Особенности воспитания одаренного ребенка в семье.
методическая разработка на тему

Аранова Лариса Очировна

Дети-пытливые исследователи окружающего мира.Эта особенность заложена им от природы.Ещё И.М. Сеченов писал о прирожденном и "крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка-безотчетное стремление понимать окружающую жизнь". Проблема одаренности ребенка актуальна. Объективное, с моей точки зрения, определение одаренности дал А.И.Савенков. Это пересечение трёх сфер:мотивация+интеллект+ креативность= одаренность. Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vospitaniya_odarennogo_rebenka_v_seme.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лицей № 7

Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

Автор: учитель начальных классов

Аранова Лариса Очировна

Саяногорск, 2013

Оглавление.

1.Введение. Актуальность проблемы.                                                                    стр.1

2.Семья одаренного ребенка                                                                                   стр. 1- 8
                   1.Способности детей.

                    2.Климат в семье.                                                                                 стр.6-7

                    3.Способности и умения, подлежащие развитию

                     у одаренных детей                                                                              стр.7-8

 4.Моя  программа по работе с одарёнными детьми

                    1.Методы работы с одаренным детьми.                                            стр.8-9

                    2. Методика «карта одаренности.

                     Анкетирование родителей и детей.                                                  стр.9-10

5.Заключение. Рекомендации по индивидуальной работе учителей                 стр.10                                           с одаренными детьми.

7.Литература.                                                                                                           стр.11


Особенности воспитания одаренного ребенка в семье.

1.Введение. Актуальность проблемы.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь».

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Недаром в нашей стране 3 апреля 2012 года Д.А. Медведевым (тогда президентом) принята «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Вот несколько выдержек из этого документа. « Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность…».

Мнения ученых по проблеме выявления одаренного ребенка противоречивы. Одни исследователи утверждают, что все дети — одарены, другие же считают, что одаренность - весьма редкое явление, и одаренных детей не более, чем 1-2% от всей популяции. Многие ученые занимают промежуточную позицию. Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, можно  предположить, что количество одаренных детей составляет не менее 15-25%.

Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что для меня самым объективным является определение одаренности ребенка А.И.Савенкова. Это пересечение трех сфер: мотивация + интеллект + креативность = одаренность.

2.Семья одаренного ребенка.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.

Одаренность ребенка необходимо, прежде всего, раскрыть и понять, но и не менее важно ее поддержать. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка.

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не  существует какого-то стереотипа одаренности -  каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно  родители - главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.   

Каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, упоминаемые родителями? Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, раннее осваивание счета, чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство, цепкую память. Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием, воображением, в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать, или считать) не следует переоценивать.

У одаренных детей есть и общая психологическая особенность (при всех индивидуальных различиях) – чрезвычайная активность ума, постоянная готовность его к напряжению, к деятельности. Тяга к тому, чтобы самому все испытать, изучить, проверить «на деле». Умственная активность их не просто очевидна, но словно бы ненасыщаема:  они не просто «усваивают умственную пищу», но и настойчиво требуют, ищут ее. Они стремятся к увеличению  и усложнению интеллектуальных задач, умственные усилия их эмоционально захватывают.

То, как ребенок делает открытие собственной одаренности, представляет огромный интерес для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с другими детьми, понимание собственного отличия происходит рано. У других осознание своих способностей впервые происходит в школе при сравнении себя с другими детьми.

Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и понимание того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные.

            Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается  в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.     

Тем, кто воспитывает одаренных детей необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки стремления преуспеть.

Когда, внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не таким, какого желают гордые родители. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения. Очень часто блеск таланта ослепляет родителей. Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей. Родительские оценки для ребенка – одновременно и награда, и мерило его самовосприятия и самооценки.

Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок.

Нередко одаренный ребенок делает быстрее и лучше что-то, чем другие дети. Это вызывает раздражение. Объясните малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим. Надо познакомить ребенка с другими детьми, которые столь же быстры, как и он.

          Более интеллектуально развитый ребенок часто склонен командовать сверстниками. Один из приемов, подходящих в таких случаях, это ролевая игра. Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой.

Есть родители, которые предпочитают не уделять внимания детским талантам. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для него они являются нормальными, они – неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей. Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете.

Родители одаренных детей должны стараться сделать жизнь детей более активной и интересной. Это совместные занятия, игры, помогающие ребенку найти и более полно раскрыть свои интересы. Они должны помогать детям пробовать себя в разных сферах: познавательной (составление гербариев, коллекции минералов), организаторской (распределение дел, ролей в игре, разрешение споров, подведение итогов), в прикладных видах деятельности (вышивание, выпиливании,  изготовление игрушек, украшение интерьера), в художественно – музыкальном творчестве, спорте. Родители должны подбирать ребенку литературу по интересующим его вопросам.

