Сказкотерапевтические занятия по адаптации первоклассников
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Урок был дан в рамках муниципального семинара: "Психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья" 2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапевтические занятия по адаптации первоклассников | 11.16 КБ |
Сказкотерапевтические занятия по адаптации первоклассников | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Cказкотерапевтические занятия по адаптации первоклассников
"Сказочные путешествия в лесную школу".
Пояснительная записка.
Жили были … Или в некотором царстве в тридесятом государстве… Каждый ребенок слушает эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Дети выбирают удобную позу, и слушают сказки.
Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно. Но наступает момент, когда ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Все это признаки школьной дезадаптации.
Проблема школьной дезадаптации может быть решена с помощью сказкотерапевтических занятий.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.
Исходя из этого, были разработаны профилактические занятия с первоклассниками в период их адаптации к школе с использованием коррекционных сказок М. Панфиловой.
Цель занятий: Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.
Задачи:
- Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Занятия проводятся периодичностью один раз в неделю с группой отобранных ребят численностью 10 человек. К каждому занятию можно подходить творчески и вносить свои изменения, учитывая специфику группы, или назревшую проблему. Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.
Все занятия имеют структуру сказкотерапевтических:
1-й этап. Ориентация. Знакомство.
2-й этап. Ритуал “вхождения” в сказку
3-й этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки. Анализ сказки.
4-й этап. Драматизация.
5-й этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).
6-й этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).
7-й этап. Резюмирование.
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
- Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
- Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
- Развить творческий потенциал и креативность.
- Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Предварительный просмотр:
Занятие 2. Знакомство с лесной школой.
Этап 1. Ориентация.
Цель: Включение в совместную работу. Эмоциональный настрой.
- Игра “Доброе утро”.
Когда я скажу слова “доброе утро” и назову кого-то из вашего класса, то те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете мне на приветствие.
- Игра “4 стихии”.
Цель: развитие внимания, памяти, крупной моторики и координации у детей.
Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать очередную сказку о Лесной школе.
Итак, четыре стихии – это “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”.
Если я скажу слово “земля” – руки опускаем вниз, “вода” – руки вытягиваем перед собой, “воздух” – руки вверх, “ огонь” – вращение кистями рук.
(Называю слова, дети выполняют движения.)
- Беседа о лесных животных.
Цель: Восстановить в памяти учащихся названия и образы лесных животных
Материалы, оборудование: фотографии разных лесных животных
Содержание:
Слова ведущего: Вы любите сказки! Я приготовила для вас очередную сказку, которая поможет вам лучше узнать школу и школьные правила.
Эта сказка о школе, но о необычной школе, ученики и учителя в ней не люди, а лесные животные.
Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Листья деревьев”.
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Материалы, оборудование: осенние листья деревьев по количеству детей.
Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. А попасть туда нам помогут листья волшебных деревьев. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы выберите себе тот листик, который вам больше понравится. Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, положите на него свою правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, каким школьником вы будете, как вы будете учиться, что будете делать в школе. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочный лес и сейчас послушаем сказочную историю.
Этап 3. Расширение кругозора.
- Чтение сказки.
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.
Материалы, оборудование: Текст сказки “Создание лесной школы”.
- Анализ сказки.
Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Содержание этапа:
Ведущий задает вопросы:
– Кто в лесной школе был учителем?
– Кто в школе отвечал за звонки?
– А кто был сторожем?
– А для чего сорока принесла колокольчик?
– А для чего нужен в школе звонок?
Молодцы! Все правильно поняли.
Этап 4. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Содержание этапа: Ведущий предлагает детям выполнить упражнение, которое называется “Живые деревья” и нарисовать рисунок “Лесная школа”.
- Упражнение “Живые деревья”.
«Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет,
называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превра-
тился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь -
как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем.
