Программа "Дети +Родители"
учебно-методический материал по теме

Павлова Ольга Анатольевна

Программа по психологическому сопровождению семей "Дети+Родители"  включает в себя методические рекомендации по совместной работе педагога. психолога, детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_psihologii_deti_plyus_roditeli.docx259.44 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

«Дети+Родители (творческая мастерская)»

Автор-составитель:

Павлова О.А.

учитель начальных классов

Аннотация к программе: В данной программе рассматриваются подходы и принципы психологической работы с семьей, воспитывающей особого ребенка; представлен опыт работы с детьми в возрасте 8-12 лет, имеющими различную степень отклонений в интеллектуальной, а также поведенческой сфере, и их родителями на базе образовательного коррекционного учреждения в формате детско-родительской группы посредством арт-методов.

Актуальность:

В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих детей в социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализируют и обостряют необходимость создания для детей с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.

Нарушения познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер у детей с задержкой психического развития ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, обедняют социальный опыт, создают трудности адаптации. В связи с этим разработка дифференцированной психокоррекционной помощи этим детям с учетом особенностей психического развития в условиях перехода к инклюзивному обучению становится актуальной проблемой коррекционной психологии (Захарова Е.А., 2011).[1]

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, рассматривает ее в качестве реабилитационной структуры, изначально обладающей потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (Ткачева В.В., 2009).[2] 

Описание участников программы: дети в возрасте 8-12 лет, обучающиеся на базе образовательных, в том числе коррекционных учреждений, имеющие различные интеллектуальные и поведенческие нарушения, и их родители.

Цель программы: психолого-педагогическая помощь в  развитии процессов социализации  и адаптации детей, в том числе детей с ОВЗ,  и их родителей посредством арт-методов.

Задачи программы:

  • Гармонизация детско-родительских отношений;
  • Развитие эффективной коммуникации в детско-родительском взаимодействии;
  • Развитие социальных навыков у детей;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы детей и произвольности;
  • Повышение стрессоустойчивости детей и родителей.

Научные, методологические и методические основания программы:

Отечественные исследователи считают, что родительская семья является важнейшим институтом социализации раннего детства (Кон И.С., 1969)[3]. По мнению Реана А.А, семья - это первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения.[4]

Изучению проблем и специфики  семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных специалистов в этой области (Т. А. Добровольская, Н.Б. Шабалина,  А.И. Захаров, В.В. Ткачева, Е.М., М.М. Семаго,  А.С. Спиваковская,  В.В. Юртайкин A.P.,  Turnbull & H.R. Turnbull и др.). Большинство авторов показывают, что семья для таких детей,  приобретает особую значимость, поскольку они  нуждаются  в большей опеке и заботе со стороны всех его членов.

Исследования, посвященные данной проблематике, показали, что семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет определенный  статус.  Статус  определяется  особенным положением ребенка, вызванным его болезнью и в целом, характеризуется  снижением социальной активности и наличием специфических проблем, возникающих на каждом этапе жизненного цикла семьи. По мере того, как взрослеет ребенок, возникающие проблемы   обретают  все более социальный характер.

Все это актуализирует необходимость  психолого-педагогической помощи  в процессе интеграции данных категорий семей в различные социальные институты.

Борисова Ю.Н. выделяет следующие этапы включения ребенка с нарушениями развития и его семьи в социальную среду образовательного учреждения:

  • Индивидуальная работа с ребенком и его семьей;
  • Групповая работа с детьми и родителями, в том числе детско-родительские группы;
  • Досуговые и праздничные мероприятия;
  • Участие в проектной деятельности и конкурсах;
  • Интегрированная группа детского сада или инклюзивное образование в школе;
  • Подготовка детей и их родителей к школьному этапу образования, к выпуску из школы.[5]

Также мы полагаем возможным дополнить этот перечень следующими этапами:

  • Домашнее визитирование и надомное обучение;
  • Тьюторство.

Организация и проведение коррекционно-развивающей и консультативной работы в формате детско-родительских групп позволяет решать целый комплекс задач, связанных с детско-родительским взаимодействием и общением, а также дает возможность расширить пространство для социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей помогает решить многие задачи, связанные с детско-родительским сотрудничеством, развитием эмоциональной поддержки ребенка, его уверенности в собственных силах и способностях, признанием за ребенком права на самостоятельность и инициативу.[6]

Принцип интеграции, положенный в основу работы представленной детско-родительской группы, включает психолого-педагогическое сопровождение, в котором используются методы различные арт-методы (куклотерапии, сказкотерапии), элементы психодрамы, а также элементы семейного консультирования.

Согласно многочисленным исследованиям семьи (A.Taanila, L. Syrjl, J. Kokkonen, M.-R. J[a WITH DIAERESIS]rvelin[7], 2002, D. Neily[8], 2013), воспитывающие «особого» ребенка, более уязвимы и подвержены воздействию стрессовых факторов, чем другие семьи. Большинство из них развивает различные стратегии преодоления стресса. В качестве ключевых параметров  родительских копинг-стратегий ряд авторов выделяет: собственный опыт родителей и умение принимать и перерабатывать ситуацию стресса, личностные характеристики, изменения в семье, которые произошли после рождения ребенка, ежедневная собственная активность родителей и поиск социальной поддержки. Так, семьи с успешными копинг-стратегиями характеризуются тем:

  • что родители, столкнувшись с «шоковой» ситуацией смогли это пережить, справиться и принять ситуацию;
  • родители оптимистично настроены в отношении будущего своего ребенка и своей семьи, они уверены, что в будущем ребенок сможет самостоятельно управлять своей жизнью и у него для этого имеется достаточная система поддержки;
  • большинство родителей полагают, что их семейные ценности изменились, что семья как структура стала более важна и для ребенка, и для них самих;
  • родители смогли сохранить свою прежние увлечения и социальную активность;
  • супруги совместно выполняют домашние обязанности и осуществляют заботу о ребенке;
  • родители опираются на формальную систему поддержки, а также имеют большой ресурс неформальной поддержки.

В семьях с низким уровнем адаптации к «особой» ситуации развития их ребенка, как правило:

  • родители не смогли справиться и принять «стрессовую» ситуацию, или с ней справился только один из супругов;
  • родители пессимистично настроены в отношении будущего своего ребенка, или не обсуждает этот вопрос вовсе;
  • родители полагают, что их семейные ценности и установки остались прежними;
  • мать в семье исполняет все обязанности по дому и заботиться о ребенке;
  • семья имеет низкий уровень поддержки со стороны сообщества;
  • родители чаще сконцентрированы на проблеме ребенка, а не на ее решении.

Стратегии семьи, связанные с принятием ситуации и решением проблемы можно определять по следующим ключевым критериям:

  • Информированность об особых потребностях ребенка, его заболевании или трудностях развития и принятие ребенка;
  • Взаимодействие между членами семьи и детско-родительское взаимодействие;
  • Использование системы социальной поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • Эмоциональная активность и открытость родителей и ребенка;
  • Личная активность родителей.[9] 

В качестве ключевых характеристик при изучении конструктивных или диструктивных родительских позиций, отечественный исследователь Егорова Т.А. выделяет следующие параметры:

  • уровень опеки;
  • количество предъявляемых ребенку требований и запретов;
  • степень родительской тревоги и воспитательной неуверенности;
  • содержание общения в системе «ребенок - родители».[10]

Все дети нуждаются в родительской любви, поощрении и поддержке. Для ребенка положительная родительская забота может обеспечить развитие самооценки, уверенности в себе. Родительская «работа» заключается не только в том, чтобы помочь ребенку справиться с его трудностями в развитии, но в том, чтобы дать ему эмоциональные и социальные инструменты, в которых нуждается ребенок, чтобы он смог делать это самостоятельно. Это позволяет ребенку в дальнейшем стать более сильным и сформировать такое значимое личностное качество, как жизнестойкость. Родителям важно понимать, что их собственные стратегии преодоления стрессовых ситуаций сильно влияют на развитие ребенка. Конечно, позитивный взгляд на реальность не решит трудностей «особого» ребенка, но это даст ему надежду и уверенность, что многое может быть достигнуто.

