Психологическая диагностика
консультация на тему
Материалы для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.diagnostika.doc.doc | 72.5 КБ |
5.prilozhenie_4_lesenka.doc | 20 КБ |
6.prilozhenie_5_asv_oprosnik.doc | 250.5 КБ |
7.prilozhenie_6_metodika_pari.pdf | 127.05 КБ |
3.prilozhenie_3_glozman.pdf | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа психодиагностики педагога-психолога
Современный этап развития общества знаменуется нарастанием социально-психологической напряженности, связанной как с современными тенденциями развития общества в целом (ускорение темпа жизни, увеличение информационного потока, дегуманизация общества), так и с экстремальными ситуациями (катастрофы, стихийные бедствия, терроризм). Эти тенденции сопровождаются нарастанием кризиса в сфере семейных, детско-родительских отношений, все больше осложняется развитие ребенка и его адаптация в обществе. В последние десятилетия для детской психологии стало актуальным не только исследование грубой патологии, приводящей к выраженной дезадаптации, но, как и в психиатрии, наметился поворот к исследованию малых расстройств, пограничных состояний (Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. , 1994; Белокрылова М.Ф.; Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Илларионова О.В., 2002). Особенно значимо, что подобные исследования востребованы, прежде всего, практикой - обществом и общественными институтами. (Зайцев C.B., 1991; Пряжников Н.С., Пряжникова Н.Ю., 1994; Залевский Г.В., 1996; Краснорядцева О.М., 1999; Варга А.Я., Северный A.A., 1999; Поливанова К.Н., 1999; Каган В.Е., 2000, Венгер А.Л., 2003).
Психодиагностика детей младшего возраста
Психодиагностика ребёнка в младшем возрасте — одна из центральных задач психологов. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов в данном возрасте негативно влияет на образ жизни ребёнка, вызывая в будущем различные нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: "ребенок – предмет – взрослый".Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с помощью родителя и будет заниматься ребенок. В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». «Я сам» - главная составляющая кризиса трех лет. Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи. Основная задача психодиагностики в младшем возрасте является выявление нарушения в развитие и формирование личности ребенка, помощь в формировании образа собственного «Я» и развития «предметности» у малыша. Своевременная психодиагностика поможет родителям правильно воспитывать малыша и стать ему зрелой личностью в будущем Психодиагностика детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимы родителям и для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания у детей. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития. Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз. В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:
Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения. К 4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры. К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. Дети - дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание. Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место. Произвольность в возрасте 5-6 лет все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка. Мировоззренческие представления. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия это представления субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно - личностному общению и сюжетно-ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания. Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:
Психодиагностика детей младшего школьного возраста Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель - «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов. К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностическиеситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически в полнее доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6 летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребёнком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценивать реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком. Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6- 7 летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью ещё готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребёнка – дошкольника. Если такому ребёнку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но мало интересный для него серьёзный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справиться с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребёнку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими. Система психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристик их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, в том числе и интеллектуальных способностей . На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах с 1 по 4 включительно. Психодиагностической оценки в рамках данного возраста подлежат: общая ориентация детей в окружающем мире, отношение ребёнка к обучению в школе, внимание, память, мышление, речь, особенности эмоционально-волевой сферы, личностные качества, особенности детско-родительских и межличностных отношений. |
Психодиагностика детей с нарушениями в развитии
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья. Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретических представлениях об аномальном развитии. Эти представления отражены в трудах Л.С.Выготского, В.И. Лубовского, В.В.Лебединского и др. Согласно этим представлениям, у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Этот процесс у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью. Психическое развитие ребенка, формирование его личности тесно связаны с процессами обучения и воспитания. Отечественные психологи (А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев) указывали, что физиологической основой высших психических функций являются функциональные системы совместно работающих зон коры головного мозга. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребенка, постепенно приобретая характер прочных межфункциональных связей. В исследованиях физиологов и психологов показано, что зрелость отдельных функциональных систем на определенных этапах развития не одинакова: одни системы уже сформировались, другие только начинают формироваться. В этом и заключается принцип гетерохронности — неодновременности развития функциональных систем. Каждая функциональная система и даже отдельные ее звенья имеют собственную, особую программу развития, но работают как единое целое. Интегративная деятельность коры головного мозга определяет теснейшее взаимодействие различных функциональных систем, их взаимообусловленность. Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка. В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития: – дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие); – с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие); – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; – с тяжелыми нарушениями речи; – с задержкой психического развития; – умственно отсталые; – с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы; – с нарушениями поведения; – со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения. Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения. Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе. Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.
|
Методики и тесты используемые в диагностике
В диагностике дошкольного и младшего школьного возраста мы используем проективные рисуночные тесты «Рисунок человека», «Моя семья», «Несуществующее животное», Гомункулус.
«Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
«Рисунок Моя Семья» см. интерпритацию по С.Л. Венгер.
«Гомункулус» см. А.В.Семенович
Диагностический блок на исследование высших психических функций включает:
1 БЛОК. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности
2 БЛОК. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис)
3 БЛОК. Исследование невербального и вербально-логического мышления
4 БЛОК. Исследование сформированности пространственных представлений
5 БЛОК. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций .
См. приложение №1, приложение №2 (младший школьный возраст).
См. приложение №3 (дошкльный возраст).
При обследовании детей раннего возраста используется метод наблюдения, анамнестические данный, беседа с родителями. Применяются методики «Пирамидка», «Матрешка», Вкладыши (разрезные картинки) и др.
В диагностический блок на выявление нарушений в сфере детско-родительских отношений входит:
- Опросник АСВ (Приложение №5)
- Опрсник PARI (Приложение №6)
- Методика Лесенка (Приложение №4)
- Рисунок «Моя семья», либо Динамический рисунок «Моя семья».
Условия для реализации программы
Для проведения диагностики необходимо светлое проветриваемое помещение, полностью соответствующее санитарным требованиям для занятий с детьми. Оборудование помещения предполагает: шкаф для размещения диагностических и игровых материалов, стол и стул для специалиста, стол и несколько стульев для детей и родителей.
Диагностика проводится в течении 1,5 часов. При необходимости обследование может быть разбито на несколько этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях.
Литература
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. Издательство: Владос-Пресс, 2006 г. - 160 стр.
2. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»)
3. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.:Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Спб.: Речь, 2005 год, 384 стр.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособ. – М.: Изд.центр «Академия», 2002.
6. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб.и доп. Издательство: Питер, 2008.- 672 с.
Предварительный просмотр:
Метод изучения самооценки и уровня притязаний дошкольников и младших школьников. («Лесенка»)
Методика представляет собой модифицированный вариант методики выявления самооценки «Лесенка» С.Г. Якобсон, Г.В. Щур. Она предназначена для выявления самооценки и уровня притязания детей 5-9 лет.
Материал: простой карандаш, лист бумаги.
- Процедура проведения
Методика проводится индивидуально
Инструкция: Психолог рисует лесенку из 7 ступеней. «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята, на верхней ступеньки самые лучшие дети, На следующей тоже хорошие, но все таки чуть-чуть похуже. Чем ниже тем хуже. (показывает рукой). Посредине — так себе ребятишки не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньки - самые плохие. Давай подпишем эту лесенку: Хороший - Плохой». Запомнил? Сможешь повторить?
После того как психолог убедился, что ребенок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задает ребенку следующие вопросы:
1. На какую ступеньку ты себя поставишь? 2. Почему?
3. На какую ступеньку ты хотел бы себя поставить? 4. Почему?
5. А на какой ступеньки ты можешь оказаться, если очень-очень постараешься? 6. Почему?
7. А как ты думаешь куда тебя поставит мама, папа, бабушка и др.? 8. Почему?
9. А куда она тебя поставит, если будешь очень стараться? 10. Почему?
11. А учительница куда тебя поставит? 12. Почему?
13. А куда она тебя поставит, если ты будешь очень стараться?
- Обработка и интерпретация результатов
1. Сопоставляются уровни желаемой, возможной и реальной самооценки при ответах «за себя».
2. Сопоставляются уровни желаемой, возможной и реальной самооценки при ответах «за себя», воспитателя и учителя.
Оценка ответов.
1. Благоприятный вариант - если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку (для детей 8-9 лет одну-две ступеньки) ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
2. Случаи, когда дети ставят себя на ту же ступеньку на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые могут свидетельствовать:
а) об инфантилизме (все вопросы - «на верхнюю ступеньку» не может ответить на вопросы «Почему?»);
б) об отсутствии самостоятельного взгляда на себя, не критическое восприятие оценок взрослых;
в) о том, что ребенок чувствует отвержение со стороны взрослых (при выборе «ступеньки нижней половины лестницы»);
г) о «компенсирующей самооценке («желаемое выдается за действительное»);
3. В случае, когда дети ставят на ступеньку выше, чем, по их мнению, их поставили бы взрослые, являются неблагоприятными вариантами, характеризующими осознание ребенка неприятие со стороны взрослых и негативного противопоставления оценки взрослого собственной оценки.
Для самооценки могут использоваться следующие качества
1. умный - глупый
2. добрый - злой
3. веселый - грустный
4. внимательный - невнимательный
5. довольный собой - недовольный собой
6. умелый - неумелый
Полезно также включать самооценку успешности в конкретных видах деятельности, которая постоянно оценивается другими людьми (например, хорошо учится - плохо учится).
