Этапы формирования детского коллетива
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этапы формирования детского коллектива.
От умения классного руководителя правильно определить этапы развития коллектива и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности зависит успешность воспитательной системы класса. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива.
На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «Мы », апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива.
Призыв классного руководителя «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за друга лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняющих и поддерживающих большинством членов коллектива.
Для четвертого этапа характерны две тенденции:
Первая- постараться сделать так, чтобы лучшее жизни класса стала достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»);
Вторая- поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.
И наконец показателем эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса;
- проявление индивидуальности ( «лицо») классной общности.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
-методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В своей работе я использовала такие формы работы как:
- Информационные часы («Есть мудрые книжные полки», «Красная книга –книга памяти Родины»,
- «Лучшие друзья на свете –страны моей хорошие соседи»)
- Экскурсии («Любимый город- Санкт-Петербург»)
- Тематические кл.часы
- Праздники( «Новогодний огонек», « 8 марта» и др.)
- Круглый стол
- Викторины
- Выпуск листовок (по ПДД,ОСВОД и др.)
- Беседы на тему:
-правила поведения при пожаре в школе
-правила поведения учащихся на дорогах («Безопасный путь домой», «Внимание! дорога!», «Случаи ДТП с детьми в районе и в городе», «Правила безопасности во время каникул», «Дорожные знаки», «Осторожно, дети! », « Как рождаются опасные ситуации на дорогах»)
- Конкурсы рисунков
- Практические – занятия(оказание первой помощи,эвакуация из здания школы,)
- Игры на свежем воздухе. «Взятие снежной крепости.»«Веселая лыжня»Веселые старты.
- Динамические паузы.
- Спортивные соревнования
«А ну-ка, мальчики!»
«А ну-ка, девочки!»
«Я, ты, он, она,- вместе дружная семья» (Игры народов мира)
« Зов джунглей»
«От улыбки радуга проснется
«Вперед, кладоискатели!»
«Русская деревня» (разучивание народных игр)
«Игра путешествие по парку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы формирования навыка письма"
В данном материале раскрываются этапы формирования навыков письма....
Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапов формировании УУД
Стресс вызывает не новое, а неизвестное. Для избавления чувства тревожности, напряжённости необходимо вникнуть и разобраться со всеми главными моментами в модернизации образования....
Этапы формирования детского коллектива в группе продленного дня.
Мы учим ребят делить радости и неприятности, удачи и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и со...
Протокол областного этапа Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета 2019"
Учащиеся моего класса принимали участие в разных номинациях конкурса. Но победу принес отрывок из спектакля "До свиданья, Овраг!" В его постановке принимали участие ребята из 1-4-х клас...
Организация и проведение I этапа Всероссийской детско-юношеской военно-патриотической игры «Зарница» на базе образовательного учреждения.
Выступление на региональной конференции...
Этапы развития детской речи.
Этапы развития детской речи: от 4 до 7 лет....
Приказ №262 от 06.04.2020 "Об участии в муниципальном этапе конкурса детских рисунков "Безопасный труд глазами детей"
Приказ №262 от 06.04.2020 "Об участии в муниципальном этапе конкурса детских рисунков "Безопасный труд глазами детей"...