Родителям важно видеть целостную перспективу, а не воспринимать ограниченные возможности ребенка как непреодолимое препятствие. Совместное творчество и взаимодействие в группе позволяет родителям сфокусироваться на ресурсных сторонах ребенка, а не только на проблемных зонах, сосредоточиться на том, что действительно имеет для ребенка наибольшее значение – эмоциональная и моральная поддержка родителей, а не результаты тестов достижений. У каждого ребенка есть множество зон для роста и самореализации, и для него важно развивать разнообразные таланты, которые могут лежать в очень разных областях. Часто родители  сосредоточены только на школьном обучении и академической успеваемости ребенка. И семье бывает трудно признать, что в некоторых случаях школьная ситуация ребенка никогда не будет идеальной, что ограничения и правила школьной жизни иногда приводят родителей к состоянию фрустрации и вызывают гнев. Жизнь ребенка не ограничивается только образовательным процессом, школой. Родителям необходимо найти то, в чем их ребенок наиболее успешен и поддержать его.

Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач:

Именно семья играет важную роль в процессе адаптации и интеграции в общество ребенка с особенностями в развитии (Выготский Л. С., 1983).[11] Вместе с тем, многие родители не осознают ведущей роли семьи в формировании у ребенка с ограниченными возможностями здоровья личностных особенностей, повышающих эффективность его функционирования и не соотносят появление вторичных дефектов  в  его развитии с  дисфункциональными детско-родительским взаимоотношениями. При этом, как правило, решение возникающих  в процессе воспитания трудностей родители «перекладывают» на специалистов детского сада или школы,  надеясь на то,  что профессионалы справится с  существующими проблемами в развитии ребенка самостоятельно или игнорируют  решение, надеясь, что "ребенок подрастет и проблемы исчезнут" (Маллер А. Е., 2003)[12]  Несомненно, что такая родительская позиция   является  дезорганизующей составляющей процесса  социализации  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поскольку  именно в семье происходит формирование социальных ролей, которые  впоследствии реализуются  в обществе. В данном контексте, это две роли - роль больного или роль здорового (отрицание наличия проблем в развитии). Обе эти роли оказывают негативное влияние на процесс  интеграции ребенка в социум, так как являются предпосылками к возникновению чувства беспомощности и одиночества. Только адекватная родительская установка относительно  потенциалов  психофизического развития нетипичного ребенка,  дает возможность семье стать ресурсом в преодолении возникающих в процессе развития трудностей.

Что такое психокоррекционная работа в формате детско-родительской группы? Это психологическая коррекция, сфокусированная на практических техниках обучения через непосредственное взаимодействие с ребенком, совместную продуктивную деятельность. Этот формат дает возможность родителям исследовать способы общения и взаимодействия, заботы и поддержки, которые позволяют лучше понять своего ребенка, взглянуть со стороны на процесс коммуникации с ребенком и сделать его более эффективным. Это позволяет членам семьи развивать уважение друг к другу, тем самым укрепляя самоуважением ребенка и его чувство собственного достоинства. Этот вид коррекции, в конечном счете, будет значительно способствовать укреплению родительских позиций, даст возможность родителям приобрести навыки, необходимые для того, чтобы помочь детям самостоятельно решать свои поведенческие и эмоциональные проблемы.

Кто выигрывает от такой формы работы? Детско-родительская группа полезна тем родителям, которые заинтересованы в укреплении детско-родительских отношений и настроены на развитие эффективной коммуникации с ребенком.  

Как это работает? Содержание детско-родительской группы – совместная продуктивная творческая деятельность (например, изготовление флористической композиции или сказочной куклы-марионетки своими руками из подручных материалов). Это позволяет инициировать детско-родительский диалог опосредовано и более безопасно, почувствовать границы заботы родителя  и самостоятельности ребенка. Совместное придумывание и разыгрывание волшебных историй расширяет ролевой репертуар всех участников процесса, позволяет проработать различные травматические ситуации, повышает уровень доверия  друг другу и  позволяет освоить новые модели конструктивного взаимодействия.  Все это, безусловно,  влияет на развитие  социальной компетентности.    

Структура и содержание программы (перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули).

Программа состоит из трех этапов: подготовительного, основного, завершающего. Основной этап включает в себя два модуля: «Дети+Родители» (16 занятий) и «Дети» (12 занятий). Данная структура повторяет процесс формирования социальной компетентности ребенка: семья выступает первичным институтом социализации (модуль «Дети+Родители»), далее происходит перенос интериоризованных ребенком моделей  взаимодействия с родителями в окружающий социум (модуль «Дети»).

Содержание программы:

  1. Подготовительный этап
  1. Знакомство и ориентировка (количество занятий – 1)

Цель: Выяснение индивидуальных запросов и индивидуальных показаний к психологической работе с каждым ребенком.

Задачи:

  • Сбор информации и уточнение запроса на психологическую работу;
  • Первичная диагностика детско-родительских отношений (методика PARI)
  1. Родительское собрание (количество занятий – 1)

Цель: Достижение договоренностей на совместную работу и определение зон ответственности.

 Задачи:

  • Организационная подготовка;
  • Повышение уровня мотивации родителей к сотрудничеству;
  • Проведение методики «Ребенок глазами родителей».
  1. Основной этап

2.1 Модуль «Дети+Родители»

2.1.1. Создавать вместе – это просто (количество занятий – 2)

Цель: Создание психологической безопасности для дальнейшей групповой работы;

Задачи:

  • Знакомство с правилами группы;
  • Первичная диагностика детско-родительского взаимодействия (методика «Семейная социограмма»);
  • Повышение мотивации родителей на совместную деятельность;
  • Создание ситуации успеха для ребенка;
  • Снижение уровня тревожности ребенка и родителей.

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

  • Создание первой пальчиковой куклы совместно с родителями.

2.1.2. Наша первая история (количество занятий – 2)

Цель: Исследование ролевого репертуара детей

Задачи:

  • Организация детско-родительской инсценировки и исследование ее содержания;
  • Создание ситуации успеха для ребенка в совместной деятельности.

Результат детско-родительского взаимодействия:

  • Сочинение и разыгрывание совместной истории с помощью пальчиковых кукол.

2.1.3 Кукла, которая умеет говорить (количество занятий – 2)

Цель: Инициирование процесса развития конструктивной коммуникации между детьми и родителями.

Задачи:

  • Развитие конструктивного диалога между детьми и родителями
  • Развитие коммуникативных навыков

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

  • Изготовление куклы на руку совместно с родителем;
  • Сочинение и разыгрывание общей истории.

2.1.4. Образ Я: Душа куклы (какой Я) (количество занятий – 2)

Цели:

  • Формирование образа-Я и позитивного самоотношения
  • Гармонизация детско-родительских отношений

Задачи:

  • Развитие адекватной самооценки ребенка;
  •  Преодоление ограничений восприятия, связанных с воспитанием.

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

  • Изготовление головы для куклы-марионетки и определение основных черт характера.

2.1.5. Образ Я: границы (Я и мир) (количество занятий – 2)

Цели:

  • Формирование образа-Я и позитивного самоотношения;
  • Гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  • Диагностика коммуникативной сферы детей (проективные методики);
  • Осознавание границ Я.

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

Изготовление рук, тела и одежды для куклы-марионетки.

2.1.6 Образ Я: поиск ресурсов (Я и будущее) (количество занятий – 2)

Цели:

  • Формирование образа-Я и позитивного самоотношения;
  • Гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  • Поиск внутренних ресурсов ребенка и семьи;
  • Развитие адекватной самооценки ребенка;
  • Диагностика актуальных потребностей детей в отношении к себе и родителей в отношении других.

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

Окончательное оформление куклы-марионетки и украшение.

2.1.7. День рождения куклы (количество занятий – 2)

Цели:

  • Формирование образа-Я и позитивного самоотношения;
  • Гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков и произвольной регуляции;
  • Развитие «социального интеллекта» (развитие умения «считывать» состояния окружающих людей, умения доносить до окружающих своих мысли).

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

Прикрепление веревочек к кукле-марионетке и обучение навыкам управления куклой – «оживление».

2.1.8. Волшебная история кукол (количество занятий – 2)

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков и конструктивного общения;
  • Создание совместной истории;
  • Диагностика сюжета и темы общей истории.

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия:

Сочинение совместной истории и разыгрывание с помощью кукол-марионеток, в том числе совместно с родителями.

