Программа "Общаться - как?"
рабочая программа на тему

Данная программа ориентирована на детей 7-17 лет с незначительными интеллектуальными и двигательными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «Общаться – как?»

Комовой А.Н., педагога-психолога

(ФИО педагога, занимаемая должность)

 

Возраст обучающихся:  7 -17  лет

Блок занятий 6.

Срок реализации: 16 занятий

                                               


Содержание

№ стр.

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты

4

Диагностика

4

Учебно-тематический план

5

Содержание программы

6

Материально-техническое обеспечение Программы

6

Литература

7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на детей 7-17 лет с незначительными интеллектуальными и двигательными нарушениями.

Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации.

Программа рассчитана на 16 занятий, проводящихся в течение календарного года.

Форма и режим занятий: комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.

Цель: совершенствование навыков общения, развитие навыков взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи программы:

Образовательные (знания):

  • обогатить представления детей-инвалидов о предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
  • дать детям знания о спектре человеческих эмоций и чувств;
  • познакомить с различными способами адекватного проявления эмоций и чувств (в том числе и негативных);
  • сформировать представления о взаимном уважении и соответствующем поведении;
  • обогатить представления о вариантах действий в конфликтных ситуациях и ситуациях взаимного недопонимания;
  • познакомиться ближе с понятиями «дружба», «взаимопонимание», «конфликт»;
  • формировать навыки общения с другим человеком.

Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):

  • научить играть в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, соблюдая правила;
  • уметь выражать свои чувства приемлемыми способами;
  • уметь различать эмоции других людей (радость, грусть, злость, удивление, страх);
  • уметь проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
  • уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).

Развивающие:

  • развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
  • развивать эмоционально-волевую сферу;
  • развивать навыки конструктивного общения с взрослыми и детьми доступными ребенку способами;
  • развивать навыки разрешения конфликтных ситуаций;
  • развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Воспитательные:

  • воспитать доброе позитивное отношение к людям;
  • способствовать освоению принятых в обществе норм поведения.
  • формировать мотивацию и побуждать интерес к решению трудностей в общении;
  • воспитывать культуру поведения в коллективе, с другими людьми.
  • воспитывать интерес ребенка к самому себе, желание самосовершенствоваться;
  • вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.

Планируемые результаты

Обучающийся после освоения программы будет владеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • соблюдать правила поведения в помещениях;
  • уметь играть в различные дидактические игры, соблюдая правила;
  • уметь создавать работы любого качества средствами предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
  • уметь выражать свои чувства приемлемыми способами;
  • уметь различать эмоции других людей (радость, грусть, злость, удивление, страх);
  • уметь проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
  • уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
  • демонстрировать доброе позитивное отношение к людям;

Диагностика

Зачисление ребенка на освоение данной программы осуществляется в течение всего года, исходя из результатов диагностики, отраженных в карте Социально-психологической диагностики развития, либо в случае не усвоения программы за отведенный период.

Цель диагностики («входной контроль»): определить уровень сформированности навыков общения, степень интеллектуального недоразвития для подбора оптимального маршрута обучения.

Цель «выходного» контроля: определение степени освоения программы и дальнейшего маршрута обучения.

Контрольные задания

Критерии оценки

Программа освоена

Программа освоена не в полном объеме

Программа не освоена

1

Правила поведения в кабинете

Соблюдает правила, убирает игры на место, выполняет действия с играми после инструкции педагога

Убирает игры на место и выполняет инструкции после повтора педагогом

Периодически протестует против правил, не убирает игры или убирает не на место

2

Называет основные эмоции на картинке (радость, грусть, злость, удивление, страх)

Называет без затруднений

Путает удивление и страх, правильно описывает эмоции, но не называет

Называет только с помощью педагога

3

Называние по имени

Называет по имени детей и педагогов

Называет по имени после просьбы

Постоянно забывает имена

4

Знание простых эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх)

Показывает и называет на картинках указанные эмоции, может показать мимику эмоции

