Развиваем мышление младших школьников
статья по теме

Виноградова  Яна Андреевна

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения – рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемые игровые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_myshlenie_mladshih_shkoln.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем мышление младших школьников.

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

В старшем дошкольном и младшем школьном возратсе мышление выдвигается в центр психологического развития ребёнка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психологических функций, которые под его влиянием интеллектуализируется и приобретают произвольный характер.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно -логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально - логические рассуждения детям ещё недоступны.

К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформулировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базовым образованием для развития мышления наглядно образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. У детей этого возраста уже должны быть элементы логического мышления. Именно на этом возрастном этапе у ребёнка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения – рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемые игровые приемы.

«Веселый счет»

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

 Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.


«План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

«Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.


«Древо мудрости»

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.


«Назови предметы»

Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: ''Овощи'', ''Мебель'', ''Одежда'', ''Растения'', ''Посуда''. Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

«Закончи слово»

Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.


«Закончи предложение»

Эта игра проводится аналогично игре ''Закончи слово'', только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик … Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами ''из-за того что'', ''потому что'': сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.


«Отгадай и назови»

Необходимо назвать слово по его значению.

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)

Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)

Детёныш овцы. (Ягнёнок)

Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

«Зашифрованное слово»


Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

«Слова с заданной буквой»

Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву ''п'';

б) оканчивающиеся на букву ''а'';

в) вторая от начала слова буква ''е''. Варианты могут быть разные.

«Продолжи ряд»

Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся – продолжить ряд слов, которые начал учитель и выявить признак.

  1. Чашка, стакан, коробка,….
  2. Книга, камень,…
  3. Шкаф, кубик…
  4. и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развиваем внимание младшего школьника"

Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.  Такое «приучение»  к  волевому сосредоточению  должно совершаться постепенно, при обдуманной доз...

Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентировать...

Как развивать речь младших школьников.

Работа по развитию речи в начальной школе...

Как развивать речь младшего школьника

Как развивать речь младшего школьника?Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов и...

Методическая разработка родительского собрания "Развиваем мышление младших школьников"

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса...

Развиваем внимание младших школьников

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взро...

РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о развитии эмоционального развития школьников во внеучебной деятельности...