2.2 Модуль «Дети»

2.2.1 Кукла для родителя (количество занятий – 2)

Цель: Формирование образа-Я и позитивного самоотношения

Задачи:

  • Психологическая поддержка процесса сепарации ребенка;
  • Моделирование собственного поведения в соответствии с поведением другого;
  • Интроекция родительской позиции;
  • Символическое отыгрывание детско-родительских конфликтов.

Результат индивидуальной продуктивной деятельности и взаимодействия в группе:

Изготовление куклы для родителя.

2.2.2. Сказочная кукла (количество занятий – 6)

Цель: Формирование образа-Я и позитивного самоотношения.

Задачи:

  • Исследование образа –Я;
  • Психологическая поддержка процесса сепарации ребенка;
  • Развитие адекватной самооценки ребенка;
  • Приобретение собственного опыта успешности.

Результат индивидуальной продуктивной деятельности и взаимодействия в группе:

  • Самостоятельное изготовление куклы-марионетки в виде сказочного персонажа (животного) для себя;
  • Сочинение и разыгрывание общей истории кукол-марионеток с опорой на прошлый опыт.

2.2.3. Я и другие (количество занятий – 2)

Цель: Формирование образа-Я и позитивного самоотношения.

Задачи:

  • Осознавание собственных границ и границ других людей;
  • Образ Я в межличностном взаимодействии.

Результат индивидуальной продуктивной деятельности и взаимодействия в группе:

  • Создание более сложной истории (сюжетом и динамикой);
  • Проведение структурированного занятия с элементами спонтанной игры.

2.2.4. Я и мир (количество занятий – 2)

Цель: Формирование образа-Я и позитивного самоотношения.

Задачи:

  • Повышение стрессоустойчивости ребенка;
  • Развитие навыков преодоления трудностей;
  • Работа со страхами;
  • Поиск внутренних ресурсов для развития;
  • Постановка целей и задач в отношении будущего;
  • Психологическая поддержка процесса сепарации ребенка;

Результат индивидуальной продуктивной деятельности и взаимодействия в группе: структурированное занятие с элементами спонтанной игры.

  1. Заключительный этап
  1. Детский коллаж «Город кукол» (количество занятий – 2)

Цель: Построение картины будущего

Задачи:

  • Определение места, позиции и границ в социуме, внутренних ресурсов, потребностей и дефицитов ребенка;
  • Работа с чувствами, связанными с завершением занятий.

Результат индивидуальной продуктивной деятельности и взаимодействия в группе: создание коллажа «Город кукол» и обсуждение результатов в группе.

  1. Итоговое родительское собрание (количество занятий – 1)

Цель: Оценка эффективности работы группы родителями

 Задачи:

  • Проведение выходной диагностики (методика «Ребенок глазами родителей») и оценка динамики каждого ребенка
  • Подготовка к завершающему занятию.
  1. Детско-родительский коллаж «Образ будущего» (количество занятий -2)

Цель: Построение картины будущего

Задачи:

  • Поиск внутренних ресурсов семьи;
  • Работа со страхами в отношении будущего;
  • Психологическая поддержка процесса сепарации ребенка;
  • Завершение работы группы.

Результат совместной продуктивной деятельности и взаимодействия в группе: создание совместно детьми, родителями классным руководителем коллажа «Образ будущего» и обсуждение в группе;

Методы, методики и технологии:

Специфика данной программы заключается в  том, что большая часть занятий связана с процессом изготовления кукол и разыгрывания  с их помощью,  совместно придуманных историй, что вносит элементы спонтанности. Это позволяет учитывать особенности каждой группы и индивидуальные возможности ее участников. В этой связи каждое занятие строится на основе актуальных потребностей участников группы. У ведущих есть возможность сохранять структуру за счет прохождения определенных фаз: вводная часть, основная часть и заключительная. Эти фазы предполагают разные задачи и способы ведения.  В такого вида коррекционной работе с детьми важно с самого начала придерживаться этой структуры. Благодаря регулярному повторению трехфазной структуры в каждом занятии,  дети получают прочные внешние рамки-ориентиры, которые они в дальнейшем смогут интроецировать. Такая организация проведения групповой работы, создает безопасное пространство для развития через творческое  самовыражение,  всем участникам процесса.  

Структура занятия:

1. Вводная часть:

- разогрев, настрой участников группы на совместную работу (использование игровых упражнений и тренинговых методов);

- при изготовлении кукол:  подготовка материалов  и организация пространства для их  изготовления

- при разыгрывании истории: обсуждение сценария истории и организация географии совместной игры.

2. Основная часть:

Непосредственное изготовление кукол или разыгрывание придуманного сценария

Особенность этого этапа заключается в том, что:

- при изготовлении кукол, задается  общая последовательность выполнения операций и показываются основные технические приемы, в остальном, участникам дается  возможность самовыражения в процессе продуктивной деятельности;

- при  разыгрывании истории:  следует учитывать, что сценарий  – это общая сюжетная линия, где есть начало, середина и конец (что позволяет удерживать структуру), но вместе с тем каждый участник действует спонтанно в рамках придуманного сюжета.

3. Завершение

-  при изготовлении кукол:  выход из  рабочего  пространства,  приведение в порядок своих мест и складывание материалов;

- при разыгрывании истории: снятие игровой роли (попрощаться с марионеткой и убрать  ее на место, где хранятся все куклы);

- рефлексия с родителями (обсуждение занятия и его итогов, открытий и вопросов, которые возникли в ходе занятии);

-  ритуал прощания: дети говорят друг про друга,  родители говорят про детей и дети про родителей: "  Мне сегодня понравилось, как ты делал, играл и т. п."  

В течение занятия проводятся динамические паузы (с использованием психогимнастических методов)  в зависимости от динамики работы группы в целях снижения уровня напряжения и повышения работоспособности.

Структурирование хода изготовления кукол:

При изготовлении пальчиковой куклы последовательность прикрепления деталей: глаза, нос, рот, дальше другие элементы  по желанию.

При изготовлении куклы на руку последовательность прикрепления деталей:  из твердого  картона вырезается рот овальной формы и пришивается внутрь носка,  носок выворачивается, дальше пришиваются (приклеиваются) глаза и остальные элементы.

При изготовлении марионетки:

  • Изготовление души марионетки: в коробочку из-под  киндерсюрприза складываются бусины, пуговицы, маленькие камешки - это качества, которыми будет обладать будущая кукла;
  • Изготовление головы марионетки: коробочка оборачивается плотно спрессованной ватой, закладывается в женский эластичный чулок, который завязывается на узел; из ваты формуется нос, рот и закрепляются нитками; пришиваются (приклеиваются ) глаза, волосы;
  • Изготовление рук и туловища: руки так же формируются из плотно заложенной в женский эластичный чулок ваты и завязываются на узел, после чего, пришиваются к углам куска ткани размером 50х50 см, сложенному по диагонали; голова через небольшой надрез продается сначала через  кусок ткани размером 50х50 см, затем 70х70 см, если нужно фиксируется нитками;
  • Прикрепление нитей для управления марионеткой: необходимо две нитки прочной структуры, разной длины (одна короче для головы, другая длиннее для рук примерно  50-70 см); пришивается к  голове с двух сторон в районе виска, к рукам привязывается;  нитки регулируется по длине для каждого ребенка и взрослого с учетом удобства управления марионеткой;
  • Обучение управлению марионеткой: сказать "да, нет", поздороваться с соседом,  покивать головой, поклониться и т. п.

Структурирование хода действия при  разыгрывании  истории:

  • Ведущие важно напоминать детям о границах их ролей и давать структурирующие предложения, открывающие им новые возможности поведения;
  • Ведущим необходимо помогать детям адекватно реагировать на роли других детей и их исполнение;
  • Ведущим необходимо неоднократно устанавливать границы, чтобы дети всерьез воспринимали декорации и реквизит.      

Создание коллажей:

Этапы создания коллажа:

  • Обсуждение того, что,  участники  будут делать (" Город для кукол" (для детей), " Наше будущее" (для детей и родителей);
  • Поиск рисунков, картинок, фотографий наиболее точно отражающих то, что хотелось бы изобразить;
  • Непосредственное выполнение коллажа;
  • Обсуждение с каждым ребенком результата;
  • Приклеивание к общему листу своей работы (создание общего коллажа).

