Родительское собрание " Секреты семейного воспитания"
консультация (3 класс) на тему
В доступной и понятной форме родителям о психологических особенностях воспитания детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_semeynogo_vospitaniya.doc | 505.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Секреты семейного воспитания»
Степанова Е.В., педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «НОШ № 1» г. Магнитогорска
Цель: знакомство родителей с секретами семейного воспитания.
Задачи:
1. Обучить навыкам конструктивного общения.
2. Показать сензитивные периоды нравственного формирования личности.
Оборудование: доска, мел, компьютер, проектор, наглядный материал (пирамида Маслоу), раздаточный материал (салфетки, рекомендации родителям), мяч.
Сегодня в фокусе нашего внимания будут два вопроса:
1. Как установить с детьми гармоничные, конструктивные взаимоотношения .
2. Какие существуют сензитивные периоды нравственного формирования личности ребенка.
Давайте, для начала, рассмотрим, с кем вообще нашим детям приходится общаться?
Школа
Дети Взрослые
Семья
Семья
отношения со сверстниками в школе,
- отношения в школе с учителями,
- отношения дома с другими детьми,
- отношения с родителями.
Мы сегодня будем говорить о сфере – детско-родительские отношения. Жизнь и наука доказали, что все проблемы у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания:
- использование неконструктивной критики,
- неумение хвалить и поддерживать своих детей,
- сравнение ребенка с другим не в его пользу,
- наполеоновские планы,
- когда ждем, что ребенок будет таким же, как и мы и др.
И своё выступление мне хочется начать со слов Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Скажите, а что такое дом для ребенка? Ведь дом, заставленный хорошими вещами ещё не дом, тогда что же такое дом? Как вы это понимаете?
Ответ: очаг, тыл, крепость, опора…
Действительно дом для ребенка это нечто большее, чем просто среда обитания, это место где его поймут, посочувствуют и поддержат. И когда в доме появляются дети, то все и мы, в том числе желаем, чтобы они росли здоровыми, умными, успешными и счастливыми. И естественно возникает вопрос, как воспитывать, взаимодействовать с детьми, чтобы они жили в гармонии с собой и окружающим миром?
Для реализации этой задачи необходимо удовлетворять основные базовые потребности ребенка. Американский психолог Абрахам Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.
- Физиологические потребности: голод, жажда, жилье, одежда, продолжение рода.
Если рассматривать человека только как физическое тело, то куда будет направлена родительская забота и внимание в первую очередь? Накормить, напоить, обуть и одеть. Но если рассматривать человека не только как физическое тело, а как духовное начало, то тогда родительская забота и внимание будут направлены, и на удовлетворение других потребностей.
2. Потребность в безопасности: защита, помощь, отсутствие насилия и др.
Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:
- Похвала – Критика - Позитивный прогноз на будущее,
- конструктивная критика,
- «Ты- сообщение – Я- сообщение»,
- мера наказания,
- конструктивное предъявление требований.
3.Потребность в принадлежности и любви. Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала.
Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:
- деловая игра «Снежинки» У вас на столах лежат бумажные салфетки. Возьмите их в руки, и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
1. Сложите лист пополам.
2. Сложенный лист еще раз пополам.
3. Оторвите верхний правый угол
4. Оторвите нижний правый угол.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы
все выполняли одинаковые задания. Наши дети тоже такие все разные и каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход.
5 языков любви (формы проявления, признаки и формирование):
- словесный,
- тактильный,
- забота,
- качественное времяпрепровождение,
- подарки.
4. Потребность в уважении (почитании): принятие, статус, проявление внимания, уважение со стороны других людей и самоуважение, одобрение, компетентность, достижение успехов, признание, авторитет.
Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:
- не сравнивать ребёнка с другими более успешными детьми,
- не сравнивать ребенка с другими менее успешными детьми,
- формирование адекватной самооценки, сравнивать ребенка только с самим собой вчерашним и в позитиве (Например: вот вчера ты еще этого не умел, а сегодня, посмотри, как хорошо ты с этим заданием справляешься).
- искать поле для самореализации,
- 5 видов деятельности.
5.Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.
Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:
- деловая игра «Поймай мяч». Как часто мы с вами слышим выражения: «В одно ухо входит, в другое выходит» или «Десять раз надо ему повторить» и т.п. Я предлагаю вам сейчас с помощью небольшого эксперимента разобраться, почему слушая одну и ту же информацию, мы получаем разные результаты.
- задействовать основные каналы восприятия,
- опираться на законы памяти,
- удовлетворение любознательности,
- познавательные книги, телепередачи.
6.Эстетические потребности: порядок, чистота, гармония, симметрия, красота.
Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:
- предъявление требований,
- формирование навыков самообслуживания,
- развитие творческих способностей,
- приобщение к культуре и др.
7. Потребность в самоактуализации: реализация своих способностей, целей,
развитие собственной личности. Человек должен быть тем, кем он может быть.
Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребёнка:
- кружки, секции, различные виды деятельности, помогающие реализовать способности ребёнка,
- формирование волевых качеств.
Далее рассмотрим сензитивные периоды нравственного формирования личности и на что необходимо обращать внимание в тот или иной период жизни ребенка.
0-12 нравственное формирование личности
0-24 полный цикл
0-7 закладывается в семье
7-14 закладывается социумом
0-3 (21-24) - речь, эмоции, общение.
3-5 (19-21) – познание жизни через игру, выбор спутника жизни.
5-7 (17-19)– трудовые навыки, поступление в ВУЗы.
7-10 (14-17)– желание учиться, выбор дальнейшего обучения.
10-14 – волевые качества, ответственность за свои действия и поступки (могу, надо).
Подведем итог вышесказанному. Для того. чтобы добиться желаемых результатов по достижению поставленных целей (чтобы ребенок был умным, успешным, счастливым и т.д.), необходимо развивать его в 4 сферах:
1. физическая
4. духовная 2.интеллектуальная
3. социально-эмоциональная
Тест
1. Оцените на оси координат по 10 бальной шкале каждую сферу.
2. Соедините последовательно точки.
3. Сделайте анализ полученного рисунка, на какие сферы необходимо обратить внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
Родительское собрание "Методы семейного воспитания"
Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....
Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....
Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....
Родительское собрание "Особенности семейного воспитания"
Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенк...
Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"
На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....
Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....
- Мне нравится (1)