Упражнения на развитие памяти младших школьников
план-конспект на тему

Зяблицкая Ольга Викторовна

Упражнения на развитие памяти младших школьников

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, то есть  память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Педагогам  необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Составитель: Зяблицкая Ольга Викторовна, педагог-психолог, Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «МОСТ»

Упражнения на развитие памяти младших школьников

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, то есть  память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Педагогам  необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.

Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если педагоги и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка, пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию.

Виды памяти

Поскольку память включена во всё многообразие жизни и деятельности человека, то и формы её проявления чрезвычайно многообразны.

Виды памяти классифицируются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру целей деятельности – на произвольную (характеризуется конкретной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приёмы. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия, а сам процесс запоминания требует от человека волевых усилий)  и непроизвольную (характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

2) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на мгновенную (это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с её помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объём мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной), кратковременную (это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную), долговременную (обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объём информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни) и оперативную (память, рассчитанная на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной).

3) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную (моторную) (обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, то есть осуществляются без привлечения сознания и внимания), эмоциональную (это запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наше взаимодействие с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего), образную (это запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому образ воспринятого раньше нередко претерпевает определённую трансформацию) и словесно-логическую (связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической).

Основные процессы памяти

К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации.

Непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов и проявления волевых усилий.

Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить. По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.

Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может относится к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.

 Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идёт медленнее.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В этом возрасте у детей очень сильна направленность детей на внешний мир. Факты, события, детали производят на них сильное впечатление. Важный источник успехов младших школьников в учении – их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей и т.д.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой.

Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик.

Детям легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены.

Произвольное внимание ребенка – это скорее результат общения со взрослыми, поэтому оно формируется в социальном контакте. И если сначала, вследствие определенных особенностей развития памяти, младшие школьники могут реализовывать только те задачи, которые ставят перед ними взрослые, постепенно у детей развивается способность самостоятельно работать над запоминанием материала.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению.

Совершенствование памяти у детей младшего школьного возраста в первую очередь обусловлено приобретением во время учебной деятельности разнообразных способов запоминания, которые связаны с организацией и обработкой материала. Педагогам  для развития памяти младших школьников необходимо проводить специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация.

Память – сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по развитию памяти, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации. В связи с этим, готовясь к урокам, педагогу надо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Педагогу необходимо добиться от учащегося максимального запоминания материала и его воспроизведения. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники, по мере приобретения опыта учебной работы, сами их найдут. А родителям, стремясь развить память своего ребёнка, надо иметь в виду, что  независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её вредно.

В заключении хотелось бы отметить, что память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.

Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.

Дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения его памяти так же немыслим, как и развитие человека в прошлом, поскольку память включает не только указанные выше процессы, но и их динамические характеристики, например скорость доступа к нужной информации.

В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни.

Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось.

Для развития памяти младших школьников предлагаем следующие упражнения:

Упражнение №1 (Слайд 2) - Из каких сказок эти герои?

Задание: посмотри внимательно на сказочных героев и вспомни из каких они сказок и как их зовут.

Упражнение №2 (Слайд 3) - Помоги сказочным героям найти свои вещи

Задание: посмотри внимательно на картинку и вспомни какие предметы принадлежат сказочным героям.

Упражнение №3 (Слайд 4) - Посмотри предметы на картинке, закрой глаза и назови их

Задание: посмотри внимательно на картинку, запомни что на ней изображено и, не смотря на нее, назови эти предметы.

Упражнение №4 (Слайд 5) - Зверята

Задание: посмотри на первую картинку, запомни. Затем посмотри на вторую картинку и скажи что изменилось.

Упражнение №5 (Слайд 6) - Назови, что везла каждая машинка

Задание: на первую картинку, запомни. Затем посмотри на вторую картинку и скажи какой предмет везла каждая машинка.

Упражнение №6 (Слайд 7) -  10 пар слов

Задание: Медленно зачитать 10 пар слов. Затем зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Ребенок должен в это время припомнить вторые слова.

Упражнение №7 (Слайд 8) – Роботы

Задание: Посмотри на роботов, запомни их и нарисуй.

Упражнение №8 (Слайд 9-10) – Помоги Мальвине

Задание: Помоги Мальвине запомнить продукты, которые надо купить в магазине. Затем положи в корзину те продукты, которые надо купить Мальвине.

Упражнение №9 (Слайд 11) – Цвет предметов

Задание: посмотри внимательно на картинки¸ запомни их. Назови какого цвета каждый предмет.

Упражнение №10 (Слайд 12-13) – Красная шапочка

Задание: посмотри внимательно на картинку, запомни ее и ответь на следующие вопросы:

  1. Кто лежит в кровати?
  2. Что нарисовано на картине возле окна?
  3. Какого цвета тапочки возле кровати?
  4. Который час на часах?
  5. Сколько чашек на столе?
  6. Какого цвета шторы на окне?
  7. Какого цвета кровать?

Упражнение №11 (Слайд 14) - Последовательность цветов

Задание: В течение 10 секунд внимательно посмотри и запомни последовательность цветов. Затем проговори или нарисуй свой ответ.

Упражнение №12 (Слайд 15) – Цепочка слов

Задание: Педагог называет одно слово, ребенок называет то слово, которое сказал педагог, и добавляет свое слово. Педагог повторяет свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляет третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т.д.

Упражнение №13 (Слайд 16) – Раскрась на слух

Задание: дается лист-раскраска «Домик». Затем педагог зачитывает, каким цветом должна быть какая деталь. Ребенку необходимо запомнить и раскрасить по инструкции: дом – синий, окна – желтые, крыша и дверь – оранжевые, деревья – зеленые, корзина – фиолетовая, яблоки – красные. Остальное ребенок раскрашивает по желанию.

Упражнение №14 (Слайд 17) – Сложи фигуру

Задание: В парах с помощью счетных палочек  (спичек) один ребенок складывает фигуру, 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру.

Упражнение №15 (Слайд 18) – Расположение слов

Задание: нужно запомнить сами слова и их расположение в рамках и воспроизвести их на листе бумаги.

Упражнение №16 (Слайд 19) – Пиктограмма

Задание: Педагог зачитывает шесть фраз:

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности – можно помочь подсказкой.

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти ребенка

Для того чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учебный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому постарайтесь определить, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Но все же помните, что иногда бывает и так, что память школьника может быть смешанной. Естественно, что нужно учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Но желательно не концентрироваться только на одном типе памяти, а развивать понемногу все.

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала разными способами. Например, помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. 

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю.

Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются.

Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

Игры для развития памяти ребенка дома:

  1. «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
  2. «Детектив». Развивать произвольное запоминание: ребенок в течение 15минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  3. «Пирамида». Развивает кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем – З слова и т.д.
  4. «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается - взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
  5. «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
  6. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  7. «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  8. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его.

Литература

1. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- СПб: Питер, 2000г.

 2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004.

 3. Немов Р.С. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, 1994г.

 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001.

 5. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания.- Изд-во НГУ, 1996г.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989.

г. Биробиджан,

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти младших школьников

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Упражнения для развития памяти младших школьников

Упражнения для развития памяти младших школьников...

Игры и упражнения на развитие памяти младшего школьника

Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу созн...

Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.

Игры и упражнения на тему "Развитие памяти младших школьников" , которые можно использовать как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.Предложенные упражнения помогут ребенку овла...

Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.

Память это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и п...