Организация и проведение детско-родительских групп позволяет расширить пространство для социализации детей с особыми образовательными потребностями.

В основу проведения данной детско-родительской группы легли методы арт-терапии, сказкотерапии и элементы  психодраммы.

Процесс сказкотерапии позволяет актуализировать и осознать существующие у человека проблемы, а также, найти различные варианты их преодоления.

Следует отметить, что возрастных ограничений в применении данного метода нет. Каждый человек, будь то ребенок, подросток или взрослый,   сможет найти  или  создать сказку, волшебную историю, миф,  которая  поможет ему  открыть собственные ресурсы для решения сложных жизненных ситуаций и  творческого изменения  реальности и себя в ней.  Именно поэтому  для совместного продуктивного творчества  при работе с детско-родительской группой  был выбран данный метод.

Согласно классификации, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой,    существуют пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные, которые  в зависимости от целей терапевтического процесса и особенностей его  участников, могут быть  представлены в разных вариантах. Это  рассказывание, анализ, сочинение, рисование, ролевое проигрывание, разыгрывание с помощью готовых игрушек или изготовленных собственноручно кукол  и  пр.  

При проведении детско-родительской группы, для представления  общей сказочной истории, нами используются выполненные самостоятельно   каждым участником куклы. Групповая работа такого формата,  представляется наиболее эффективной, и имеет  различные развивающие и  психотерапевтические эффекты, на которые указывают многие психологи, работающие в этом направлении (Т.Зинкевич-Евстигнеева[13], Т. Калошина, Л.Лебедева, Г.Тимошенко[14] и др.)

В процессе создания куклы развивается  мелкая моторика, воображение, способность к концентрации внимания и самоконтролю, происходит развитие эмоциональной и моторной адекватности, речи.

    Большинство  психологов,  применяющих в своей работе кукол, указывают на «включение» механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов в   разрешении внутриличностных конфликтов, формировании  образа-Я и позитивного самоотношения, снижении уровня тревожности, преодоления страхов и фобий,  повышении  стрессоустойчивости, в развитии коммуникативных навыков и  получении опыта социального взаимодействия.  

Кроме этого, совместное творчество создает определенную  эмоциональную атмосферу, где каждому предоставляется возможность  к самовыражению  в психологически безопасной обстановке.  

    Метод психодрамы, в отличие от других видов групповой работы с детьми, наиболее адекватный природе детей. В ходе символической игры происходит переложение и проигрывание травматического опыта, возникшего в процессе онтогенеза ребенка[15]. Это способствует преодолению и разрешению возникшего конфликта или проблемы, т.к.  в символической игре ребенок выстраивает внутренние сцены в обобщенном и, вместе с тем,  в сжатом виде, облекая их в различные формы. Происходящее в детской группе во время разыгрывания придуманной совместно истории,  можно рассматривать и как повторное инсценирование специфических фаз развития ребенка в социальном контексте. Этот процесс каждый ребенок и группа в целом должны совершить совместно.  Тем самым происходит центрация на группе, а не на индивидуальной работе с помощью группы, что позволяет проработать не только травматический опыт,  но развить его социальную компетентность. Кроме этого участникам групповой работы представляется возможность: активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре, пробовать и разучивать новые роли (которые в группе в отличие от семьи не так строго определены возрастом и полом), проверять границы допустимого, пробуждать и развивать спонтанность и творчество, развить коммуникативные навыки и навыки сотрудничества,  кроме этого, способствует преодолению эгоцентризма в процессе социализации.

Для усиления символического развития событий во время проигрывания придуманной истории можно использовать психодраматические техники:

а) провокации – заключаются в том, что, ведущие всем своим поведением, собственной игровой активностью провоцируют детей на игру, проявляя спонтанность, креативность. Ведущим необходимо глубокое погружение в игру (мимика, жесты, голос должны быть яркими), и вместе с тем оставаться на позиции взрослого (следование  и понимание образного мира ребенка);

б) дублирование – дублируя, ведущие могут одобрять, воодушевлять ребенка, обращаясь к нему, или могут предлагать альтернативные варианты поведения. Ведущие, также могут узнавать о чувствах, содержании переживаний или намерениях детей. Тем самым ведущие побуждают детей поразмышлять об этом;

в) интервенция путем интерпретации – интерпретации производятся в игре, на символическом уровне, когда ведущие размышляют и пытаются объяснить поведение ребенка в его роли или поведение всей группы. Интерпретации должны соответствовать языку и уровню эмоционального и когнитивного развития ребенка. То, что затронуто в интерпретации, переживается параллельно в игровом действии, поэтому результат интерпретации часто можно распознать непосредственно по дальнейшему развитию происходящего в игре.

Тренинговые методы

Опыт работы с группами, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  показывает эффективность использования  тренинговых технологий в комплексной коррекционной работе. В данной программе используются метод дискуссии и психогимнастика. Психогимнастика, позволяет: расширить репертуар ведущих  для создания благоприятного психологического климата в процессе проведения группы, настроить группу на работу, снять эмоциональное напряжение, организовать смену деятельности. Метод дискуссии используется при работе с родителями, тогда полезно организовать тематическую дискуссию и встроить ее в процесс изготовления кукол или при обсуждении сценария будущей  совместной истории.[16]

Диагностические методы

Для осуществления индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи в процессе групповой работы и оценке эффективности проводимой работы на разных этапах используется психологическая диагностика. Методика «Ребенок глазами родителей» (РГР, Щедринская О.М.)используется в начале и по окончанию программы с целями оценки эффективности проводимой работы, а также для диагностики детско-родительских отношений и обсуждения с родителями в группе. Опросник детско-родительских установок PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл) проводится в начале программы для определения основных мишеней психокоррекционной работы. Методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.), проводимая с детьми и родителями индивидуально в начале  программы позволяется, с одной стороны наглядно представить взаимоотношения в семье, с другой стороны, используется как инструмент коррекции детско-родительских отношений (Приложение 1).    

Детско-родительское взаимодействие и работа с родителями

Что происходит в семье, воспитывающей особого ребенка? Сам диагноз может стать разрушительным и слишком травматичным для родителей. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был «нормальным». Обычно, родители, узнав о диагнозе ребенка, чувствуют вину, особенно, если ребенок внешне похож на одного из родителей, иногда  родители ощущают желание убежать от ребенка, иногда - впадают в депрессию, иногда – чувствуют стыд, бывает начинают избегать секса со своим партнером, иногда становятся гиперопекающими родителями – в любом случае каждый из родителей имеет целый спектр чувств, которыми им важно поделиться друг с другом, врачом, консультантом.[17]

Часто эти чувства появляются позже. Когда диагноз ребенка становится более очевидным и ясным. Это может произойти в любое время – когда ребенок пойдет в школу, или станет подростком, или достигнет совершеннолетия. В эти периоды последствия и признаки психических нарушений могут особенно выделяться. Это могут быть очень сложные периоды для семьи и ребенка. Чувства потери могут быть очень сильными. И тогда родители начинают искать помощи врача или консультанта.

Со временем, большинство родителей смиряется с теми ограниченными возможностями, которые предполагает «особенность» их ребенка. Большинство родителей продолжают любить своих детей и развивают взаимоотношения с ними, узнают больше об «особенностях ребенка» и его положительных качествах. Некоторые родители все свое внимание сосредотачивают на ребенке, и это может привести к трудностям сепарации, социальной адаптации ребенка. Это естественно, когда родители хотят защитить своего ребенка, создать для него безопасное пространство. Иногда это приводит к гиперопеке и вторичной инвалидизации. Родителям важно взвесить эмоциональные и физические затраты, в тот момент, когда они готовы взять на себя 100% ответственности за все действия, желания и способности ребенка.

Родители могут быть не согласны с рекомендациями специалистов по поводу развития ребенка, как, впрочем, и родители, воспитывающие ребенка без каких-либо «особенностей». А специалисты могут «забыть», как это тяжело для семьи. Часто семья чувствует, что она слишком много «несет» на своих плечах, без всякой опоры, поддержки и совета. И родителям важно чувствовать, что они могут просить помощи, если нуждаются в ней, и не стесняться этого.      