Проективные шкалы. Ребенку дается следующая инструкция: «А теперь сам попробуй нарисовать такие лесенки и придумай какие ребята должны оказаться на верхней ступеньке, какие на нижней». Ребенок рисует лисенку, называет оцениваемые качества и вид деятельности, затем самостоятельно выполняет задание. Психолог не подсказывает ему, что именно надо сделать, он лишь помогает ребенку следить за тем, чтобы по каждой «лесенки» оценивалось одно качество, то какие качества и вопросы использует ребенок в этой части работы, а также то какие значения приписывают разным ступенькам лестницы, дает ценную диагностическую информацию, которую необходимо подвергнуть качественному анализу.
Предварительный просмотр:
Опросник для родителей:
Инструкция:
Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Если вы в целом согласны с утверждением – поставьте «+», не согласны – поставьте «-».
В этом опроснике нет "правильных" или "неправильных" утверждение. Поэтому отвечайте так, как вы сами думаете. Не спешите, но и не затягивайте принятие решения.
№ | Утверждение | |
1 | Я всё делаю ради своего сына (дочери). | |
2 | У меня часто не хватает времени подолгу заниматься с сыном (дочерью) чем-то для них интересным - куда-то пойти вместе, поговорить, поиграть. | |
3 | Мне приходится разрешать своему сыну (дочери) такие вещи, которые не позволяют своим детям многие другие родители. | |
4 | Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы думал (а) и решал (а) сам (сама). | |
5 | У нашего сына (дочери) дома обязанностей больше, чем у многих его товарищей (подруг). | |
6 | Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-либо сделать по дому. | |
7 | Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают их родители. | |
8 | Мой сын (дочь) возвращается домой по вечерам когда захочет. | |
9 | Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (её) плохого поступка. | |
10 | Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь). | |
11 | Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы. | |
12 | Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю своего супруга (свою супругу). | |
13 | Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие. | |
14 | Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступила (поступил) по отношению к нему (ней) неправильно. | |
15 | У нас долго не было ребёнка, хотя мы его очень желали. | |
16 | Общение с детьми в общем-то утомительное дело. | |
17 | У моего сына (дочери) есть некоторые черты, которые выводят меня из себя. | |
18 | Воспитание моего сына (дочери) шло гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешали мне. | |
19 | Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины. | |
20 | Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины. | |
21 | Мой сын (дочь) для меня - самое главное в жизни. | |
22 | Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь). | |
23 | Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам (а) хочет, даже если вещь дорогая. | |
24 | Мой сын (дочь) непонятлив (а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей). | |
25 | Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой). | |
26 | Нередко бывает так: напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а). | |
27 | Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки. | |
28 | Мой сын (дочь) решает, с кем ему (ей) дружить. | |
29 | Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их. | |
30 | Я очень редко ругаю сына (дочь). | |
31 | В моей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания: иногда я очень строг, иногда всё разрешаю. | |
32 | Мы с сыном (дочерью) понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем (женой). | |
33 | Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым. | |
34 | Если ребёнок упрямится, потому что себя плохо чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет. | |
35 | Мой ребёнок рос слабым и болезненным. | |
36 | Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего. | |
37 | У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь. | |
38 | Нередко бывает, что когда я наказываю своего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (её). | |
39 | Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины. | |
40 | Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины. | |
41 | Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени. | |
42 | Мне много раз пришлось пропускать родительское собрание. | |
43 | Стараюсь купить ему (ей) всё, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого. | |
44 | Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать. | |
45 | Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела. | |
46 | За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьёзном деле. | |
47 | Главное, чему родители должны научить своих детей, - это слушаться. | |
48 | Мой сын (дочь) сам решает, курить ему или нет. | |
49 | Чем строже родители к ребёнку, тем лучше для ребёнка. | |
50 | По характеру я - мягкий человек. | |
51 | Если моему ребёнку что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении. | |
52 | Когда думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение. | |
53 | Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело. | |
54 | Чаще всего упрямство ребёнка может быть вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти. | |
55 | Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери). | |
56 | Если бы у меня не было детей, моё здоровье было бы гораздо лучше. | |
57 | Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры. | |
58 | Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену). | |
59 | Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина. | |
60 | Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина. | |
61 | Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться. | |
62 | Бывало, что я не знал (а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел (а) в дневник. | |
63 | Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя. | |
64 | Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам (а) лучше знаю, чего ему (ей) надо. | |
65 | У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его товарищей (её подруг). | |
