Психологическое сопровождение учащихся с патологическими чертами
статья (2 класс) на тему

Алексина Наталья Сергеевна

Из  опыта  работы  с так  называемыми  "трудными"  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aleksina.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья   Сергеевна  Алексина

педагог-психолог

ГБОУ    СОШ № 89,  г. Санкт-Петербург

Психологическое   сопровождение   учащихся  с  патологическими    чертами  характера.  Примеры   из  практики.

В   общеобразовательной   школе   обучаются   и  ученики  с  патологическими  чертами  характера.  Их    немного,  но  они  представляют   особо  трудную  категорию  для  учителей.  Причины  психопатических  и  истероидных  черт  характера   разные.

Наша  задача – понять  ребенка,  найти  с  ним  общий  язык,  создать  социальную  среду,  позволяющую  хотя  бы  в  рамках  школы  не  вызывать  аффективных  вспышек.

При  работе  с  детьми  всегда  учитываем  жизненные  обстоятельства.

Случай  1 – Диана Л.

С  первых  дней  пребывания  в  школе  девочка  обращала  на  себя  внимание  своим  поведением,  считалась  только  с  собой  и  своими  желаниями.  Если  что-то  было  не  по  ней -  закатывала  истерики,  даже  угрожала   прыгнуть  из  окна   2  этажа, где  находился  ее  класс.  Психолог   подключился  к  работе  с  девочкой  и  ее  семьей.   Как  выяснилось,   до  5  лет  девочку  очень  баловали,  особенно  отец,  которого  дочь  просто  обожала.   Попустительский  тип  воспитания  привел  к  тому,  что  чем  старше  девочка  становилась,  тем  сложнее  с  ней  было  общаться;  сами  родители  уже  не  могли  совладать  с  ней.  Девочка  начала  посещать  детсад  -  и  там  начались  серьезные  проблемы  в  общении.  У  матери    от  всего  происходящего  сдавали  нервы,  она  все  чаще  вместо  «пряника»  стала  использовать  «кнут»,  физически  наказывала  девочку.   У  ребенка  накапливалась  ответная  агрессия.  У  Дианы  изначально  были  и  проблемы  со  здоровьем,  органическая  недостаточность.  На  основе  имеющейся  предрасположенности  возникли  вторичные  отклонения,  чему  продолжали способствовать  неправильный тип  воспитания,  травмирующие  ситуации    дома   и  в  школе,  нарушения   межличностных  отношений  со  взрослыми  и  детьми.   А  тут  еще  родители  развелись – дополнительный  стресс  для  ребенка. Все  это  сформировало  у  девочки  чувство  ненужности,  отверженности,  озлобленности;  она  ненавидела  окружающий  мир,  потому  что  он  ненавидел  его.  В  школе  Диана  часто  впадала    в   аффективное  состояние,  неадекватно  себя  вела.

Что  было  предпринято,  чтобы  помочь  ребенку?

Работа  велась  по  всем  направлениям:  неоднократные  беседы-консультации  с  родителями,    с  учителями.  Ежедневные  индивидуальные  встречи  школьного    психолога  с  Дианой.

Личностная  особенность  Дианы – высокая  потребность  во  внимании  к  себе.  Если  данная  потребность  не  удовлетворялась – Диана  тут  же  демонстрировала  истероидные    реакции,  агрессию.  

Все  взрослые,  имеющие  отношение  к  девочке  пришли  к  соглашению -  при   общении    с  Дианой   тон  выдерживать  твердый,  но  спокойный,  без  раздражения.  Потребность   в   признании  удовлетворить  -  вовлечь  Диану  в  деятельность,  позволяющую  ей  проявить  себя,  добиться  успеха.  Такой  деятельностью  стал  спорт,  которым  увлекалась  девочка.  Она  стала  посещать  секции   тенниса  и  легкой  атлетики,  плавать  в  бассейне.  Учитель    старалась  повысить  статус  ученицы  в  коллективе  класса,  отмечала  даже  малейшие  успехи,  давала  поручения -  демонстрировала   расположение    к  Диане,  вовлекала    в  групповое  взаимодействие   (подготовка  к  праздникам,   дежурство   и  т.д.)

Психологом  проводилась  индивидуальная  психотерапевтическая  работа;  девочка  по  рекомендации  психолога  прошла  курс   реабилитации  в  клинике  неврозов.

Итог  длительной,  систематичной  работы  -  Диана    успешно  обучается  в  школе;   занимается   спортом.  Былые  проблемы  ушли  в  прошлое.  Учителя  не  жалуются.  Время  от  времени  психолог  встречается  с  мамой  девочки.

Пример  2 – Андрей  К.

Первый  из  двойни,   есть  сестра;  осложненные  роды.  Слабый  тип  нервной  системы.  Диагноз  по  медицинской   карте  - ММД.  Мальчик    наблюдался  невропатологом,  курсами  проходил   необходимое  лечение.  Интеллект  в  соответствии  с  возрастной  нормой.  Когда  детям  было  6  лет  -  трагически   погибает  отец.  На  плечи  матери  ложатся  все  заботы  по  обеспечению   детей.  С  самого  начала  школьного  обучения   у  Андрея  начались  проблемы  с  поведением.  Со  стороны    школьного  психолога   были  предприняты  попытки   объяснить  педагогу,  с  чем  связаны  индивидуальные  особенности  ребенка,  почему  ему   требуется   охранительный  педагогический  режим  с  учетом  возможностей  его  ослабленной  нервной  системы.   Но    неумеренная  подвижность  ученика,  его  импульсивное  поведение  раздражали    учителя.  Она    делала  постоянные  замечания,  одергивала,  критиковала.  Одноклассники  стали  относиться  к  Андрею  в  соответствии   с   демонстрируемым    отношением   учителя.  На  мальчика  сваливали  даже  те  нарушения,  в  которых  он  не  участвовал.   Все  чаще  со  стороны  Андрея  проявлялись     реакции  протеста  и  негативизма,   наблюдались  резкие  перепады  настроения.  Мальчик  часто  прибегал  в  кабинет  психолога,  где  находил  понимание  и  поддержку.  Психолог   приходил   в  класс,    с  целью   устранить   конфликтные  отношения;  на  классных  часах   обсуждались  проблемы   общения  со  сверстниками.   Но  через  какое-то  время   опять  что-то  случалось.  Однажды   у  Андрея   от   накопившейся   обиды   и  несправедливости    сдали  нервы.  Случился   аффективный  припадок,  да   такой  силы,  что    пришлось   вызвать  в  школу   детскую  психиатрическую  помощь.  Учитель  и  завуч    были  очень  напуганы и   перестраховались,  а  психолога  в  тот  момент  не  было  в  школе.  Общественное   мнение  работало  против  ребенка.

