Презентация для родительского собрания по теме "Адаптация первоклассников".
презентация урока для интерактивной доски (1 класс) на тему
Данную презентацию можно использовать для родительского собрания по теме "Адаптация первоклассников к обучению в школе". Презентация содержит интерактивную игру для родителей по принципу вопрос-ответ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из: реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития; реализация тех возможностей, которые предлагает ему школьная среда.
Психологические особенности возраста и социальной ситуации: возрастной кризис 6-7 лет; изменение статуса «Я - ученик!»; новая обстановка – школьная среда.
Перспективные задачи развития для ребенка-первоклассника: развитие логического и понятийного мышления ; формирование чувства успешности ; развитие произвольности, соответствие требованиям школы .
Признаки у ребенка успешной адаптации или дезадаптации: нравится в школе; легко усваивает программу; уверен в себе; хорошее соматическое и психологическое здоровье; адекватная оценка своих достижений; комфортно чувствует себя в коллективе; комфортно чувствует себя в ситуации общения с учителем не нравится в школе; не справляется с программой; не справляется с заданием; участились простудные или хронические заболевания ; не удовлетворен результатами своей работы; не общается с одноклассниками или конфликтует с ними; испытывает трудности в общении с учителем.
Общение со взрослым - непонимание роль и позиция учителя; - непонимание вопросов и объяснений учителя; непонимание формата урока. Взаимодействие со сверстниками - активная конкурентная позиция; неумение слушать и слышать; неумение общаться; нежелание или неумение сотрудничать. Причины затруднений у ребенка обычно лежат в 3 сферах : Самосознание и мотивация - завышенная оценка своих возможностей и способностей; - конфликт между «хочу» и «надо»; - некритичное отношение к результатам своей деятельности.
Рекомендации родителям первоклассников: МОЖНО И НУЖНО НЕЛЬЗЯ 1. Интересоваться тем, что особенно получилось сегодня в школе, акцентировать внимание на успехах Просить пересказать полностью как прошел каждый урок в школе, фиксировать внимание на неудаче 2. Хвалить за успехи, в соответствии с реальным уровнем достижений Критиковать или наказывать за промахи или неуспехи. Предъяв-лять слишком высокие требования к ребенку 3. Сравнивать успехи ребенка с его собственными Сравнивать с другими детьми.
Рекомендации родителям первоклассников: МОЖНО И НУЖНО НЕЛЬЗЯ 4. Доверять учителю и поддерживать его требования; следовать нормам и правилам школы. Критиковать учителя, нормы и правила школы. 5. Учить договариваться с одноклассниками и учитывать их мнение. Противопоставлять себя классу, исходить только из собственных интересов. 6. Оставлять время для игры и развлечений ребенка зная, что ведущей деятельностью становится учебная. Запрещать игру как вид деятельности или игрушки.
Психологическая поддержка первоклассников в процессе адаптации индивидуальные развивающие занятия; индивидуальная диагностика учащихся; консультирование педагогов; наблюдение во внеучебной деятельности. групповые развивающие занятия; групповая экспресс-диагностика класса; консультирование родителей; наблюдение на уроке.
Групповые занятия у психолога направлены на: развитие навыков конструктивного общения, сотрудничества; формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки; снижение количества страхов и эмоционального напряжения; проживание в игре эмоциональных затруднений или конфликтных ситуаций.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение адаптации
обучающихся в 1 классе.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных в первом и втором триместре учебного года. В зависимости от того, насколько комфортно пройдут первые месяцы и первый год ребенка в школе, зависит не только успешность обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Совершенно очевидно, что для школы и ее психологической службы на первый план выходит задача построения эффективной системы психолого-педагогического и логопедического сопровождения каждого отдельно взятого ученика и классного коллектива в целом.
Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:
- реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
- реализация тех возможностей, которые предлагает ему школьная среда.
Конечно, эти две составляющие должны согласовываться, взаимодополнять друг друга. Привести их в соответствие – задача всего педагогического коллектива – учителей, психологов, логопедов.
Прежде всего наша с Вами общая задача (школы и семьи) – это сформировать положительное отношение ребенка к школе и всему, что с ней связано:
- к учебной деятельности
- к учителю и другим значимым взрослым
- к одноклассникам
- к собственным результатам деятельности
Для психолого-педагогического сопровождения в 1 классе характерны следующие особенности.