Отношения между ребенком  и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к  нему самому, и ко всему миру.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:

- отрицательное;

- игнорирующее;

- положительное;

- гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

Как родителям развивать одаренность детей? Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка.

Родители, семья для помощи своему ребенку должны:

1). Учитывать одаренность как сложное явление:

  1. учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
  2. создать условия для формирования у ребенка положительной отношения
    для полной реализации потенциальных возможностей;
  3. оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  4. формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

2).Семейные аспекты развития одаренных детей:

  1. организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;
  2. привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Хочу напомнить о  совершенно загадочном понятии, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях. Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче: Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод... (Мер. 13).

Что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Не оспаривая эти факты, хочу отметить, что хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет.

 И, наконец, самое важное для учителей и родителей - почему одни дети становятся одаренными, а другие - их большинство - все же нет?

Надо сказать, что одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился).

Главное, что объединяет всех, таких разных вундеркиндов, и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность. Иначе говоря, имение стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.

Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.

Кстати, с этой точки зрения проблема задатков одаренных детей становится не самой важной. Дело в том, что сейчас можно считать практически доказанным, что наш мозг работает с огромной недогрузкой. Резервы человеческого ума, неиспользованные его таланты всегда больше, чем то, что реализовалось, и уже используется. Цифры здесь приводятся разные. По одним данным, используется лишь 15-20% всех возможностей; по другим - еще меньше, не более 10%.. Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже даже считал, что познавательная потребность появляется раньше, чем такая важная потребность, как потребность в общении. Более того, этой потребностью природа наделила не только человека. Приведу хоть и забавный, но очень выразительный, имея в виду наш разговор об этой потребности, пример.

Речь пойдет о ... крысах. Психологи любят работать с этими зверьками прежде всего потому, что они очень умны и, скажем, некоторые лабиринтные задачи решают лучше, чем люди. Кроме того, они во многом похожи на людей.

С крысами провели следующий опыт. В большой лабораторной комнате для них выстроили необыкновенный домик, где было все для райской жизни: комнаты для общения, для спортивных упражнений, естественно, лучшая еда (а люди давно имеют дело с крысами и знают их вкусы). Партнеры тоже менялись: надоели одни - вот вам другие;много вас - уменьшим количество, мало - увеличим. Зачем же создавались такие условия для крыс? Дело в том, что в этом замечательном домике была дверь, которая позволяла покинуть этот рай. Это была очень легкая дверь, которую любая крыса, слегка разбежавшись, свободно могла открыть. Вела эта дверь в обычную лабораторную комнату, где, однако, была полная неизвестность и совсем не было этих благ. Задача у психологов была такая: сделать, чтобы крысам было так хорошо в домике, чтобы из этого рая им уже никуда не хотелось.

И крысам, очевидно, очень нравилось жить в таких условиях, судя по тому, как усиленно они размножались и всячески развлекались. Но какая-то часть крыс, несмотря на все это, все же подбегала к таинственной двери, пищала от страха и выбегала прочь из этого рая. Когда стали крыс метить, то оказалось, что это делают одни и те же крысы, с пониженным уровнем страха и, соответственно, с повышенным уровнем познавательной потребности. Кстати, большинство из них были самцами.

Любой ребенок может при нормальных, благоприятных обстоятельствах стать таким нормально одаренным, но вся беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех.

Есть вещи, которые не очень зависят от родителей и учителей, даже самых лучших. Скажем, сейчас трудно, а может, и невозможно обеспечить будущей маме, а потом и ребенку экологически чистое и полноценное питание, медицинское обслуживание нужного качества и т. д. Но чего пока нельзя, того нельзя. Однако даже в том, что зависит от самих родителей и только от родителей, многое из них делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребенка, в частности подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.

Надо с самого начала сказать, что ребенок, которому не хватает любви, имеет не так много шансов вырасти полноценным, нормальным, а значит, одаренным. Но дальше к этому серьезному обстоятельству присоединяются и другие. Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это - своего рода родительское преступление: до 6 лет категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен. Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребенок не может и ни в коем случае не должен - он должен играть с ней как можно более активно.

