Индивидуальная профилактическая программа на младших школьников. Агрессивное поведение детей.
методическая разработка
Организованная таким образом работа позволит:
• осуществлять психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся «группы риска» и их семей;
• снизить количество обучающихся, имеющих склонность к агрессивному и аутоагрессивному поведению;
• улучшить эмоциональное здоровье обучающихся «группы риска»;
• повысить уровень знаний родителей и педагогов о факторах способствующих агрессивному, аутоагрессивному поведению ребенка. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа | 37.7 КБ |
Презентация | 811.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шеминская средняя общеобразовательная школа муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республика Тыва
Конкурсная программа
«Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях образовательной организации»
Куулар Айлана Валерьевна –
Учитель начальных классов
Шеми 2015г.
Пояснительная записка.
Для разработки и реализации программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях руководствуется на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Приложение к Письму Минобразования России № 22-51-513/06 от 27.06.2003), Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999г. № 636), Федерального закона от 24.06.1999г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений».
Исходя из условий образовательного процесса нашей школы, определен основной приоритет программы – сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
- Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребенком своего здоровья.
- Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребенка в школе, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций, развитие интеллектуального потенциала, критического мышления, обучение навыкам эффективного общения и саморегуляции, выработка адекватной самооценки.
- Нравственное благополучие – формирование активной жизненной позиции, мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности,- основу которых определяет система ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)
В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения нормально развивающихся школьников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.
Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон. Таким образом, профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания.
Цели, задачи, формы и методы реализации программы.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и профилактика агрессивного, аутоагрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
- Выявить причины возникновения агрессивного и аутоагрессивного поведения ребенка.
- Научить учащегося понимать собственное эмоциональное состояние других людей;
- Обучить агрессивного ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме.
Основные методы сопровождения:
- диагностический,
- информационный,
- проектировочный,
- консультативный.
Участниками процесса индивидуального сопровождения выступают: учащийся начальных классов, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, медработник, родители и его ближайшее окружение.
Формы работы:
- Диагностика.
- Дискуссия, обсуждение.
- Работа в парах.
- Рисунок.
- Психологическая игра.
- Работа в малых группах.
- Сказкотерапия.
Этапы реализации программы:
1. Диагностика сущности проблемы;
2. Построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;
3. Реализация программы;
4. Анализ качества программы индивидуального сопровождения
Организация работы строится на принципах:
- Гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
- Конфиденциальности - информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;
- Компетентности – психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- Ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Организованная таким образом работа в школе позволит:
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся «группы риска» и их семей;
- снизить количество обучающихся, имеющих склонность к агрессивному и аутоагрессивному поведению;
- улучшить эмоциональное здоровье обучающихся «группы риска»;
- повысить уровень знаний родителей и педагогов о факторах способствующих агрессивному, аутоагрессивному поведению ребенка.
Программа индивидуального сопровождения ученицы 4 класса Жени.
К классному руководителю обратилась мама ученицы 4 класса Жени.
Проблема была сформулирована следующим образом: у девочки возникли трудности во взаимоотношениях с некоторыми одноклассницами и учителем физкультуры, так как она в последнее время придумывает отговорки, чтобы не посещать уроки физкультуры. Родители решили обратиться к классному руководителю. В процессе первой беседы с Женей выяснилось следующее:
- Женя отлично учится, на протяжении 4-х лет обучения и проблем в учебе не наблюдалось.
- Женя третий ребенок многодетной семьи, у них детей 6. Родители уделяют ей достаточно внимания, хотя у них есть еще грудные и годовалые дети. И их очень волнует ее эмоциональное благополучие.
- В последнее время, особенно в 4-м классе, она очень переживает из-за неумения выполнять гимнастических упражнений на уроках физкультуры, и болезненно реагирует на безобидные шутки одноклассников. А в классе есть еще девочки-отличницы, которые им легко удается выполнять эти упражнения. Мама Жени очень обеспокоена эмоциональным состоянием своей дочери, Женя уже каждый раз придумывает отговорки, чтобы не посещать физкультуру. Из-за этой проблемы мама требовала заменить учительницу физкультуры.
Дальнейший сбор информации: беседы с Женей, ее мамой, учительницей физкультуры и классным руководителем, выполнение диагностик ДДЧ, РНЖ (рисунок несуществующего животного). Анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что у Жени наблюдается признак агрессивности и стремится быть лидером в классе. Так как в классе все предпочитают во всем лидера девочку Ховалыг Сайын. (по результату социометрии Женя относится к предпочитаемому, не хватило всего нескольких баллов к лидеру).
В процессе беседы с учительницей физкультуры выяснилось, что Женя в последнее время отказывается выполнять упражнения, даже на замечания учителя, пререкается.