Давайте представим, что мы превращаемся в ...деревья. Кто в тонкую
березу, кто — в могучий дуб, кто — в яблоньку... Подумайте, в какое де-
рево вы хотели бы превратиться... Встаньте и представьте, что вы дере-
вья... Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки... (Все движения учитель делает вместе с детьми). Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колышутся... Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задрожали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят... Мы красивые, сильные деревья... Мы тянемся к солнышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми, машем листочками небу, облакам, солнечным лучам... А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся снова в мальчиков и девочек, а настроение у нас остается легкое и радостное! Пожалуйста, садитесь на места.»
- Рисунок “Лесная школа”.
Цель: закрепление представлений о лесной школе, развитие творческих способностей
Материалы, оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, аудиозапись со звуками леса
Содержание этапа: Детям предлагается нарисовать “лесную школу”, какую они представили во время прочтения сказки (звучит тихая музыка со звуками леса).
Этап 5. Интеграция.
Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.
Содержание этапа: Ведущий говорит: “ Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…”
– Что означают эти слова?
– Эти слова означают, что сказки чему-нибудь учат.
– А чему учит эта сказка?
– Эта сказка учит тому, что мечты сбываются, что все дети (даже звери) должны учиться, что в школе есть звонок, есть уроки и перемены для отдыха, в школу идут осенью, когда деревья наряжаются в желто-красную листву.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вы можете применить?
– Мы теперь школьники, и мы уже знаем, что такое школа, что там есть и какие правила там существуют. Все что рассказывалось в сказке о школе, все есть и в школе реальной.
Этап 6. Резюмирование.
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, сегодня мы с вами поприветствовали друг друга с помощью игры “Доброе утро”, «4 стихии», поговорили о лесных животных.
С помощью листьев волшебных деревьев мы попали в лесную сказку. Познакомились с главным героем сказки, узнали о том, как он стал учителем, как создавалась лесная школа.
Мы выполнили упражнение, побывав в образе разных сказочных деревьев. Каждый из вас нарисовал Лесную школу такой, какой её представил. Рисунки получились разные, интересные, как и вы сами. Это еще раз подтверждает то, что все мы – разные, и каждый по-своему представляем сказочные сюжеты.
Особенно интересными рисунки получились у следующих детей…(ведущий называет).
Сегодня вы многое узнали о школе. А именно, что в школу дети идут осенью, 1 сентября; что в школе есть уроки и перемены; есть светлые классы, в которых будут обучаться дети; ребята узнают о начале или конце урока с помощью школьного звонка.
Все это есть и в настоящей школе, в которой учитесь вы.
Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Листья деревьев”.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей, клей, плакат с нарисованным без листьев деревом
Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в сказку с дополнением. Ведущий говорит: “А теперь, возьмите каждый свой листик от дерева, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт возьмет каждый из вас с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.
Итак, мы с вами вернулись из сказочного леса. Листочки, которые у вас в руках мы приклеим на это нарисованное сказочное дерево, которое пока без листьев.
Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось! Листочки все разные, как и вы все, но находятся они на одном дереве, как и вы в одной группе. Посмотрите, листочки дружны между собой. Так и я хочу, чтобы вы все были дружными и сплоченными”.
Прощание.
Сказка «Создание "Лесной школы"»
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...
Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверят. Учитель Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в «Лесную школу» блестящий звонкий колокольчик.
— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? —
спросил у Сороки сторож Крот. — Ведь в школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина?! — удивился Крот.
- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.
- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.
- Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.
- Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.
- Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.
- Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают:
- Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.
- В школу, в школу! — шепчет березка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по адаптации первоклассников
Адаптационные занятия с первоклассниками. Групповая работа с детьми в начальной школе...
Открытое занятие по адаптации первоклассников « Я и мои друзья. Дружба ». Педагог – психолог Ларина О.Н.
Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.Задачи:Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.Повысить самооценку де...
Разработка психолого-педагогического занятия по адаптации первоклассников.
Начало обучения в школе – очень напряжённый период для детей, пришедших в первый класс, потому что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыду...
ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа"
Пояснительная запискаНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к ново...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению
Начало школьной жизни- серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требо...
Занятие по адаптации первоклассников
Это презентация к адаптационному занятию для первоклассников. Напралена на снятие эмоционального напряжения, усвоение школьных правил, помогает познакомиться учащихся друг с другом....