Часто семье бывает сложно преодолеть ограничения и стрессы, связанные с  воспитанием особого ребенка. Родителям важно не сердиться на остальных членов семьи за их «неподдержку» и «непринятие» ребенка-инвалида, а также за то, что они проявляют гневные чувства по отношению к родителям. Это естественные чувства, и многие из них могут выражаться и в случае, если брат или сестра не имеют диагноза. Иногда другие дети в семье могут раздражаться уровнем заботы и внимания, которое родители уделяют «особому» брату или сестре, иногда могут стесняться их, когда к ним приходят в гости друзья. Родителям важно обсуждать с другими детьми их чувства и попытаться увидеть и почувствовать то, что чувствуют дети - «я знаю, это должно быть трудно для тебя, что твой брат или сестра требует столько внимания».

Родителям важно распределить ответственность за ребенка, в случае если семья полная. А также родителям очень важно найти личное время лично для себя, отдельно от детей и других членов семьи, для того, чтобы восстановить свои силы и сохранить отношения в супружеской диаде. В случае если семья неполная, как часто бывает, также очень важно родителю найти время для себя.

Совместное продуктивное творчество или сотворчество, в результате которого ребенок и родитель получают возможность научиться чему-либо друг и друга и создать что-то является важным содержательным параметром групповой работы.

Посредством использования проективных техник, совместных упражнений, интервенций в процессе детско-родительского взаимодействия происходит расширение и обогащения опыта функционального взаимодействия детей и родителей, развитие навыка рефлексии и формировании осознанной родительской позиции.  

Часто родители приходят на занятия и ждут четких указаний и  рекомендаций, чтобы потом, примеряя их на свой собственный опыт, оценить действия психолога, как верные или неверные. В группе мы предлагаем пройти путь совместного поиска, в ходе которого каждая семья сможет увидеть и найти наиболее оптимальные для себя варианты взаимодействия и поддержки.

Для достижения этой цели можно использовать разные способы:

  • Интерпретация спонтанного поведения ребенка, в котором отражаются его чувства и мысли в ответ на то, что говорится или делается в ходе занятия, совместного выполнения куклы, игры или разыгрывания истории.
  • Использование совместной продуктивной деятельности в ходе занятия дает детям возможность отреагировать свои чувства по поводу затрагиваемых вопросов на уровне взаимодействия, а кроме того помогает родителям повысить свою осознанность в отношении детских переживаний.
  • Обучение активному слушанию, которое включает внимание к тому, что говорит ребенок и реакция  на слова ребенка, на доступном ему по возрасту уровне. Часто дети прекрасно излагают свою версию событий на своем языке, что дает возможность родителям разобраться в реакциях и поступках своего ребенка, чтобы в дальнейшем адекватно на них реагировать.

В процессе совместной работы родителей с детьми и специалистов с семьей мы постоянно работаем вместе над поиском баланса:

  • Между контролем и спонтанностью
  • Между «брать» и «давать»
  • Между заботой и самостоятельностью, инициативностью
  • Между стабильностью, стремлением сохранить прежние границы и статусы и возможностью изменений

Основные темы, которые мы затрагиваем в ходе проведения группы – процесс сепарации, ресурсные зоны ребенка,  конструктивное общение ребенка и родителя. И здесь, мы поддерживаем родителей в их родительской роли. На занятиях мы обсуждаем с родителями, что помогает им признавать способности своего ребенка к чему-либо и поддерживать его самостоятельность, как они учат своего ребенка обращаться за помощью и помогать другим, как они могут оказывать ему эмоциональную поддержку и теплоту, учат ребенка ставить цели и достигать их.

Большинство родителей стремятся создать своему ребенку безопасное пространство для жизни и развития, и каждый раз отделение ребенка, связанное с его самостоятельностью и инициативностью, - это риск. Наша задача на занятиях вместе с родителями «увидеть», что ребенка можно отпустить «чуть дальше», чем он есть сейчас и поддержать его в этом движении вперед. И для родителей часто становится открытием, что их ребенку, которого они «ограничивают» в силу его «особенностей», можно доверить ножницы и иглу. И еще большим открытием – что ребенок с благодарностью примет от родителей возможность самому придумать характер своей куклы и сшить ее так, что она будет похожа только на него и ни на кого другого, а потом научить ее «двигаться», «говорить» и «чувствовать».[18] Создание собственной пальчиковой куклы или куклы-марионетки один из способов дать «гештальт» своему внутреннему миру, проявить его и «оживить», найти ответы на волнующие вопросы. В сказочной истории у ребенка появляется возможность на доступном и понятном ему языке рассказать взрослым и окружающим о своем понимании мира.[19] Дети, которым непросто дается специальная школьная программа, с удовольствием и увлечением придумывают непростые истории для своих кукол, в которых отражаются сложнейшие реальные взаимоотношения и внутренние переживания. Например, придумывают сказку о «теремке», в который могут попасть только те куклы, которые умеют делать что-то полезное для остальных жителей теремка.

В целом разыгрывание сказочных историй с помощью куклы, изготовленной ребенком, помогает ему понять себя и мир вокруг. Играя взрослые (родительские) или детские роли, ребенок пытается понять, как устроены семейные взаимоотношения и правила совместного проживания. Если ребенок тревожится о конкретной ситуации (например, посещение  доктора), он будет пытаться «проиграть» эту ситуацию с помощью кукол. Ситуации  будущего – еще неизвестные или пугающие – ребенок проигрывает, исследуя, свои чувства по отношению к ним. Наверно, нет ни одного ребенка, который не играл бы в «школу» до того, как пошел в первый класс. Когда дошкольники так играют, они не только примеряют на себя роль учителя, они также чувствуют себя как новые ученики. Ролевая игра позволяет оказываться не только в роли маленького и слабого - ребенок может играть роль учителя или доктора, фигуры обладающей силой, контролем и властью. Созданная ребенком, кукла по его собственному желанию превращается в «заботливую медсестру», «певицу, которая только поет», «злую змею, которая всех кусает».

Особую задачу выполняет кукла для родителя, которую ребенок создает  и включает в контекст общей сказочной истории, в том числе и своей. Важным аспектом работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является забота родителей не только о ребенке, но и о себе самих.[20] Иногда родителям легко увидеть и отреагировать на нужды ребенка, одновременно забывая о своих собственных потребностях. Но если родители не заботятся о себе, возникает риск эмоционального выгорания. М.Селигман пишет, что «чувство собственного достоинства и ощущение счастья — лишь побочный эффект прекрасных взаимоотношений с окружающим миром».[21] Родителям крайне сложно помочь своему ребенку, если они сами находятся в ситуации стресса или эмоционального напряжения. Заботясь о собственном эмоциональном благополучии, усиливая родительскую позицию, создавая ресурсы в семейной системе, семья тем самым создает комфортное пространство для развития ребенка.

Приведенные выше аспекты, способствуют созданию благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и гармонизации детско-родительских отношений при проведении группы.

Основные мишени работы:

Самоанализ и уверенность в себе. Для детей очень важно понимать собственные ресурсные и проблемные зоны. Обсуждение с родителями этой темы, проработка ее в совместной деятельности помогает ребенку принять собственные ограничения. Помощь родителей в развитии и поддержки талантов, увлечений и способностей ребенка в разных областях, поддержка самостоятельности делают ребенка более инициативным и уверенным в себе. Совместная творческая деятельность в детско-родительской группе проектируется в пределах компетентности ребенка и его возможностей, что помогает создавать чувство успеха и уверенности в себе.  

Активность. Активный человек чаще решает проблемы и может достичь поставленных целей. Сталкиваясь с различными трудностями и разрешая их, показывая ребенку, как они могут справляться с ситуацией, обсуждая свои действия, объясняя их, привлекая ребенка к решению различных ситуацией, родители поддерживают активность ребенка и его готовность самостоятельно решать возникающие сложности.

Настойчивость позволяет держаться, несмотря на неудачи, изменять свои планы, если они не работают. Возможно, «особому» ребенку иногда требуется чуть больше времени и сил, чтобы справиться с какой-либо задачей, и родителям важно поддержать ребенка в том, что есть сложные задачи, которые требуют много времени и сил, что если цель не может быть достигнута прямо сейчас, важно обсудить другие варианты движения вперед.

Умение ставить цели, реалистичные и достижимые, одна из основных компетенций жизненного успеха. Родители могут помочь ребенку сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели, обсудить свои собственные, устроить праздник, если ребенок смог достичь своих целей.

Знание, как обратиться за помощью и получить ее. Поддерживающее окружение – это ключ к успешной интеграции. Умение просить о помощи, когда это необходимо, и самому откликаться и оказывать поддержку – важное качество состоявшегося человека. Родители помогают создавать ребенку доверительные взаимоотношения, показывают, как обратиться за помощью в семье, объясняют, что значит взаимопомощь.

Стрессоустойчивость и способность управлять своим эмоциональным состоянием также важны. Обсуждая, как может проявляться стресс, какие чувства он вызывает, какие приемы можно использовать в стрессовой ситуации и как они сами справляются со стрессом, родители дают ребенку возможность научиться самому справляться со сложными эмоциональными состояниями. Поощрение развития здоровых «эмоциональных привычек», создание среды, в которой ребенок может выразить и отреагировать свои негативные чувства, помогает ребенку научиться работать с ними.

Темы для обсуждения и рефлексии с родителями:

  • «Главный на занятиях – ребенок» (что такое быть главным, правила и ограничения для ребенка);
  • «Я благодарна тебе сегодня за то, что ты…» (легко ли быть благодарным своему ребенку);
  • «Помоги мне это сделать самому» (как появляется инициативность и самостоятельность);
  • «Семья как ресурс» (значение семьи как ресурсной системы для ребенка);
  • «Свободное время и интересы» (интересы и любимые занятия родителей, не связанные с воспитанием и развитием ребенка);
  • О чем может рассказать игра ребенка;
  • Семейные традиции;
  • Нормы и правила семьи;
  • Совместное творчество: открытия и наблюдения.

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

  • возраст участников  (8-12 лет для детей с ОВЗ, 7-8 лет для детей с нормативным развитием);
  • выраженная степень интеллектуальных нарушений;
  • нарушения поведения, являющиеся противопоказанием к групповой работе.

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников:

  • этические принципы (информированное согласие, в том числе на фото-видеосъемку; добровольное участие в психодиагностической и психокоррекционной работе);
  • принципы групповой работы (конфиденциальность, добровольность участия детей и родителей в заданиях, предлагаемых на занятиях, обеспечение физической и психологической безопасности  ведущими в группе во время занятий).

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей):

  • Педагоги-психологи, ведущие группы, проводят занятия с детьми и родителями, готовят необходимый психодиагностический материал, осуществляют содержательную подготовку к проведению занятия, отслеживают динамику групповых процессов, осуществляют индивидуально-ориентированный подход на занятиях, оказывают психолого-педагогическую помощь детям и родителям в процессе развития адаптации и социализации, соблюдают этический кодекс психолога.
  • Классный руководитель, специалист школы, оказывает содействие в организации и подготовке к проведению занятий, информирует родителей, участвует в обсуждении и планировании занятий, мотивирует родителей на участие в программе, наблюдает динамику, участвует в консилиумах по вопросам изменения и дополнения программы, соблюдает принцип конфиденциальности (если программа реализуется на базе школы).
  • Дети, участники группы, добровольно принимают участие в занятиях, выполняют задания, предложенные в группе, имеют право получить обратную связь от специалиста, соблюдают принцип конфиденциальности, имеют право отказаться от участия в программе занятий или выполнения отдельных упражнений.
  • Родители, участники группы, добровольно принимают участие в занятиях, осуществляют подготовку материалов для изготовления кукол, участвуют групповом обсуждении, имеют право отказаться от участия в программе, имеют право получить консультацию специалиста или классного руководителя по вопросам детско-родительских отношений, а также вопросам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка, соблюдают принцип конфиденциальности.    

Кадровое обеспечение: занятия по программе проводится педагогами-психологами, желательно имеющими специализацию в области семейного консультирования, навыки ведения групп, а также дополнительную подготовку в области психодрамы. Группа проводится двумя ведущими педагогами-психологами при участии классного руководителя (если программа реализуется на базе школы).

Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение для проведения занятий (учебный класс или другое помещение, где имеется возможность мобильной перестановки столов и организации свободного пространства)

Перечень необходимого оборудования и материалов для занятия:

  • Материалы  для создания театра марионеток:

Старые женские эластичные колготки; вата; нитки (простые и мулине); иголки (тонкая и  большая); губка (мочалка); пуговицы, бусины; коробочка от киндера; два куска ткани (хорошо драпируемой) размерами: 70х70, 50х50; кусочки кожи, меха; клей.

  • Материалы и оборудование для проведения игровых упражнений:

Мяч, фигурки различных животных, цветовые таблички (монтессори-материалы), магнитофон или любое другое устройство для музыкальных динамических пауз, диск развивающих песен Е.Железновой, большие куски материала из плотной ткани, резинка, конструктор из мягких кирпичей, «кочки на болоте» (балансир), разноцветные марблс, наборы игрушечных овощей, фруктов или любых других игрушек, детские журналы, бумажные обои (рулон), листы формата А 3, детские настольные игры на взаимодействие и коммуникацию («Активити для детей»), листы А 4 для рисования.

  • Материалы для проведения диагностической и коррекционной работы с родителями и детьми: бланки к тесту «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.), бланки к анкете «Ребенок глазами родителей» (РГР, Щедринская О.М.), бланки к методике «Опросник родительских установок (PARI)» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл). 
  • Материалы для создания коллажей: ватман 4 штуки, склеенные вместе или обои, листы формата А3 на каждого участника; журналы с красочными картинками, старые детские книги; ножницы, клей, ручки (можно цветные), фломастеры и т.п; цветная бумага (не обязательно, но желательно) следующих цветов: фиолетовая, зеленая, синяя, красная, желтая, черная, розовая, белая, серая (или серебристая);

Сроки и этапы реализации программы: 1-1,5 лет, 2 занятия 1 раз в две недели, длительность 1 занятия 40 минут (в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49)).

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • повышение уровня развития социальных навыков детей с ОВЗ и уровня социальной адаптации в целом;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • повышение ресурсов семье в отношении воспитания ребенка с ОВЗ.

Система организации внутреннего контроля:

  • устойчивая работа группы в течение всей программы;
  • самостоятельное изготовление куклы-марионетки детьми;
  • изменение сюжета детских историй в сторону усложнения;
  • положительная динамика взаимодействия со сверстниками в игре;
  • положительная динамика взаимодействия детей и родителей в игре.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

  • самооценка родителями установок в отношении ребенка и стиля воспитания («Опросник родительских установок» в качестве входной диагностики);
  • самооценка родителями динамики развития ребенка (анкета «Ребенок глазами родителей», используется в начале и по окончанию программы);
  • динамика детско-родительских отношений в семье на основе оценки ребенка (проективная методика «Семейная социограмма»);
  • создание позитивного образа будущего детьми и родителями по завершению программы занятий (коллаж);
  • экспертная оценка классного руководителя и администрации образовательного учреждения.

Приложение 1.

Перед началом совместных занятий психологическая диагностика служит целям сбора информации и уточнению запроса на психологическую работу, первичную оценку детско-родительских отношений, выяснение индивидуальных запросов и индивидуальных показаний к психологической работе с каждым ребенком.

На первом  этапе осуществляется получение согласия родителей на совместную работу посредством информационного письма и заявления. Здесь же проводится методика PARI и методика «Ребенок глазами родителя»

Результатом является составление индивидуального профиля, который позволяет предварительно определить основные мишени работы в детско-родительском взаимодействии и пути коррекции (Диаграмма 1):

На втором этапе с детьми родителями  индивидуально проводится проективная рисуночная методика «Семейная социограмма», которая позволяет наглядно представить взаимоотношения в семье, позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений, а также доступна для выполнения детьми с особыми образовательными потребностями.

По завершению программы повторно проводится методика «Ребенок глазами родителя». Это позволяет оценить динамику развития ребенка в целом, а также эффективность групповой работы.  Эта методика предлагает родителям оценить различные качества и характеристики своего ребенка по 36 параметрам по 10 балльной шкале. Работа проводится в формате группы при совместном обсуждении значения каждого параметра. Ведущим следует обратить внимание на то, что задание достаточно сложно для выполнения самостоятельно и может вызвать сопротивление со стороны родителей или даже отказ от выполнения задания. Поэтому необходима дополнительная мотивация родителей, подробное разъяснения и обсуждение каждого параметра, включенность в работу классного руководителя, который также знает детей и помогает родителям сориентироваться в ситуации. Диагностические методики также используются для рефлексивного обсуждения с родителями. В результате получается индивидуальный профиль ребенка, отражающий оценку динамики развития родителями.  

