Родителям о поощрении и наказании
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рекомендации педагога-психолога для родителей.Как поощрять и наказывать в семье. Цели и смысл наказаний и поощрений. Можно ли применять методы физического воздействия? Пощему поощрение эффективнее. "Премия" за хорошее поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_pooshchrenii_i_nakazanii.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Как поощрять и наказывать в семье.
Наказание - это такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий и поведения. Есть мудрая русская пословица: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Цель наказания - помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. У ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь правильно. С психологической точки зрения, наказание – неприятное чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать.
- Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими. Нельзя наказывать ребенка в состоянии раздражения, просто по подозрению.
- Один проступок - одно наказание.
- Если ребенок не осознает свою вину, то наказание может вызвать обиду, досаду, злость против родителей.
- Далеко не всякий детский проступок требует наказания. В случае простой безобидной детской шалости достаточно ограничиться репликой, замечанием.
- Если ребенок ждет наказания за каждый промах, то страх не даст ему самому строить свое поведение и отвечать за него. Страшась наказания, он с большой долей вероятности, будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.
- Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку – иди, убирайся в своей комнате»)
- Нельзя наказывать, вызывая страх («сиди один в темной комнате»)
- Грубая брань, оскорбления, травмируют психику ребенка.
Особо следует сказать о телесных наказаниях. Есть родители, которым не хватает выдержки и терпения в воспитании. Другие весьма заблуждаются, полагая, что с помощью физических наказаний можно добиться послушания ребенка. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истязания маленьких детей. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, После физических наказаний, дети не чувствительны к другим мерам воздействия.
Как наказывать правильно:
- Лишить развлечений, отстранить от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми – посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»).
- В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.
- Старшие дети чувствительны к лишению доверия.
- Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Дмитрием: значит, он на меня сердится».
- Ребенок совершил проступок, а папа говорит: «Ты поступил плохо, но я уверен, что ты так больше делать не будешь. Я верю, что ты хороший, а хорошие дети так не делают».
Поощрение, на взгляд психологов, более эффективно, нежели наказание. Поощрение одобряет и стимулирует. Поощрение закрепляет стремление ребенка в добрых поступках и добром поведении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий и достижений, способствует благоприятному самочувствию. Очень значимо осознание радости, которую ребенок принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами.
Поощрение теряет ценность, когда появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах. Поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Если же похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.
Самое ценное поощрение – это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в некоторых семьях: пообедал – куплю мороженое, быстро оделся – получай конфеты и т.д. – весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители культивируют стиль общения, основанный на личной выгоде, на принципе: «Ты – мне, я – тебе». Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил только в условиях внешнего контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятки родителям о поощрении и наказании
памятки родителям о поощрении и наказании детей в семье...
Консультация для родителей на тему: "Дисциплина. Поощрение и наказание".
Предоставлены рекомендации о способах воспитания в детях дисциплинированности, методах поощрения и наказания....
Беседа с родителями. "Поощрение или наказание? Кнут или пряник?"
Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?...
Консультация для родителей на тему «Дисциплина. Поощрение и наказание».
Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного....
Урок для родителей Поощрения и наказания как методы стимулирования в казачьей педагогике.
Поощрение и одобрение как методы воспитания широко применялись в практике воспитания у казаков. Многовековой опыт и специфические условия существования позволили казакам выработать своеобразные дидакт...
Буклет для родителей по поощрению и наказанию
Буклет для родителей по поощрению и наказанию включающий в себя материал про правильное поощрение и наказание, а так же способы и методы...
Статья для родителей "О поощрении и наказании детей в семье"
Статья для родителей "О поощрении и наказании детей в семье"...