По словам матери, развитие ребенка происходило в благоприятных условиях: здоровые родители, ребенок желанный, хотя после двух дочерей ждали мальчика. Ребенок в первые годы жизни развивался нормально, не болела. Материальные условия семьи – неблагополучные. Мать и отец не работают, живут в одних пособиях по уходу за ребенком и ежемесячными пособиями на несовершеннолетних детей. По словам матери, они стараются, чтобы дети в ни в чем не нуждались и дети их понимают, не требуют ничего лишнего. Родители не употребляют спиртными, взаимоотношения в семье ровные, доброжелательные, строятся на основе взаимного уважения. Режим дня в семье наблюдается. Каждый раз когда дети возвращаются из школы, мама спрашивает, что хорошего или плохого было в школе, какие отметки получили. Если у дочери настроение плохое, она переспрашивает, выясняет проблему и дает советы. (После беседы маме Жени дали советы и рекомендации по отношению воспитания ребенка. Приложение).
Наблюдения на уроках и во внеурочное время показали, что Женя на переменах общается с несколькими девочками. Интерес к учебе у нее проявляется практически на всех уроках. Отношение к учителям хорошее. После беседы и посещения урока физкультуры классным руководителем, отношение с учителем физкультуры стало доверительной. В процессе анализа проблемы на основе полученной информации были сформулированы следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы:
- Организация и проведение диагностики, в которую входит оценка уровня агрессии;
- Проведение занятий направленных на коррекцию агрессивного поведения;
- Сравнительная диагностика;
- Анализ результатов.
После проведения диагностик ДДЧ и РНЖ (рисунок несуществующего животного) составила план занятий с использованием сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения ребенка.
Сказкотерапия – один из методов, принадлежащих к направлению психологии - арт-терапия.
Как отмечал С.Т.Шацкий: «Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение».
Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия».
Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества. Наконец, в художественно-творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Известно, что среди многих средств психолого-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста особое место занимают разные формы и приемы сказкотерапии - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет школьнику актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Индивидуальный план сопровождения:
№ | Тема: | Содержание: | Кол-во часов | Формы работы: | Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение |
1. | Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния | Занятие «Чувство и эмоции» | 1 ч | Групповая работа | Шарики, рисунки Гномов |
2. | Умение распознавать эмоциональное состояние. | Сказкотерапия Создание мультфильма «Заюшкина избушка» | 4 ч. | Групповая работа | Пластилины, краски, альбомы, фотоаппарат, компьютер |
3. | Формирование качества товарищества и дружбе. | Занятие «Я и мои друзья»; Словарик добрых слов. | 1ч. | Групповая работа; Индивидуальное домашнее задание; | Игрушки; бумага, ручка. |
4. | Агрессия может быть конструктивной | Игра «Датский бокс»; «Шутливое письмо» | 1 ч. | Групповая работа; | Изоматериалы. |
5. | Умение распознавать эмоциональное состояние | Сказкотерапия «Уш чуул эртемниг оол» («Мальчик с тремя знаниями») | 1 ч. | Индивидуальная работа | Раскладушка сказки «Уш чуул эртемниг оол» |
С одноклассницами Жени вместе с Ховалыг Сайыном организовали создания мультфильма «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки. 5 девочек с Женей вылепили из пластилина всех героев этой сказки. Потом озвучивали эту сказку. В драматизации каждая девочка имела возможность попробовать себя в разных ролях: героя, агрессора и потерпевшего, жертвы. Женя выбрала петуха. Из этого видно, что она хочет быть в центре, лидером или героем. Но во время игры каждый ребенок выбрал себя в ролях петуха-героя, зайца-жертвы, пострадавшего и лисы –агрессора. Этот готовый мультфильм показали учащимся 1-4 классов.
"Словарик добрых слов"
Жене было предложено написать словарь добрых слов. От А до Я Женя написала всего 65 слов.
Агрессивные дети часто страдают от бедного словарного запаса, вследствие чего даже при общении с симпатичными им людьми они часто употребляют привычные грубые выражения. Язык не только отражает наш внутренний мир, но и может влиять на него: вместе с появлением хороших слов наше внимание акцентируется на тех приятных качествах и явлениях, которые они обозначают.
При составлении словаря «Вежливых слов» нужно соблюдать важное ограничение - все слова должны быть добрыми, вежливыми, подходящими для описания приятных (или нейтральных) качеств в людях. Так, на букву "Б" у вас могут быть записаны как слова, описывающие внешность: "блондин", "брюнет", "белокожий", "белокурый" и др., так и слова, относящиеся к описанию характера: "бескорыстный", "бережливый", "благородный", "беззащитный", "безотказный" и др. или описывающие деятельность человека в какой-то сфере: "безупречный", "безукоризненный", "блестящий" и пр.
