулись - сломались”
Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.
Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!
Упражнение “Концентрация на счете”
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
Упражнение “Сосредоточение
на эмоциях и настроении”
Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.
Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.
Выходим из состояния релаксации.
Рефлексия вашего эмоционального состояния.
Дыхательная гимнастика
Дыхательноеупражнение
с успокаивающим эффектом
Упражнение “Отдых”
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Составитель педагог-психолог филиала МБОУ «СОШ №13»-«СОШ №9» п.Бурсольг.Слагорода Алтайского края
Л.А.Рудниченко
Источник http://www.school99.ru/ne_4534323
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения космической недели в начальной школе (примерный).
Предлагаю примерную тематику проведения недели начальной школы, посвященной Дню Космонавтике....
План проведение предметной недели
Планирование тематической предметной недели начальных классов в речевлй школе...
План проведения творческой недели начальных классов
Неделя начальных классов прошла очень хорошо. Дети, родители и учителя приняли участие....
План проведения предметной недели по литературному чтению
В рамках предметной недели составлен план проведения....
План проведения Всемирной недели космоса «Космос объединяет мир» в МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ с 4.10.2018 по 10.10.2018
Организация информационной и методической поддержки, оформление тематических книжных выставок «Влюблённые в небо»...
Положение и план проведения предметной недели в начальных классах "Радужная неделя. Фестиваль знаний"
Данный материал будет полезен руководителям методических объединений....
Отчёт по результатам проведения краевой недели психологии - 2022 "Уроки маленького принца"
Отчёт по результатам проведения краевой недели психологии "Уроки маленького принца"...