Статья"Готовность к школьному обучению"
статья ( класс) по теме

Струнина Елена Алексеевна

Статья о готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_shkolnoy_zhizni.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, и реализация этой задачи должна осуществляться в этом ключе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Интеллектуальная. Необходимо формировать у детей знания, умения, навыки.

Но этого еще не достаточно для того, чтобы ребёнок овладел программой современной школы. Стремление родителей повысить уровень умственного развития своего ребёнка за счёт “натаскивания”,их всевозможными знаниями зачастую ведёт к совершенно обратному результату. У такого “энцеклопедически” развитого ребёнка чаще всего отсутствует сформированность элементарных понятий, снижена знаковая функция мышления, недостаточно развито воображение. Следовательно, преждевременные знания могут не только помогать, но, чаще всего, мешать психическому развитию детей. Чрезмерное внимание к формальному интеллекту в раннем и дошкольном возрасте препятствует развитию воображения, которое, как установлено исследователями, является генетически исходным по отношению к мышлению и тем самым служит наиболее важным показателем уровня личностного созревания.

Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, уметь самостоятельно делать выводы (умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

· дифференцированное восприятие;

· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

· рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

· логическое запоминание;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Обладание этими умениями и обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной

Мотивационная – желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремлениеосвоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемых школой. Анализ анкет родителей показал, что не все родители готовы к поступлению их ребёнка в школу. Психологический настрой родителей – чрезмерная тревожность, а также беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности. Тяга ребёнка учиться в школе велика и естественна. Однако нередко встречаются дети, которые боятся идти в школу, причиной этому являются взрослые: “Ты же двух слов связать не сможешь. Как ты в школу пойдешь?”, “Ты снова ничего не знаешь. Как ты будешь учиться в школе? Одни двойки будешь получать”. Это очень опасно, особенно по отношению к тревожным, неуверенным в себе детям. У таких детей уже сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придется уделять учителю, чтобы изменить эту установку, вселить веру в собственные силы, завоевать любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать это. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника даже при относительно высоком уровне интеллектуального развития он будет учиться очень не ровно .

Коммуникативная – умение устанавливать контакт с учителем, сохранениечувства дистанции, умение войти в детский коллектив. С поступлением в школу изменяются и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило строже, чем воспитатель. И дома к нему относятся уже по-другому: как к человеку, у которого есть своя “работа”, обязанности и права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых детей, с которыми он будет учиться и проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать с взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Учёными доказано, что возможность принятия учебной задачи зависит от характера отношений ребенка к взрослому, точнее, от того, как ребенок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающемуся к нему взрослому. Ребенок должен правильно воспринимать учителя, его действия и слова. Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителя: дети либо относятся к нему примерно также, как к воспитателю или своей маме, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств.Подобно тому, как ребенок общается с взрослым, уровень произвольности в общении с сверстниками тоже должен присутствовать.

Эмоционально-волевая  – умение управлять своим поведением, произвольнаярегуляция внимания, эмоциональная устойчивость,. С поступление в школу ребенка ждет напряженный труд, ему придется долго сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания, что не так-то и легко, когда на улице другие дети играют в мяч, в сумке лежит новая игрушка, нужно срочно поговорить с соседом по парте. А чтобы от этого отказаться нужно приложить волевое усилие, а это не легко. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Физическая готовность. Понятие «физическая развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, поэтому следует отметить, что физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человек определенной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

 Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей.        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Статья:\'\'Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению....