Развитие мотивации учебной деятельности и самопознания детей с ОВЗ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Программа
Коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов V, VII вида.
«Развитие мотивации учебной деятельности и самопознания детей с ОВЗ».
Составитель: педагог-психолог
Севостьянова Е.А.
Санкт-Петербург
2015 год
- Пояснительная записка.
В настоящее время мотивация рассматривается как одна из основных движущих сил учения. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения детей в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Поэтому развитие мотивации к познавательной деятельности и самопознанию в частности необходимо начинать в процессе обучения ребенка в начальной школе, закладывая зону ближайшего развития этого процесса для подросткового возраста. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивации учебной деятельности и самопознания звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально. Очевидно, что без ориентации на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию. Учебная мотивация детей с ОВЗ часто бывает снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Задержка психического развития (ЗПР), интеллектуальная недостаточность сильно тормозят развитие познавательного интереса. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, осложняют процесс обучения и усвоения учебного материала, делая его чрезмерно трудным для ребенка. У детей с ОВЗ длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах, но и здесь дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры с правилами, запретами. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети со сложным дефектом прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы по формированию учебной мотивации, мотивации самопознания обучающихся, развитие у них пытливости ума и любознательности. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
- Теоретико-методологическое обоснование.
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.
Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний, другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.
Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
- ребенок хочет учиться в школе и переживает при отсутствии такой возможности;
- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
- сформирована широкая полимотивация учения;
- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
- Цель программы:
Формирование мотивации учебной деятельности и самопознания детей с ОВЗ.
Задачи программы:
- становление и удержание внутренней позиции ученика;
- развитие мотивации к обучению в школе и усвоению новых знаний;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
- повышение уровня самосознания учащихся, самооценки;
- формирование положительного эмоционального фона, снижающего чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
- развитие рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
- Принципы построения программы:
- Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
- Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
- Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
- Деятельностный принцип – формирование положительной мотивации учебной деятельности проходит в процессе развития познавательных способностей ребенка, навыков индивидуальной работы и сотрудничества в коллективе.
5. Формы работы при реализации программы.
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников:
- групповые занятия;
- индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику мотивации к обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Время проведения занятий:
Систематический курс (два раза в неделю) по развитию мотивации учебной деятельности и развитию познавательных процессов обучающихся. Количество занятий – 34, продолжительность по 40 минут.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала,
- наглядность обучения,
- цикличность построения занятия,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
- игрового преподнесения заданий;
- создания положительного образа школьника;
- подкрепление положительного отношения к школе;
- закрепления образцов ролевого поведения;
- формирования чувства уверенности в роли ученика.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
- возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;
- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Результаты работы по формированию учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.
6. Структура программы:
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки, которая направлена на активизацию мыслительной деятельности. Продолжительность – 5минут.
II. Основная часть включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы. Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Список литературы
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
21. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
26. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
27. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
28. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
29. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
30. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
31.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: при-чины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
32. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
33. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
34. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
35. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
36. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Кишинев, 1986.
37. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
38. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
39.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
Приложение 1.
Тематическое планирование 1 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности. | 1 |
Раздел 1. «Я - школьник». | ||
2 | Я умею управлять собой | 2 |
3 | Я умею преодолевать трудности | 2 |
4 | Я умею слушать других | 2 |
5 | Я умею учиться у ошибки | 2 |
6 | Я умею быть доброжелательным | 1 |
7 | Я умею делать задания вместе с другими | 2 |
8 | Я умею слышать мнение другого | 1 |
9 | Я учусь решать конфликты | 1 |
10 | Я умею разрешать конфликты | 1 |
Раздел 2. «Хочу все знать о себе». | ||
11 | Радость. Что такое мимика и жесты? | 1 |
12 | Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1 |
13 | Грусть | 1 |
14 | Страх. Как его преодолеть | 1 |
15 | Гнев. С какими чувствами он дружит? В чем его польза? | 1 |
16 | Обида | 1 |
17 | Я и мои чувства | 2 |
18 | Я и мой характер | 2 |
19 | Я и мое мышление | 2 |
20 | Я и моя память | 2 |
21 | Я и мои способности | 2 |
22 | Я и мое внимание | 2 |
23 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 2 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности. | 1 |
Раздел 1. «Я и другие». | ||
2 | Мы рады встрече | 1 |
3 | Вспомним чувства | 1 |
4 | Понимаем чувства другого | 1 |
5 | Мы испытываем разные чувства | 1 |
6 | Качества людей | 1 |
7 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 2 |
8 | Хорошие качества людей | 1 |
9 | Кого называют «доброжелательным человеком»? Трудно ли им быть? | 1 |
10 | Я желаю добра ребятам в классе | 1 |
11 | Какие качества нам нравятся друг в друге | 1 |
12 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 2 |
13 | Каждый человек уникален | 1 |
14 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 |
15 | Какой я? | 1 |
16 | Какой ты? Учимся договариваться | 2 |
Раздел 2. «Я в школе». | ||
17 | Школьные трудности | 2 |
18 | Я и мои чувства | 2 |
19 | Я и мой характер | 2 |
20 | Я и мое мышление | 2 |
21 | Я и моя память | 2 |
22 | Я и мои способности | 2 |
23 | Я и мое внимание | 2 |
24 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 3 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности. | 1 |
Раздел 1. «Я и другие». | ||
2 | Мы рады встрече | 1 |
3 | Кого можно назвать фантазером? | 1 |
4 | Я умею фантазировать! | 1 |
5 | Мои сны! | 1 |
6 | Я умею сочинять! | 1 |
7 | Мои мечты | 1 |
8 | Фантазии и ложь | 1 |
9 | Что такое лень? | 1 |
10 | Что такое сотрудничество? | 1 |
11 | Я умею понимать другого | 1 |
12 | Я умею договариваться с людьми | 1 |
13 | Мы умеем действовать сообща | 1 |
14 | Что такое коллективная работа? | 1 |
15 | Я и мои друзья | 1 |
16 | Настоящий друг | 1 |
17 | Умею ли я дружить | 1 |
18 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 |
19 | Ссора и драка | 1 |
Раздел 2. «Я в школе». | ||
20 | Я - третьеклассник | 1 |
21 | Я и моя школа | 2 |
22 | Я и мой учитель | 2 |
23 | Как справляться с «Немогучками»? | 1 |
24 | Я и мое мышление | 2 |
25 | Я и моя память | 2 |
26 | Я и мои способности | 2 |
27 | Я и мое внимание | 2 |
28 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности. | 1 |
Раздел 1. «Я и другие». | ||
2 | Кто я? Мои особенности и возможности | 2 |
3 | Как я изменился летом? | 1 |
4 | Расту=взрослею? | 1 |
5 | Мои интересы | 2 |
6 | Мой путь к успеху | 1 |
7 | Мой внутренний мир | 2 |
8 | Уникальность внутреннего мира | 1 |
9 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 |
10 | Мои друзья – девочки и мальчики | 1 |
11 | Мое детство | 1 |
12 | Мое настоящее | 1 |
13 | Мое будущее | 1 |
14 | Моя будущая профессия | 1 |
Раздел 2. «Я в школе». | ||
15 | Мой класс | 2 |
16 | Мои одноклассники – какие они? | 1 |
17 | Какие ученики мои одноклассники? | 1 |
18 | Лидерство в классе | 1 |
19 | Конфликты в классе | 1 |
20 | Взаимопомощь в классе | 1 |
21 | Я и мои интересы | 1 |
22 | Я и мое мышление | 2 |
23 | Я и моя память | 2 |
24 | Я и мое внимание | 2 |
25 | Мое близкое будущее – 5 класс | 1 |
26 | Что нового меня ждет в 5 классе | 1 |
27 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации учебной деятельности школьников младшего возраста
Сообщение на педсовете...
Развитие мотивации учебной деятельности на фронтальных уроках у младших школьников с нарушением слуха.
При поступление в школу в жизни ребенка происходит переломный момент, на смену игровой деятельности приходит учебная. Появляются новые системы отношений, новые обязаности и права. Учебная деятельность...
Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и бо...
Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.
Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников....
Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников
Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников...
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...