Программа "Общаться - как?"
рабочая программа на тему
Данная программа ориентирована на детей 7-17 лет с незначительными интеллектуальными и двигательными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «Общаться – как?»
Комовой А.Н., педагога-психолога
(ФИО педагога, занимаемая должность)
Возраст обучающихся: 7 -17 лет
Блок занятий 6.
Срок реализации: 16 занятий
Содержание | № стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты | 4 |
Диагностика | 4 |
Учебно-тематический план | 5 |
Содержание программы | 6 |
Материально-техническое обеспечение Программы | 6 |
Литература | 7 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на детей 7-17 лет с незначительными интеллектуальными и двигательными нарушениями.
Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации.
Программа рассчитана на 16 занятий, проводящихся в течение календарного года.
Форма и режим занятий: комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.
Цель: совершенствование навыков общения, развитие навыков взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи программы:
Образовательные (знания):
- обогатить представления детей-инвалидов о предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
- дать детям знания о спектре человеческих эмоций и чувств;
- познакомить с различными способами адекватного проявления эмоций и чувств (в том числе и негативных);
- сформировать представления о взаимном уважении и соответствующем поведении;
- обогатить представления о вариантах действий в конфликтных ситуациях и ситуациях взаимного недопонимания;
- познакомиться ближе с понятиями «дружба», «взаимопонимание», «конфликт»;
- формировать навыки общения с другим человеком.
Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):
- научить играть в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, соблюдая правила;
- уметь выражать свои чувства приемлемыми способами;
- уметь различать эмоции других людей (радость, грусть, злость, удивление, страх);
- уметь проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
- уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
Развивающие:
- развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- развивать навыки конструктивного общения с взрослыми и детьми доступными ребенку способами;
- развивать навыки разрешения конфликтных ситуаций;
- развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Воспитательные:
- воспитать доброе позитивное отношение к людям;
- способствовать освоению принятых в обществе норм поведения.
- формировать мотивацию и побуждать интерес к решению трудностей в общении;
- воспитывать культуру поведения в коллективе, с другими людьми.
- воспитывать интерес ребенка к самому себе, желание самосовершенствоваться;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.
Планируемые результаты
Обучающийся после освоения программы будет владеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- соблюдать правила поведения в помещениях;
- уметь играть в различные дидактические игры, соблюдая правила;
- уметь создавать работы любого качества средствами предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
- уметь выражать свои чувства приемлемыми способами;
- уметь различать эмоции других людей (радость, грусть, злость, удивление, страх);
- уметь проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
- уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
- демонстрировать доброе позитивное отношение к людям;
Диагностика
Зачисление ребенка на освоение данной программы осуществляется в течение всего года, исходя из результатов диагностики, отраженных в карте Социально-психологической диагностики развития, либо в случае не усвоения программы за отведенный период.
Цель диагностики («входной контроль»): определить уровень сформированности навыков общения, степень интеллектуального недоразвития для подбора оптимального маршрута обучения.
Цель «выходного» контроля: определение степени освоения программы и дальнейшего маршрута обучения.
№ | Контрольные задания | Критерии оценки | ||
Программа освоена | Программа освоена не в полном объеме | Программа не освоена | ||
1 | Правила поведения в кабинете | Соблюдает правила, убирает игры на место, выполняет действия с играми после инструкции педагога | Убирает игры на место и выполняет инструкции после повтора педагогом | Периодически протестует против правил, не убирает игры или убирает не на место |
2 | Называет основные эмоции на картинке (радость, грусть, злость, удивление, страх) | Называет без затруднений | Путает удивление и страх, правильно описывает эмоции, но не называет | Называет только с помощью педагога |
3 | Называние по имени | Называет по имени детей и педагогов | Называет по имени после просьбы | Постоянно забывает имена |
4 | Знание простых эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх) | Показывает и называет на картинках указанные эмоции, может показать мимику эмоции | Показывает эмоции на картинках, иногда путает название | Показывает эмоции, на лице изобразить не может |
5 | Рассказ о друге | Перечисляет качества друга, может рассказать о своем школьном друге | Рассказывает о друге, затрудняется в определении слова "дружба" | Называет друзьям и всех, с кем разговаривает |
6 | Конфликт | Может дать простое определение, называет примеры ссор с друзьями или в семье | Называет примеры ссор, затрудняется с определением | Приводит примеры конфликта после помощи педагога |
7 | Личные качества | Может перечислить свои качества | Перечисляет только положительные или отрицательные качества | Затрудняется с определением своих качеств личности |
Учебно-тематический план.