Первоклассники – это возраст 6-7 лет и часто именно в этом возрасте происходит возрастной кризис у детей. Он совпадает с появлением новой обстановки - школьной среды. В 1 классе происходит осознание важности изменения своего статуса: "Я уже ученик!".
Задача данного возраста – полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации.
Перспективные задачи развития для ребенка первоклассника – это:
- развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического и понятийного мышления;
- формирование чувства успешности, прежде всего в учебной деятельности и общении со значимыми взрослыми;
- развитие произвольности, соответствие требованиям новой школьной среды.
Каковы признаки успешной адаптации ребенка в школе и дезадаптации:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причины затруднений ребенка часто лежат в 3 сферах:
в сфере общения со взрослым
непонимание вопросов или объяснения учителя,
непонимание особой позиции учителя,
специфики учебных ситуаций и учебного общения
в сфере взаимодействия со сверстниками
неумение слушать товарища и следить за его работой,
неумение координировать свои действия,
нехватка опыта содержательного общаться со сверстниками,
активная конкурентная позиция
нежелание согласовывать с другими ребятами свои интересы и желания и т.д.),
в сфере собственного самосознания и мотивации
завышенная оценка своих возможностей и способностей
конфликт между «хочу» и «надо»
необъективное или некритичное отношение к результатам своей деятельности
неверное восприятие оценок учителя
Рекомендации родителям, как снизить риски появления признаков дезадаптации у первоклассников
Можно и нужно | нельзя |
Интересоваться «как дела в школе», спрашивать что особенно получилось сегодня, акцентировать внимание на успехах | Просить пересказать полностью как прошел каждый урок в школе, фиксировать внимание на неудаче (повышается тревога у ребенка, снижается самооценка и уверенность в своих силах) |
Хвалить за успехи, в соответствии с реальным уровнем достижений | Критиковать или наказывать за промахи (или неуспехи). «Не пойдем …», «Не куплю…» |
Сравнивать с собственными достижениями ребенка, сделанными ранее | Сравнивать с другими детьми |
Поддерживать требования учителя; нормы и правила школы | Критиковать учителя, нормы и правила школы |
Помогать ребенку и отмечать успехи | Предъявлять слишком высокие требования к ребенку |
Учить договариваться с одноклассниками и учитывать их мнение | Противопоставлять себя классу, исходить только из своих интересов |
Учебная деятельность ведущая, но также оставлять время для игры и развлечений ребенка | Запрещать игру как вид деятельности (игрушки) |
И отдельная роль в адаптации первоклассников к школе принадлежит педагогу-психологу.
Психологическая поддержка первоклассников в процессе адаптации осуществляется через:
|
|
Групповые занятия у психолога направлены на :
- развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества.
- формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки
- снижение количества страхов и эмоционального напряжения.
- проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных затруднений или конфликтных ситуаций.
Перспективной задачей в содержании коррекционно-развивающей работы с первоклассниками является формирование у детей эффективного адаптационного стиля, чтобы в дальнейшем (во 2-3 классах) ребята могли самостоятельно справляться с проблемами, а их обучение в школе было комфортным.
Литература
- Битянова, М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р.Битянова. – М., 1998.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В.Хухлаева. – М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию для будущих первоклассников
Материал будет полезен учителям, набирающим в следующем году первоклассников. Самое время встретиться с родителями и помочь им подготовиться к этому событию.Успехов!...
Презентация к родительскому собранию "Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность".
Содержание данного методического материала даёт ответы на следующие вопросы: какие факторы влияют на уровень здоровья первокласснико; что такое режим дня и каким он должен быть....
Презентация к родительскому собранию по адаптации первоклассников.
Яркая презентация по адаптации первоклассников в школе .На родительском собрании очень нужная " штука",предметно показать и рассказать о трудностях ребёнка в школе и дома, о первых шагах в обуче...
Презентация к родительскому собранию "Как помочь первокласснику? "
Презентация знакомит родителей с основными трудностями, возникающими при обучению письма у учеников первого класса. Данная презентация дает рекомендации как преодолеть эти трудности....
Презентация на родительское собрание "Школа будущих первоклассников"
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.На что необходимо обратить внимание в первую очередь. Речевая готовность к школе....
Презентация к родительскому собранию "Режим дня первоклассника"
Презентация к родительскому собранию "Режим дня первоклассника"...