По оценке родителей наибольшую динамику имели параметры: уровень психического развития, уровень анализа и самоконтроля, уровень развития речи, умение «считывать» состояние окружающих людей, умение слушать других людей, умение договариваться и уровень развития навыка совместной деятельности (в работе группы участвовало 14 семей).

Таблица 1.

Качество или характеристика ребенка

Средний показатель (начало программы)

Средний показатель (окончание программы)

Динамика среднего показателя по группе (в баллах)

Соответствие "возрастной норме"

6,2

7,7

+1,5

Уровень психического развития

6

8

+2

Уровень физического развития

6,5

7,2

+0,7

Уровень интеллектуального развития

5,8

7,7

+1,8

Уровень самоанализа и рефлексии

6

8,2

+2,2

Уровень логического мышления

5,3

7,3

+2

Уровень развития воображения, творческих способностей и креативности

5,7

7,3

+1,7

Развитие памяти

6,3

7,3

+1

Уровень развития внимания

5,7

7,3

+1,7

Уровень развития речи и качество словарного запаса

5,7

8

+2,3

Переключение с одного вида деятельности на другой

6,2

7,3

+1,2

Умение следовать социальным нормам поведения

6,7

8,2

+1,5

Импульсивность

6,5

7,2

+0,7

Агрессивность

3,5

4,5

+1

Тревожность

4,3

5

+0,7

Развитие навыков коммуникации

7

8,2

+1,2

Качество взаимодействия со сверстниками

7

8,3

+1,3

Качество взаимодействия с членами семьи

6,5

8,2

+1,7

Качество взаимодействия с учителями

7,8

9,2

1,3

Умение доносить свои мысли до окружающих

6,5

7,5

+1

Умение слушать других людей

6

8

+2

Умение "считывать" состояние окружающих

5,7

7

+1,3

Уровень осознавания собственных границ

5,8

7,5

+1,7

Уровень осознавания границ других людей

6,7

7,7

+1

Уровень развития самоконтроля

6,5

8,5

+2

Умение контролировать свои эмоции

5,5

7,2

+1,7

Степень эмоциональности

6,7

7,3

+0,7

Уровень развития мелкой моторики

6,8

8,7

+1,8

Уровень развития моторики в целом

6,3

8,3

+2

Уровень самостоятельности и навыков самообслуживания

7,5

8,7

+1,2

Уровень развития навыка совместной деятельности

6

8,2

+2,2

Степень спокойствия, устойчивости

5,4

7,6

+2,2

Степень уверенности в себе

6,4

7,4

+1

Степень уверенности в себе (самооценка ребенка)

6,2

7,8

+1,7

Стремление к самоутверждению, признанию

5,7

8,2

+2,5

Умение договариваться, уступать или защищать свою точку зрения

3,9

7,1

+3,2

Приложение 2.

Рекомендации и методики к проведению занятий.

Пример занятия (занятие 1 из модуля «Дети+Родители»)

План:

  • Ориентировка (рассказать о программе, целях и задачах, количестве занятий, содержании занятий, озвучить правила занятий (главный на занятиях – ребенок, инициатива ребенка поощряется)).
  • Замысел программы: труппа артистов изготавливает марионетки для  спектакля-сказки. Из различных материалов, используя воображение и творческий подход, дети и родители придумывают историю, персонажей (себя) и делают куклы. Сначала простую – пальчиковую, затем более сложную – на руку, и в конце – куклу-марионетку. А потом куклы становятся персонажами различных историй.
  • Приветствие (родители и дети складывают два кирпичика из мягкого конструктора одного цвета вместе и придумывают символ своей семьи-группы).
  • Пальчиковая гимнастика «Ты – мне, я тебе» (песенки для пальчиковой гимнастики  Железновой Е.В. «Замок», «Рыбки» (выполняют вместе с родителями)  и «Разминка», можно со звуковым оформлением)
  • Творческая мастерская: изготовление пальчиковой куклы.
  • Рефлексия родителей (какие открытия сделали в процессе работы? что для вас было сложным? что удивило?)
  • Интервенция (беседа про интересы и увлечения ребенка и отдельно родителя, наблюдения, что детям было интересно)
  • Прощание (придумать, как они будут прощаться как труппа актеров; или по методу «незаконченных предложений» - родители похвалят детей (каждый своего) фразой «Мне понравилось сегодня, что ты….(потом можно будет увеличить число похвал хотя бы до трех) или/и «Я благодарна тебе сегодня за то, что ты…»)

Приложение 3

Игровые упражнения для занятий

«Башня»

Цель: развитие невербальных коммуникативных навыков и умения договариваться.

Задачи:

  • социометрическая диагностика группы;
  • диагностика уровня притязаний ребенка;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • развитие эмпатии.

Необходимые материалы: кирпичи из мягкого конструктора.

Ход игры: Детям предлагается, не разговаривая друг с другом, построить башню из разноцветных кирпичиков мягкого конструктора, а затем поместить свой персонаж на тот этаж башни, который они сами выберут. Башня должна быть устойчивой и высокой. По завершению выполнения задания проводится обсуждение и дается развивающая обратная связь.

Примечание: Также возможно строительство башни из стульев или любых других подходящих для этого материалов (в зависимости от особенностей группы).

Анализ упражнения:

- Участвовал ли ты в строительстве башни?

- Получилось ли выполнить задание? Если да (нет), то почему?

- Какой этаж заняла твоя кукла? Почему?

«Цвет настроения куклы»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

  • умение выражать эмоциональные состояния посредством цвета;
  • умение понимать настроение окружающих.

Необходимые материалы: цветовые таблички из монтессори-материалов.

Ход игры: Детям предлагается показать, как их куклы сердиться, радуется и грустит. Затем с помощью цветовых табличек (или любых других подходящих для этой задачи материалов) выбрать тот цвет, который соответствует тому настроению, которое у куклы в данный момент. Группа пытается угадать, какое именно это настроение, а загадавший отвечает, удалось ли угадать.  

Анализ упражнения:

- Получилось ли управлять куклой?

- Легко ли было угадать настроение?

«Активити»

Цель: развитие коммуникации в группе.

Задачи:

  • Развитие эмпатии и понимание других;
  • Получение позитивного опыта;
  • Развитие творческих способностей.

Необходимые материалы: настольная игра «Активити для малышей» (или «Активити для детей» в зависимости от возможностей детей в группе).

Ход игры: Каждому ребенку в группе по очереди предлагается вытянуть карточку со словом и тот способ, которым ему необходимо объяснить это слово группе – рисунком, пантомимой или словесным объяснением. Родители могут помогать детям по необходимости и принимать участие в игре.

Анализ упражнения:

- Что было сложным при выполнении задания?

- Что было интересным?

«Сигнал»

Цель: развитие невербальных коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Развитие сплоченности группы;
  • Развитие коммуникации в группе;
  • Диагностика межличностных отношений в группе.

Ход упражнения: Дети садятся в круг и берутся за руки. Им предлагается передавать сигнал – легкое пожатие руки соседа. Ведущий отправляет сигнал, и он возвращается к нему с другой стороны круга. Затем упражнение выполняется с закрытыми глазами.

Анализ упражнения:

- Когда было легче передавать сигнал – с закрытыми или открытыми глазами?

«Паутина» (адаптированный вариант) (источник: К.Фопель Как научить детей сотрудничать? – М.Генезис, 2006 г.- с.18)

Цель: развитие сплоченности группы.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие группы;

Материалы: клубок ниток.

Ход игры: Детям предлагается сесть в круг, назвать свое имя, рассказать, что нравится больше всего делать (или чем увлекается), рассказать, какая кукла получилась и что она умеет делать. Затем передать слово (нить) тому, кому хочет. Распутывается клубок в обратном порядке, каждый раз предыдущий рассказывает про того участника, которому нить передается.

Анализ упражнения:

 - Как ты себя чувствуешь сейчас?

- Трудно ли было выполнять упражнение?    

- Чей рассказ был особенно интересным?

«Дождик»

Цель: релаксация.