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Всего (кол-во занятий) |
1 | Знакомство | 0,5 | 1,5 | 2 |
2 | Я и мое имя | 0,3 | 0,7 | 1 |
3 | Что такое эмоции | 1 | 1 | 2 |
4 | Я и эмоции | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Какой я? | 1 | 2 | 2 |
6 | Мой друг | 0,5 | 1,5 | 2 |
7 | Конфликты, ссоры | 1 | 2 | 3 |
8 | Повторение | 0,5 | 1,5 | 2 |
Всего | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство
Теория.
Знакомство с правилами поведения на занятии. Разъяснение содержания занятий. Уборка игр на место. Правила, как договариваться при выборе игр.
Практика.
Свободное изучение содержимого кабинета, знакомство с правилами игр, которые выбирает сам ребенок, совместная уборка игрушек на место. Считалки для выбора первого игрока.
2. Общеразвивающие часть занятий
Теория
Инструкция педагога-психолога: разъяснения правил применения выбранных игр, правила поведения в кабинете, уборка игр, очередность выбора игр, техника безопасности. Объяснения: значимость имени для человека, разнообразие чувств и эмоций с перечислением, значимость невербальных сигналов общения; разъяснение понятий «договор», «конфликт», «взаимопонимание», «дружба». Беседа по каждой теме с определением важности в жизни каждого человека.
Практика
Уборка игр на место после ознакомления и игры. Рисование «бейджика» с изображением имени, сочинение рассказов с первых букв имени и фамилии. Пантомимы с показанием указанных на карточках чувствах, указание на бланках «мест обитания» чувств, различные игры с выяснением качеств друга. Рисование объявления о поиске друга с указанием качеств. Игры с разбором ситуаций конфликта и взаимопонимания, а также дебаты о важности ссор. Игры с газетой и прочими препятствиями на выявление лидера. Рисование 1 башни на двоих. Договоренности о выборе игры и очередности.
3. Повторение
Теория
Повторение инструкций и пройденных тем (эмоции, дружба, конфликт и пр.).
Практика
Свободная игра с самостоятельным применением правил ребенком.
Материально-техническое оснащение
№ | Оборудование | Кол-во |
1 | Набор карточек с изображением основных эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх) | 1 |
2 | Газета с большим разворотом | 1 |
3 | Бланк с изображением силуэта человека и несколькими домиками | 1 |
4 | Набор карточек с заданиями по рисованию башни | 1 |
5 | Набор карточек с написанными чувствами | 1 |
6 | Настольная игра «Али-Баба» | 1 |
7 | Набор карандашей | 1 |
8 | Альбом | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами; пер.с анг. Д.Г.Сергеева. – Екатеринург: Рама паблишинг, 2014
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2006
- Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред.И.А.Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000
- Млодик М.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014
- Пежемская Юли. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация. – 2-е изд. – СПб.: НОУДПО «Социальная школа Каритас», 2008
- Петрова Елена. Дети и стресс. – СПб.: Интегративный институт гештальт тренинга, 2015
- Раттер М. Помощь трудным детям: Пер.с англ./ Общ.ред. А.С.Спиваковской – М.: Прогресс, 1987
- Смирнова Е.Е. Психология общения: Курс для старших классов средней школы. – СПб.: КАРО, 2005
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего / пер.с нем. – М.: Генезис, 2013
- Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006
- Экслайн Вирджиния. Игровая терапия: Пер.с англ. – М.: Психотерапия; Апрель-пресс, 2007