С этой точки зрения, интересен опыт японской народной педагогики. Там, конечно, никогда в жизни не накажут ребенка за сломанную игрушку. Помимо названных, есть еще немало способов, с помощью которых родители достаточно успешно воюют с познавательной потребностью. Тут и разорванное внимание, очень рано с помощью родителей формирующееся у детей, и принуждение к чтению, вообще к мыслительной работе, которая с самого начала рассматривается исключительно как долг. Учиться - это для ребенка долг. Что может быть ужасней, особенно для маленького ребенка? Это отсутствие всякого интереса к вопросам ребенка, в том числе и познавательного характера. Это и наказания за исследовательскую деятельность (сломанную игрушку, например), и неизвестно откуда взявшиеся педагогические предрассудки - не баловать ребенка (в результате чего лишний раз показать ребенку, что его любят,- значит баловать). И еще много чего... Всего этого было бы достаточно, чтобы уничтожить познавательную потребность в самом зародыше, однако у родителей припасены еще более действенные, своего рода стратегические средства. Важнейшее из них - это, конечно, климат в семье. Я давно обратила внимание на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: как мы уже выяснили, у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семье, в системе ее основных ценностей. Мы все живем трудно, у всех на уме, как прожить, однако и в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы. Расскажу об одном весьма поучительном эксперименте.

У детей 8-9 лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести вместе с мамами. Проходил он несколько необычным образом. В большой комнате было собрано много игрушек, машинок, книг, альбомов, компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили подождать - примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была одна тайна - огромное, во всю комнату зеркало. Конечно, это было не простое зеркало, а так называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые, это обыкновенное зеркало, однако, с обратной стороны оно прозрачное, т. е. это обыкновенное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать за тем, что происходит в комнате, что делают мама с ребенком. Как уже говорилось, их просили подождать немного, причем специально указывали, что можно вести себя достаточно свободно, т. е.- делать то, что нравится. При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, т. е. дверь не будет закрыта (создавалась ситуация, когда неэтичность подглядывания за испытуемыми снималась). И вот эксперимент начался. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному, и все различия можно было уложить в четыре основные стратегии. Первая - мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру и т. д. Это прямое воспитательное воздействие - такова стратегия. Вторая - мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного (что за машинки, что за странные игрушки?) и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате - Назовем эту стратегию - возложение ответственности. Третья - мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. Это - стратегия, условно говоря, саморазвития. И, наконец, четвертая стратегия - самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался чем-нибудь заняться (сломаешь, порвешь), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится. Вопроса нет, что именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а значит, способностей. Действительно, оказалось, что у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские (кукла Барби или жвачка с картинкой). Однако какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети были у мам с третьей стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов картина была не неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он - главный досуг, почти стопроцентная. Интересно было поближе познакомиться с мамами со второй стратегией (которые бежали к экспериментатору за помощью - что им делать). Оказалось, они считают, что воспитывать их ребенка должны специально для этого обученные люди, и с большой охотой отдают своих детей в разного рода группы развития (всякие Светлячки да Роднички). Надо сказать, что все эти группы - художественного, эстетического, раннего развития - несомненно, хорошее дело, но это все же дополнение к семейному воспитанию, но никак не замена его.

В чем смысл работы с одаренными детьми?

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.способствовать развитию каждой личности; 2.довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; 3.способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.                  

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

1. Познавательные способности и навыки

- Владение большим объемом информации.

- Богатый словарный запас.

- Перенос усвоенного на новый материал.

- Установление причинно- следственных связей.

- Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

- Умение делать выводы.

- Умение интегрировать и синтезировать информацию.

- Участие в решении сложных проблем.

- Организация информации.

- Умение улавливать сложные идеи.

- Умение замечать тонкие различия.

- Чувствительность к противоречиям.

- Использование альтернативных путей поиска информации.

- Анализ ситуаций.

- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

- Умение предвидеть последствия.

- Умение рассуждать.

- Построение гипотез.

- Применение идей на практике.

- Способность к преобразованиям.

- Критичность в мышлении.

- Высокая любознательность.

2.Творческие способности

- Способность рисковать.

- Дивергентное мышление.

- Гибкость в мышлении и действиях.

- Быстрота мышления.

- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

- Богатое воображение.

- Восприятие неоднозначных вещей.

- Высокие эстетические ценности.

- Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

- Реалистическая Я-концепция.

- Уважение к другим.

- Эмпатическое отношение к людям.

- Терпимость к особенностям других людей.

- Склонность к самоанализу.

- Терпимое отношение к критике.

- Готовность делиться вещами и идеями.

- Настойчивость в выполнении задания.

- Независимость в мышлении и поведении.

- Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

- Соревновательность.

- Чувство юмора.

- Чуткость к анализу нравственных проблем.

- Уверенность в своих силах и способностях.

- Внутренняя мотивация

Задачи для учителя.