66 | Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо. | |
67 | Дети должны уважать родителей больше, чем других людей. | |
68 | Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить деньги. | |
69 | Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям. | |
70 | От наказания мало проку. | |
71 | Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги. | |
72 | Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил (а) никого, кроме меня. | |
73 | Когда мой сын (моя дочь) был (а) маленький (кой), он (а) мне нравился (лась) больше, чем в данное время. | |
74 | Часто не знаю, как правильно поступать с моим сыном (дочерью). | |
75 | В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве много позволять ему (ей). | |
76 | Воспитание детей - тяжёлый и неблагодарный труд. Им отдаёшь всё, а взамен не получаешь ничего. | |
77 | С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (на неё) действует, - это постоянные строгие наказания. | |
78 | Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня. | |
79 | Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. | |
80 | Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. | |
81 | Я всё время думаю о моём сыне (дочери), о его (её) делах, здоровье и. так далее. | |
82 | Нередко приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу. | |
83 | Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего ему (ей) хочется. | |
84 | Мне больше всего нравятся тихие и спокойные дети. | |
85 | Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе). | |
86 | У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому. | |
87 | Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители. | |
88 | Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идёт. | |
89 | Бывают случаи, когда наказание - это ремень. | |
90 | Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом. | |
91 | Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы берёмся за него (неё). Если всё тихо, опять оставляем его (её) в покое. | |
92 | Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка бы в него влюбилась. (Если бы моя дочь не была бы моей дочерью, а я был бы помоложе, то я наверняка бы в нее влюбился). | |
93 | Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими. | |
94 | В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не сумел(а) его (её) воспитать. | |
95 | Только благодаря нашим усилиям сын (дочь) остался жив. | |
96 | Нередко завидую тем, кто живёт без детей. | |
97 | Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) непременно использует это во вред себе или окружающим. | |
98 | Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот. | |
99 | Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе. | |
100 | Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе. | |
101 | Я трачу на сына (дочь) больше времени и сил, чем на себя. | |
102 | Я довольно мало знаю о делах сына (дочери). | |
103 | Желание моего сына (дочери) для меня закон. | |
104 | Когда мой сын (моя дочь) был (а) маленьким (кой), он (а) очень любил (а) спать со мной. | |
105 | У моего сына (дочери) плохой желудок. | |
106 | Родители нужны ребёнку, лишь пока он не вырос. Потом он всё реже вспоминает о них. | |
107 | Ради сына (дочери) я пошёл бы (пошла бы) на любую жертву. | |
108 | Моему сыну (дочери) нужно уделять внимания больше, чем я могу. | |
109 | Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) всё прощаю. | |
110 | Мне бы хотелось, чтобы сын женился (дочь вышла замуж) попозже, после 30 лет. | |
111 | Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными. | |
112 | Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей. | |
113 | Если не отдать моему сыну (дочери) всё время и силы, это может плохо кончиться. | |
114 | Когда всё благополучно, я мало интересуюсь делами сына (дочери). | |
115 | Мне очень трудно сказать своему ребёнку "нет". | |
116 | Меня огорчает, что мой сын (дочь) всё меньше нуждается во мне. | |
117 | Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства подростков. | |
118 | Многие дети не испытывают благодарности по отношению к своим родителям. | |
119 | Мой сын (дочь) не может обходиться без моей помощи. | |
120 | Большую часть своего свободного времени он (она) проводит вне дома. | |
121 | У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения. | |
122 | Кроме моего сына (дочери), мне никто на свете не нужен. | |
123 | У моего сына (дочери) порывистый и беспокойный характер. | |
124 | Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж), | |
125 | Всё, что достиг мой сын (достигла моя дочь) к настоящему времени (в учёбе, работе и др.), он (а) добился (лась) благодаря моей постоянной помощи. | |
126 | Делами сына (дочери) в основном занимался (лась) мой муж (жена). | |
127 | Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (моя дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится. | |
128 | Когда я вижу или представляю сына с девушкой (дочь с молодым человеком), у меня портится настроение. | |
129 | Мой сын (моя дочь) часто болеет. | |
130 | Семья не помогает, а осложняет мою жизнь. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации психологической диагностики в начальной школе
формы организации диагностики, обзор методик по проведению диагностических мероприятий...
Тесты для проведения психологической диагностики в начальной школе и ДОУ
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Данный материал взят из книги А.Л. Венгер " Психологические рисуночные тесты"...
Состояние психологической диагностики в начальной школе
Результаты готовности детей к школе представляются педагогам, с которыми проводятся индивидуальные и групповые консультации. Целью, которых становится разбор индивидуальных особенностей, актуальных в...
Психологическая диагностика одаренности.
Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за...
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика...
Методические рекомендации учителям начальных классов по результатам психологической диагностики формирования универсальных учебных действий обучающихся
Учителям даны ёмкие рекомендации по формированию УУД обучающихся 1-4 классов...