К  сожалению,  отношения  с  учителем  так  и  не  сложились,  педагог  не  смог  преодолеть  свое  неприязненное  отношение.  Посоветовавшись  с  психологом,   мать  перевела  сына  в  соседнюю  школу.  Мальчик  учится.  Смена   обстановки   повлияла  благоприятно.  Конечно,  сказываются  пробелы  в  знаниях.  Но   аффективных  вспышек    не  наблюдается.  В  коллектив  ребенок  вписался,  появился  круг   друзей.  Сестра  продолжает   обучаться    со  своим  классом,  передает  от  брата  приветы.

Пример 3  -  Максим  Ф.

Максим  сразу  обратил  на  себя  внимание –   соматически   ослабленный,  постоянно  хмурый,  отличался  низкой  работоспособностью (быстро  наступало  утомление,  внимание  рассеивалось);  испытывал  трудности  в  общении  со  сверстниками.  Мальчик   наблюдался  психологом  школы.  Были  регулярные  встречи  с  родителями  с  целью  обсуждения  проблем    ребенка  и  оказания  ему  помощи.  Максим  много  пропускал  по  болезни.  Да  и  в  школе  часто  жаловался  то  на  головную  боль,  тошноту  и  другие  явления   вегето-сосудистых  реакций.  Отсутствовал  интерес  к  учебе;  отрицательное  отношение  к    урокам  привело  к  низким  результатам.  Хроническая   неуспешность,  плохо  управляемое   поведение,  раздражительность,  взрывчатость    обусловливали  ссоры  и  потасовки   с  одноклассниками,  возникающие   по  незначительному   поводу.   В  кабинете    психолога    Максим  становился  другим -   впечатлительным, добрым,  открытым,  наивным.   В  игровых  занятиях  проявлял  смекалку,   сообразительность.    В  малых  группах    работал  продуктивнее.  Родителям  было  рекомендовано  проконсультироваться  в  районном  ЦМППС.  Ребенок  через  комиссию  был  направлен   в   другую    школу,  соответствующую   актуальным  возможностям  ребенка,   где   классы    малой   наполняемости.  Со  слов  его  бабушки  и  сестры  -  Максим   учится  успешно  («хорошист»),  чувствует  себя  комфортно,  нашел  приятелей.  Через  сестру,  которая  продолжает  учиться  в  нашей  школе,  передает  приветы  учителю,  психологу  и  одноклассникам.

Описанные   случаи  подтверждают  истину -    много  зависит    от  учителя,  от   социальной  ситуации,  в  которую  попадает   ребенок. Социальная  среда   может   лечить,  а  может   калечить.  Не   всем   так  называемым   «трудным»    детям  везет   встретить  понимающую,   терпеливую, доброжелательную    учительницу.  Учителя  тоже  разные: есть  педантичные,  излишне  рациональные,   формально  выполняющие  свою  работу,  а  есть  душевные, «теплые».  Недоучет    основных   принципов   и   приемов   педагогической  работы  с  детьми  вызывает  педагогические  ошибки,  которые  могут   усилить  патологические  черты  личности  ребенка.  К  педагогическим   ошибкам  относится  подчеркивание  недостатков  ребенка,  его  школьных  неудач,  пренебрежительный  тон   замечаний.  Недопустимы   насмешки   над   детьми.  Ошибочные  педагогические    приемы   могут     явиться  причиной  эмоциональных  потрясений,   могут    вызвать    возникновение   невропатических  реакций,  патологических  форм  поведения   в   форме   реакций  протеста,  уходов  из  школы,  суицидных   попыток.  Педагогический  аспект  психопрофилактических  мероприятий  является  во  многих  случаях  определяющим  и  ведущим.

Особого  внимания  требует  психологическая  атмосфера  в   классе.  Задача  учителя -  вовремя  заметить  распределение  ролей  в   классе,  незаметно  сделать  так,  чтобы  не   допустить  перекоса  в  отношениях,  отвержения  кого-то  из  учеников.  Несомненно,    педагог  обязан  следить  за  социально-психологическим  климатом   в  классе,  опираясь   на   помощь  психолога. Необходимо  учитывать  психологический  микроклимат   в   естественно  складывающихся  группировках  детей,   взаимоотношения  внутри  них  и   между  ними.   Целесообразно   учитывать  мнения  детей  друг  о  друге,  наличие  лидеров   в  группе  и  другие  социально-психологические  моменты.

Самое  сложное  в  работе  школьного  психолога -  добиться  установления  гармоничных  взаимоотношений  между  учениками,  учителями  и  родителями.  Несмотря   на  все  усилия  психолога, -   прийти  к  положительному  результату    далеко  не  всегда  получается.