Показывает эмоции на картинках, иногда путает название

Показывает эмоции, на лице изобразить не может

5

Рассказ о друге

Перечисляет качества друга, может рассказать о своем школьном друге

Рассказывает о друге, затрудняется в определении слова "дружба"

Называет друзьям и всех, с кем разговаривает

6

Конфликт

Может дать простое определение, называет примеры ссор с друзьями или в семье

Называет примеры ссор, затрудняется с определением

Приводит примеры конфликта после помощи педагога

7

Личные качества

Может перечислить свои качества

Перечисляет только положительные или отрицательные качества

Затрудняется с определением своих качеств личности

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Теория

Практика

Всего (кол-во занятий)

1

Знакомство

0,5

1,5

2

2

Я и мое имя

0,3

0,7

1

3

Что такое эмоции

1

1

2

4

Я и эмоции

0,5

0,5

1

5

Какой я?

1

2

2

6

Мой друг

0,5

1,5

2

7

Конфликты, ссоры

1

2

3

8

Повторение

0,5

1,5

2

Всего

16


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Знакомство

Теория.

Знакомство с  правилами поведения на занятии. Разъяснение содержания занятий. Уборка игр на место. Правила, как договариваться при выборе игр.

Практика.

Свободное изучение содержимого кабинета, знакомство с правилами игр, которые выбирает сам ребенок, совместная уборка игрушек на место. Считалки для выбора первого игрока.

     2. Общеразвивающие часть занятий

Теория

Инструкция педагога-психолога: разъяснения правил применения выбранных игр, правила поведения в кабинете, уборка игр, очередность выбора игр, техника безопасности. Объяснения: значимость имени для человека, разнообразие чувств и эмоций с перечислением, значимость невербальных сигналов общения; разъяснение понятий «договор», «конфликт», «взаимопонимание», «дружба». Беседа по каждой теме с определением важности в жизни каждого человека.

Практика
Уборка игр на место после ознакомления и игры. Рисование «бейджика» с изображением имени, сочинение рассказов с первых букв имени и фамилии. Пантомимы с показанием указанных на карточках чувствах, указание на бланках «мест обитания» чувств, различные игры с выяснением качеств друга. Рисование объявления о поиске друга с указанием качеств. Игры с разбором ситуаций конфликта и взаимопонимания, а также дебаты о важности ссор. Игры с газетой и прочими препятствиями на выявление лидера. Рисование 1 башни на двоих. Договоренности о выборе игры и очередности.

    3. Повторение

Теория

Повторение инструкций и пройденных тем (эмоции, дружба, конфликт и пр.).

Практика

Свободная игра с самостоятельным применением правил ребенком.

Материально-техническое оснащение

Оборудование

Кол-во

1

Набор карточек с изображением основных эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх)

1

2

Газета с большим разворотом

1

3

Бланк с изображением силуэта человека и несколькими домиками

1

4

Набор карточек с заданиями по рисованию башни

1

5

Набор карточек с написанными чувствами

1

6

Настольная игра «Али-Баба»

1

7

Набор карандашей

1

8

Альбом

1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами; пер.с анг. Д.Г.Сергеева. – Екатеринург: Рама паблишинг, 2014
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2006
  4. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред.И.А.Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000
  5. Млодик М.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014
  6. Пежемская Юли. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация. – 2-е изд. – СПб.: НОУДПО «Социальная школа Каритас», 2008
  7. Петрова Елена. Дети и стресс. – СПб.: Интегративный институт гештальт тренинга, 2015
  8. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер.с англ./ Общ.ред. А.С.Спиваковской – М.: Прогресс, 1987
  9. Смирнова Е.Е. Психология общения: Курс для старших классов средней школы. – СПб.: КАРО, 2005
  10. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего / пер.с нем. – М.: Генезис, 2013
  11. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006
  12. Экслайн Вирджиния. Игровая терапия: Пер.с англ. – М.: Психотерапия; Апрель-пресс, 2007