Общая оценка эффективности сопровождения .
Эффективность данной программы с элементами сказкотерапии подтверждается с беседой с Женей. Девочка общается с девочками всего класса, посещает уроки физкультуры. В диагностическом тесте «РНЖ» не наблюдается признаков агрессивного проявления, но большие подозрительные глаза, большие уши говорит о заинтересованности информацией. Ей значима мнение окружающих о себе. Приоткрытый рот говорит, что она все еще не доверяет. А большие красивые крылья судит наоборот, о готовности участвовать во всех мероприятиях, ей интересно все и она уверенна принимать участие. Отец был приглашен на Форум Отцов муниципального района Дзун-Хемчикского кожууна. Приглашение Жениной мамы на конкурс среди матерей «Наши мамы просто класс!» улучшило доверительное отношение с учителями, напомнило ей об обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачков И.В. Сказкотерапия развития самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось, 2003
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С.Петербург, 2001
3. Монгуш Р.Ю. Психологическая программа «Коррекция агрессивного поведения подростков». – Кызыл, 2011.
4. Раппапорт А.А. Жест и пространство в искусстве мультипликации. – М.: Наука, 1985.
5. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и профилактика агрессивного, аутоагрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Цель: Программа коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста
Задачи: Выявить причины возникновения агрессивного и аутоагрессивного поведения ребенка . Научить учащегося понимать собственное эмоциональное состояние других людей ; Обучить агрессивного ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме.
Этапы реализации программы: 1 . Диагностика сущности проблемы; 2. Построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей; 3. Реализация программы; 4. Анализ качества программы индивидуального сопровождения
Направления работы по программе отражают её основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с агрессивным поведением, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с агрессивным поведением и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью; конфиденциальности - Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным; компетентности - Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности; ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред. Организация работы строится на принципах :
Организованная таким образом работа в школе позволит : О существлять психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся «группы риска» и их семей; С низить количество обучающихся, имеющих склонность к агрессивному и аутоагрессивному поведению; У лучшить эмоциональное здоровье обучающихся «группы риска»; П овысить уровень знаний родителей и педагогов о факторах способствующих агрессивному, аутоагрессивному поведению ребенка. Ожидаемые результаты реализации программы:
Методы: 1. Дискуссия, обсуждение 2. Работа в парах 3. Рисунок 4. Психологическая игра 5. Работа в малых группах 6. Сказкотерапия
Индивидуальный план сопровождения с применением сказкотерапии № Тема: Содержание: Кол-во часов Формы работы: Методическое и др . обеспечение 1. Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния Занятие «Чувство и эмоции» 1 ч Групповая работа Шарики, рисунки Гномов 2. Умение распознавать эмоциональное состояние. Сказкотерапия Создание мультфильма «Заюшкина избушка» 4 ч. Групповая работа Пластилины, краски, альбомы, фотоаппарат, компьютер 3. Формирование качества товарищества и дружбе. Занятие «Я и мои друзья»; Словарик добрых слов. 1ч. Групповая работа; Индивидуальное домашнее задание; Игрушки; бумага, ручка. 4. Агрессия может быть конструктивной Игра «Датский бокс»; «Шутливое письмо» 1 ч. Групповая работа; Изоматериалы. 5. Умение распознавать эмоциональное состояние Сказкотерапия «Уш чуул эртемниг оол» («Мальчик с тремя знаниями») 1 ч. Индивидуальная работа Раскладушка сказки « Уш чуул эртемниг оол »
Сказкотерапия Сказкотерапия – язык, на котором можно разговаривать с душой человека. Сказкотерапия – наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактически формировать представление о базовых ценностях. Сказкотерапия – один из методов развития эмоционального интеллекта и нравственного иммунитета.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников
В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...
Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия»
Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться ка...
Профилактическое занятие для младших школьников "Поговорим о конфликте"
Осознание участниками своего поведения, формирование умения решать конфликты....
Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия»
Программа включает актуальность, описание форм и методов работы, планирование работы с 1 по 4 класс...
Программа для младших школьников "Одаренные дети"
Программа работы с одаренными детьми....
Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети»
Программапо здоровьесбережению младших школьников«Здоровые дети»для учащихся начальной школысрок реализации–4 года...
Развлекательно- игровая программа для младших школьников, посвященная международному Дню защиты детей.
Каждый год в первый день лета отмечается большой праздник – день защиты детей. Международный день защиты детей - это не только веселье, смех, песни, подарки и развлечения. Это еще и возможность ...