Меры предотвращения профессионального «выгорания»
статья на тему
Не вызывает сомнения, что в основе любой профессиональной работы лежат личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек”. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности, таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Меры предотвращения профессионального «выгорания»
Не вызывает сомнения, что в основе любой профессиональной работы лежат личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек”. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности, таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств. Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.
Если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это-интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентированно на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы. Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это-интерес к человеку как к таковому. Под интересом подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к личностным проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы. Третья важная личностная характеристика это - интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и другим формам созидания в этом мире. Интерес к культуре у педагога означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование у детей такого пристального внимания к данным фактам.
Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится
выступать в роли представителя сегодняшней. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям.
Согласно Щурковой Н. Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Так же существуют профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение.
Столяренко Л.Д. (1999г.) к таким качествам относит:
- наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;
- способность к эмоциональной эмпатии и понимания людей;
-гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение
быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения,
быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации
общения;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение
управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом,
мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение
снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия
своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют
собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и
педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на
обучающихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической импровизации, умение применять
разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение).
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога. Высокая моральная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости содержат в себе опасность тяжёлых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального «выгорания».
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми. Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности педагогов. Профессиональное выгорание развивается на фоне хронического стресса и ведущее к истощению эмоционально - энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром эмоционального выгорания возникает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия, это функциональный стереотип, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Существуют различные симптомы профессионального «выгорания» педагога:
Психофизические симптомы:
-синдром хронической усталости;
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние;
-одышка, нарушение дыхания при физических и эмоциональных нагрузках;
-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие любопытства, реакций страха и пр.)
Социально - психологические симптомы:
-безразличие, скука, пассивность и депрессия;
-повышенная раздражительность на незначительные события;
-частые нервные срывы;
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
-чувство тревожности, беспокойства;
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
-общая негативная установка на профессиональные перспективы.
Поведенческие симптомы:
-ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё
труднее и труднее;
-меняется режим работы (увеличивается или сокращается время работы);
-постоянно без необходимости сотрудник берёт работу домой, но дома её не
делает;
-руководитель затрудняется в принятии решений;
-чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе,
безразличие к результатам;
-трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и
элементарных действий;
-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности
Синдром профессионального «выгорания» включает в себя три фазы развития: 1) Нервное напряжение - ощущение повышенной ответственности, приглушение эмоций, недовольство собой, не чувствительность к вещам, которые раньше вызывали острую реакцию, тревога и депрессия. Человек попадает в состояние эмоционального тупика. 2)Сопротивление - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений - возникают негативные чувства к коллегам, неадекватные эмоциональные реакции, упрощение профессиональных обязанностей, выборочное выполнение профессиональных функций, экономия эмоциональных затрат.
3) Истощение - характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы. Все реже проявляются положительные эмоции, полностью или частично утрачивается интерес к человеку – субъекту профессиональной деятельности. На последней стадии происходит переход с уровня эмоций на уровень психосоматики: бессонницу, чувство страха, болезненные ощущения в области сердца, обострения хронических заболеваний. Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощённым не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.
Деятельность по профилактике синдрома профессионального выгорания можно разделить на два основных блока: информирование и эмоциональную поддержку: Просветительская работа должна быть направлена на формирование специальных знаний о профессиональном «выгорании» и методах его профилактики, осуществляемых в различных формах: семинары, тематические папки, беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных презентаций. Целью данных мероприятий является расширение информированности о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.
Одним из значимых профессиональных качеств подавления профессионального «выгорания» является профессионально-педагогическая саморегуляция специалиста, развитость которой позволяет действовать самостоятельно, целенаправленно, организованно принимать профессионально необходимые решения, оказывает значительное влияние на формирование его предметной и социальной компетентности. Педагог постоянно находится в центре внимания детей, родителей, коллег, администрации, и по этому от развития саморегуляции зависит его авторитет и самочувствие.
В ходе взаимодействия с детьми педагог нередко сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями, не имеющими однозначного решения, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Такие ситуации часто сопровождаются повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. В сложных ситуациях педагогу больше всего необходима развитая профессиональная саморегуляция, позволяющая сконцентрироваться на задаче и сделать правильный выбор варианта ее решения. Актуальным являются базовые, устойчивые состояния личности педагога, определяемые профессиональными мотивами, установками, а так же текущий уровень саморегуляции, связанный с поддержанием положительно окрашенной деятельности в течение всего рабочего дня.
Многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах. Для предотвращения профессионального «выгорания» должны быть предприняты профилактические шаги. На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые
вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности,
здоровье.
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих видов:
- Т- группы;
- группы встреч;
- гештальт группы;
- группы психодраммы;
- группы телесной терапии;
- группы тренинга умений.
Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.
- Т – группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в них
направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как
личность; выработать индивидуальный стиль деятельности.
- Группы встреч. Основная цель – осознание и реализация того потенциала
личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом
индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих
учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и
развития личности.
- Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми
участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно
согласившимся на время стать главным лицом. Ключевыми понятиями
такой группы являются “осознание” и “сосредоточенность на
настоящем”. Опыт работы в таком направлении повышает
эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.
- Группы психодрамы. Широко используется ролевая игра, а так же элементы
импровизации жизненных ситуаций, предназначенные для более
полногораскрытия внутреннего мира человека.
- В работе групп телесной терапии особое значение придается общению с
телом человека, управлению им. Виды телесной терапии являются
сильными методами эмоционального высвобождения и эффективных
изменений в теле, чувствах личности.
- Основная цель группы тренинга умений – выработка внешних форм
поведения. Полезно использовать при выработке профессиональных
коммуникативных умений будущих педагогов.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо знать, что нужно делать при профессиональном выгорании:
- Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать ситуацию
вместе с вами.
-Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт, и найти в нем
положительные моменты. Научитесь принимать помощь других людей.
-Помните, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, не уйдут сами
по себе.
-Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
-Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье,
друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это
возможно.
-Полдня в неделю проводите так, как вам нравится: плавайте, танцуйте.
Прогуливайтесь или просто сидите на скамейке в парке. Хватит отдавать себя
только работе!
-Регулярно давайте себе физическую нагрузку. Между телом и разумом
существует тесная взаимосвязь! Когда вы подавлены или рассержены,
займитесь интенсивной физической работой – это удалит стрессовые
ферменты из мышц тела.
-По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы вредно
(«чуть-чуть» нарушить диету, лечь спать чуть позже и пр.)
-Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку
тёплые слова. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то
любит, способно защитить от тяжёлых срывов!
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно “синдром выгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания” как внешние проявления некоторых естественных процессов, которые дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким- то образом постараться скорректировать проявления синдрома.