"Возникновение агрессии у детей младшего возраста, как следствие жестокого обращения в семье".
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
•стремление привлечь к себе внимание сверстников;
Особенности семей агрессивных детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агрессия – это реакция на « неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку » ( Гиппенрейтер ).
За агрессивным поведением, как правило , прячется боль, разочарование , отверженность. Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми.
« Рисунок человека» (Петя 7 лет )
« Несуществующее животное» (Монстр, живёт в пещере, питается камнями)
«Моя семья»
Особенности семей агрессивных детей В таких семьях, чаще всего родители могут при ребенке оскорблять друг друга, не уважают, испытывают неприязнь. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, (например, могут ударить мать), а также поощряют в поведении своих детей агрессивные действия.
Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их достижениям в школе и в не ее. Дети не имеют четких обязанностей по дому. Поведение матерей часто противоречит ранее сказанному.
Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться ». П ровоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей (« с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
Так же провоцирует агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия . Мальчики испытывают агрессию в межличностных отношениях: учебе, спорте, личной угрозе. Девочки более бурно реагируют на недооценивание своих внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений. В возрасте 10-11лет у мальчиков и девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма агрессии как негативизм.
Основные понятия : Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Строптивость : носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке .
Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. Агрессивность - это социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как реакции в определённой ситуации. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то это - агрессивное поведение. Обесценивание взрослых : например, когда мать слышит от ребенка в свой адрес ругательное слово.
На вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» дети начальной школы отвечали: «Оскорблю, обзову также» – 100%, «Побью, дам в лицо» – 75%, «Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть» – 25%.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
П ринципы , на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы : – контакт с ребенком; – уважительное отношение к личности ребенка; – положительное внимание к внутреннему миру ребенка; – безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; – сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля .
Например: Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: « Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». А вот корректируя поведение ученика четвертого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.
Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности . Условно ребенку можно напомнить простую пословицу: «На злых воду возят» - и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в играх, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. - в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения . Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Принципы общения с агрессивными детьми для родителей 1 ) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия. 2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов .
3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы. 4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения. 5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
В воспитании выделяются два основных фактора, влияющие на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие: 1. Расположение родителей помогает преодолению агрессивности ребёнка. Выражается в умении слушать, тёплом общение, добром слове, ласковом взгляде. 2. Неприятие стимулирует детскую агрессивность. Характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к ребёнку.
Заметим, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Всего доброго!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агрессия – это реакция на « неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку » ( Гиппенрейтер ).
За агрессивным поведением, как правило , прячется боль, разочарование , отверженность. Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми.
« Рисунок человека» (Петя 7 лет )
« Несуществующее животное» (Монстр, живёт в пещере, питается камнями)
«Моя семья»
Особенности семей агрессивных детей В таких семьях, чаще всего родители могут при ребенке оскорблять друг друга, не уважают, испытывают неприязнь. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, (например, могут ударить мать), а также поощряют в поведении своих детей агрессивные действия.
Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их достижениям в школе и в не ее. Дети не имеют четких обязанностей по дому. Поведение матерей часто противоречит ранее сказанному.
Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться ». П ровоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей (« с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
Так же провоцирует агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия . Мальчики испытывают агрессию в межличностных отношениях: учебе, спорте, личной угрозе. Девочки более бурно реагируют на недооценивание своих внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений. В возрасте 10-11лет у мальчиков и девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма агрессии как негативизм.
Основные понятия : Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Строптивость : носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке .
Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. Агрессивность - это социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как реакции в определённой ситуации. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то это - агрессивное поведение. Обесценивание взрослых : например, когда мать слышит от ребенка в свой адрес ругательное слово.
На вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» дети начальной школы отвечали: «Оскорблю, обзову также» – 100%, «Побью, дам в лицо» – 75%, «Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть» – 25%.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
П ринципы , на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы : – контакт с ребенком; – уважительное отношение к личности ребенка; – положительное внимание к внутреннему миру ребенка; – безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; – сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля .
Например: Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: « Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». А вот корректируя поведение ученика четвертого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.
Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности . Условно ребенку можно напомнить простую пословицу: «На злых воду возят» - и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в играх, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. - в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения . Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Принципы общения с агрессивными детьми для родителей 1 ) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия. 2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов .
3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы. 4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения. 5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
В воспитании выделяются два основных фактора, влияющие на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие: 1. Расположение родителей помогает преодолению агрессивности ребёнка. Выражается в умении слушать, тёплом общение, добром слове, ласковом взгляде. 2. Неприятие стимулирует детскую агрессивность. Характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к ребёнку.
Заметим, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...
Методические разработки для родителей детей младшего возраста
методические разработки по темам: Темперамент ребенка и что с ним делать. Деские страхи. Маленкие агрессоры....
Родительское собрание «Жестокое обращение в семье»
Сегодня мы с вами начнем разговор о самой, на наш взгляд, злободневной проблемы, которая существует в школьной, детской и подростковой, среде – проблеме агрессивного поведения детей: с 1 класса мы наб...
ДОКЛАД Воспитание детей младшего возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который условиях...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей испытавших жестокое обращение в семье
Жестокое обращение в семье. Программа....
Агрессия у детей младшего школьного возраста.
Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.Правила поведения педагога с учащимся с агрессивным поведением....
Родительское собрание на тему: «Жестокое обращение в семье. Поощрение и наказание ребёнка»
Цель: Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей. Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что ...