  1. выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
  2. проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
  3. произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  4. предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  5. воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  6. поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Я работаю с учащимися и их  родителями для выявления одаренности так:

1.Провожу родительские собрания, посвященные как проблеме одаренности, так и исследовательским работам учащихся.

2. Дети выступают на родительских собраниях и перед сверстниками со своими работами. За последние три года это: Куллин Игорь, Гаршина Алина - 3 работы, Васильчук Кристина, Дурыманова Соня, Кранчев Дима – 2 работы.

3.Провожу индивидуальные беседы с родителями и детьми.

 4.Предлагаю детям самим найти темы для классного часа. В этом году классные часы провели Шутова Таня, Дурыманова Соня с темой об искусстве, Гаршина Алина с работой «Неизвестные материалы»

4.Делюсь с родителями и учащимися литературой по нужной теме.

5. Мои дети участвуют в олимпиадах и соревнованиях. В 2012 г.-призеры в инт. марафоне по рус. яз Гаршина Алина, по математике-Кинсфатор Яна, в декабре прошлого года в командной игре интеллектуально-личностный марафоне «Твои возможности-2013» в г.Черногорске-мои учащиеся - призеры. В этом учебном году Гаршина Алина победитель школьного конкурса среди выпускных классов по математике «Поле чудес». В 2012 г. командой победили в школьном конкурса среди выпускных классов КВН по русскому языку. В этом учебном году Черноусова Настя победитель городского конкурса рисунков «Юные таланты за безопасность». В этом учебном году Амельчаков Глеб  победитель городского конкурса поделок «Саяногорские Осенины» в номинации «Яркая композиция».

6.Для выявления одаренности провожу тестирование учащихся и их родителей.

7. Посещаю семьи  всех детей.

8. Привлекаю родителей к проведению праздников и других мероприятий в классе и Лицее. Например, благодаря этому у нас 4 года подряд первые места в ежегодных конкурсах из природных материалов. Новогодние утренники у нас переходят в класс, где детей встречают родители в образах  героев сказок и приключений.

В своем классе я провела тестирование среди родителей и учеников.

Методика «карта одаренности»

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная диагностическая. С ее помощью можно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности, и определить какой вид преобладает у него сейчас.

Вторая функция - развивающая. Её можно рассмотреть как программу дальнейшего развития ребенка.

Я провела анкетирование и получила такие результаты развития у ребенка типов одаренности:

1. интеллектуальная 2

2. творческая 5

3. академическая (научная)1

4. художественно-изобразительная 6

5. музыкальная 5

6. литературная 4

7. артистическая 6

8. техническая 7

9.  лидерская 7

10. спортивная 9

Анкетирование родителей и детей с целью определения  склонности ребенка к определенному типу одаренности:

                                                                                                        Родители           дети                          

1. математика и техника                                                                    8                         8

2.гуманитарная сфера                                                                        4                         9

3. художественная деятельность                                                      11                       8

4.физкультура и спорт                                                                       7                         7

5. коммуникативные интересы                                                         10                       7

6. природа и естествознание                                                              4                        8

7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию                 1                        5

Необходимо было учитывать, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть хорошо выражены. При этом у ряда детей наблюдаться отсутствие склонностей к каким – либо сферам. Данная методика может активизировать работу с родителями. Интересным было сопоставить ответы родителей и детей.

Существует ряд советов родителям в воспитании ребенка, который открывает себя:

  1. Проанализируйте свою собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.
  2. Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а одаренные – особенно.
  3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень  развитым ребенком не является наиболее эффективным путем к пониманию.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являться признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

 Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб. Отношения между ребенком  и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к  нему самому, и ко всему миру.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих.

 Литература:

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4

2. Воспитание одаренных детей в семье. Материалы интернет ресурса: http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/

3. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.

4. Лозовая Е.В.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как здоровьесберегающий аспект. Методист. 2012.№4

5. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

6.Методические рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Формирование системы работы с одаренными детьми. Министерство образования и науки Республики Хакасия. Абакан.2008г.

           7.Образование. Журнал. № 4 1999г.

           8. Савенков. А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.Сентябрь.2001.

           9. В.С. Юркевич. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Особенности личности одаренного ребенка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

«Особенности эмоциональной сферы ребенка в семьях с разным типом взаимодействия»

Актуальность изучения супружеских взаимоотношений и их влияния  на формирование личности и эмоциональную сферу детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и ...

Советы по воспитанию одаренного ребенка

Советы Дэвида Льюиса по воспитанию одаренного ребенка...

Самостоятельная работа на тему: «Воспитание одаренного ребенка в семье»

Самостоятельная работа на тему: «Воспитание одаренного ребенка в семье»                              ...

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка....