Методика "Лесенка"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Хекилаева Зарина Эльбрусовна

Методика «Лесенка»

 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция:   «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие детки – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть».   «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?».

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_lestnitsa.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция:   «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие детки – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть».   «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?».

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ТИП САМООЦЕНКИ

  1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

Завышенная самооценка

Адекватная самооценка

Заниженная саооценка

  1. После некоторых раздумий и колебаний ставит себе на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
  1. Обдумав задание, ставит себя на 2ю или 3ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
  1. Ставит себя на нижней ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают:  «Не знаю».  Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наоборот.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям  младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7 лет становятся уже более реалистичной, в привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОТКЛОНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.