Задачи:

  • Снижение агрессивности;
  • Восприятие физического воздействия с точки зрения конструктивного контакта.

Ход упражнения: Дети в кругу поворачиваются спиной друг к другу. Ведущий начинает похлопывающий массаж участника, сидящего рядом, тот передает это воздействие дальше и так по цепочке. Ведущий может рассказать про то, что это может быть дождь – сначала легкий, отдельными каплями, затем дождь идет сильнее, превращаясь в ливень и, наконец, стихает.  

Анализ упражнения:

- Как ты себя чувствуешь?

- Понравилась ил игра?

«Угадай кто»

Цель: развитие сенсорной сферы.

Задачи:

  • Развитие внимания и памяти;
  • Умение обращать внимание на детали окружающего мира;
  • Побуждение интереса к участникам группы.

Материалы: повязка на глаза.

Ход игры: Детям предлагается сесть в круг. Выбирается ведущий, который с завязанными глазами должен угадать, кто к нему подошел (по руке, по голосу, по одежде, по прическе, по кукле и тд).

Второй вариант: ведущий становится спиной к кругу и ему предлагается угадать, кто сегодня в какой одежде, с каким настроением, с какой куклой.

Анализ игры:

- Легко или сложно было угадать?

- Что показалось интересным?

«Что вокруг?»

Цель: развитие наблюдательности за окружающим пространством и людьми.

Задачи:

  • Развитие памяти и внимание;
  • Развитие речевой активности.

Материалы: повязка на глаза.

Ход игры: Детям предлагается в кругу спиной к группе или с завязанными глазами описать часть помещения, в котором они находятся, людей, которые присутствуют. По ходу рассказа задаются уточняющие вопросы.

Анализ игры:

- Что было труднее всего вспомнить?

- Понравилось ли задание?

«Мне понравилось, что ты сегодня…»

Цель: развитие позитивного самоотношения.

Задачи:

  • Умение выражать свои эмоции;
  • Умение замечать положительные моменты во взаимодействии с другими;
  • Развитие доброжелательных поддерживающих отношений в группе.

Ход упражнения: Каждый участник группы выбирает другого участника, чтобы сказать ему комплимент, который начинается словами «Мне понравилось, что ты сегодня…».

Примечание: Ведущий следит, чтобы все участники получили комплименты, и они касались актуального занятия и действий участников.

Анализ упражнения:

- Легко ли тебе было говорить приятные слова?

- Кто тебе уже говорил что-либо приятное в классе?

Пальчиковая гимнастика. Музыкальные сопровождение и динамические паузы

Все упражнения выполняются в группе, за партами или в кругу. Упражнения могут использоваться в качестве разминки ил динамической паузы.

Рекомендуемые песни Е.Железновой:

  • «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде»;
  • «Замок»;
  • «Рыбки»;
  • «Ёлочка».

Упражнения для развития координации и тонкой моторики, используемые в качестве разминки и подготовки к изготовлению кукол:

«Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо  с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного  пальца) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет психолог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении  должны участвовать все пальцы обеих рук.

  Рекомендуемая литература:

  1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой психотерапии - М: Генезис, 2003
  2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник нового века").
  3. Борисова Ю.Н. Социализация семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, в условиях лекотеки// Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы: материалы II межрегиональной научно-практической конференции (6-10 декабря 2012)/ Под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: 2012г.
  4. Варга А. Системная семейная психотерапия. М. 2009г.
  5. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.5 Основы дефектологии - М.: Педагогика, 1983
  6. Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дисс. — СПб., 2006.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - СПб, ООО «Речь»,  2000г.
  8. Карл Витакер, Вильям Бамберри Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. – М., Класс. – 2001г.
  9. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии - М, Изд-во института  Психотерапии, 2001г.
  10. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1969
  11. М.А. Бебчук, Е.А. Рихмаер. Практическая психодиагностика семьи. Методическое пособие с приложением. ИД "Бионика", М. 2011
  12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с  тяжелой интеллектуальной недостаточностью  – М.: Академия, 2003
  13. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М. «Класс» 2009
  14. Робин Скиннер, Джон Клииз Семья и как в ней уцелеть. – М., Класс, 1994 г.
  15. Сатир Вирджиния Вы и Ваша семья Серия: Современная психология: теория и практика. - Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2007 г.
  16. Селенина Е. В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска // Вопросы психологии: Науч. журн..-2006.- № 6-  c.58
  17. Селигман Мартин  Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006г. —368 с. – с52
  18. Системная семейная терапия. Классика и современность Сборник. Составитель А.В. Черников. М Класс 2005
  19. Ткачева В.В. Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии как актуальное направление современной специальной психологии // Сборник материалов научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство», 25-27 ноября 2009 года, МГППУ.
  20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.Генезис, 2006 г.
  21. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер.с нем. – М.:Генезис, 2003
  22. A.Taanila, L. Syrjl, J. Kokkonen, M.-R. J[a WITH DIAERESIS]rvelin  Coping of parents with physically and/or intellectually disabled children//Child: Care, Health and Development – volume 28 – 2002.
  23. D. Neily General Learning Disability// http://www.familytherapy.org.uk/Leaflets/learningdisabili.html, дата обращения 20.11.2012
  24. G.Kemp, M.Smith, J.Segal Helping Children with Learning Disabilities: practical parenting tips for home and school// http://www.helpguide.org/mental/learning_disabilities_treatment_help_coping.htm- 2012, дата обращения 15.10.2012
  25. J.Jones, J.Passey Family Adaptation, Coping and Resources: Parents of Children with Developmental Disabilities and Behavior Problems//Journal on Developmental Disabilities- № 11(1) – 2004
  26. Therapeutic Puppet Play Gudrun Gauda,  Frankfurter Institut für Gestaltung und Kommunikation 2010// http://www.puppenspiel-therapie.de/docs/therapeutic_puppet_play.pdf, дата обращения 3.01.2013


[1]Захарова Е.А. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи – Авт. Канд.диссертации, Н.Новгород, 2011

[2] Ткачева В.В. Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии как актуальное направление современной специальной психологии // Сборник материалов научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство», 25-27 ноября 2009 года, МГППУ

[3] Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1969

[4] Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник нового века").

[5] Борисова Ю.Н. Социализация семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, в условиях лекотеки// Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы: материалы II межрегиональной научно-практической конференции (6-10 декабря 2012)/ Под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: 2012г.

[6] Голерова О.А. Детско-родительская группа: интеграция дополнительного образования и психолого-педагогической практики// Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы: материалы II межрегиональной научно-практической конференции (6-10 декабря 2012)/ Под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: 2012г.

[7] A.Taanila, L. Syrjl, J. Kokkonen, M.-R. Jrvelin  Coping of parents with physically and/or intellectually disabled children//Child: Care, Health and Development – volume 28 – 2002.

[8] D. Neily General Learning Disability// http://www.familytherapy.org.uk/Leaflets/learningdisabili.html, дата обращения 20.11.2012

[9] A.Taanila, L. Syrjl, J. Kokkonen, M.-R. Jrvelin  Coping of parents with physically and/or intellectually disabled children//Child: Care, Health and Development – volume 28 – 2002.

[10] Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дисс. — СПб., 2006.

[11] Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.5 Основы дефектологии - М.: Педагогика, 1983

[12] Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с  тяжелой интеллектуальной недостаточностью  – М.: Академия, 2003

[13] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб: ООО «Речь», 2006

[14] Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии - М, Изд-во института  Психотерапии, 2001г

[15] Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой психотерапии - М: Генезис, 2003

[16] Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер.с нем. – М.:Генезис, 2003

[17] D. Neily General Learning Disability// http://www.familytherapy.org.uk/Leaflets/learningdisabili.html, дата обращения 20.11.2012

[18]. Сказка своими руками: опыт детско-родительской группы с детьми с ОВЗ//V международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии»: материалы фестиваля – М., 2013

[19] Therapeutic Puppet Play Gudrun Gauda,  Frankfurter Institut für Gestaltung und Kommunikation 2010// http://www.puppenspiel-therapie.de/docs/therapeutic_puppet_play.pdf, дата обращения 3.01.2013

[20] Сказка своими руками: опыт детско-родительской группы с детьми с ОВЗ//V международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии»: материалы фестиваля – М., 2013

[21] Селигман Мартин  Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006г. —368 с. – с52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...