Первый класс-первые проблемы,рекомендации учителю по адаптации первоклассников.
методическая разработка (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_klass.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый класс – первые проблемы: рекомендации психолога учителю по адаптации первоклассников к школе
Сегодня большинство первоклассников при поступлении в школу сталкиваются с множеством проблем, обусловленных коренным изменением их образа жизни, что приводит детей в состояние называемое психологами «период острой адаптации», когда беззаботная жизнь дошкольника сменяется непростым школьным режимом со сменой устоявшихся привычек.
Через этот период проходит каждый учитель, принимающий первоклассников, и каждый раз для учителя это новое испытание – другие дети, другие проблемы.
Однако, следует помнить, что при естественной уникальности каждого ребенка, есть некоторые общие факторы, которые могут помочь учителю справится с проблемами первоклассников в период адаптации, облегчить для них этот этап школьной жизни.
Успешность школьного обучения, стремление детей к учебе, школьная мотивации определяются целым рядом факторов, которые, в свою очередь, обуславливаются грамотно выстроенной образовательной средой, учитывающей психологические и физиологические возможности первоклассников.
Психологические особенности детей, поступающих a первый класс, проявляются уже в первые дни пребывания в школе, и выражаются в невнимательности, неусидчивости, быстрой отвлекаемости, неумении управлять своим поведением. Учителю важно помнить об этих возрастных особенностях и стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика, а не делать резких замечаний, не одёргивать.
Также способность некоторых учеников выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий, не является негативной чертой, а лишь проявлением возрастных и индивидуальных особенностей и отражением уровня «школьной зрелости» ребенка.
Еще одной возрастной особенностью первоклассников является его умение общаться со взрослыми и сверстниками. Новый коллектив, появление новых значимых взрослых влияет на коммуникативные и поведенческие навыки детей, требуя от учителя доверительного и мягкого тона, внимательного отношения и невербальных проявлений внимания и заботы (обнять, взять за руку). Такое поведение учителя снимает тревожность, повышает уверенность в себе, самооценку. Особенно недопустим авторитарный стиль общения с гиперактивными или наоборот, стеснительными детьми. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Следует отметить, что позитивное отношение учителя, не зависимо от учебных успехов, очень важно для первоклассника.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Особенно актуальным для первоклассников является включение в учебный процесс игры, что облегчает процесс смены ведущей деятельности детей 6-7 лет. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
Никогда не следует забывать, что первоклассник – это человек, находящийся на переломном этапе своей жизни, и его будущее зависит во многом от того, насколько уважительно к его особенностям, к его внутреннему миру в этот период будут относиться значимые для него взрослые, важнейшим из которых в начальной школе становится учитель.
Помните, что шестилетка - равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.
Список литературы:
- Нисская, А. К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2847
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8261.php
- Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/education21/issue/54103_full.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"
Первый урок для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....
Итоговый урок "Первый класс, первый класс, год назад ты принял нас...!"
1 класска ооренген чуулдеринге туннел кичээл...
Олимпиада по математике в первом классе. Первый этап.(В классе)
Часто дети в первом классе очень хорошо решают логические задачи, но чтобы понять, кто из детей впоследствии станет учстником олимпиад, я провожу мини-олимпиады в классе. Запущенный "пробный шар" прин...
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе...
Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!»
Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, творческие способности уча...
Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» (презентация)
Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» (презентация) ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, т...
Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"
Конспект первого урока в первом классе с презентацией "Правила поведения в школе"....