Консультация "ММД у детей"
консультация (1 класс) на тему
В статье дано понятие, что такое ММД (минимальная мозговая дисфункция), указаны пути преодоления данной проблемы. Прдобраны советы родителям и педагогам как организовывать воспитание и обучение детей с ММД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmd_konsultatsiya.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ММД - минимальная мозговая дисфункция. Еще этот синдром называется синдром гиперподвижности и/или дефицита внимания (СГДВ). Этот синдром относится к числу тех состояний, которые балансируют на грани здоровья и болезни и потому далеко не сразу обращают на себя внимание специалистов и родителей.
Существует несколько причин рождения детей с такими нарушениями. Это:
- неблагоприятная наследственность, связанная с хроническими заболеваниями родителей,
- экологические проблемы,
- стрессы в период беременности,
- нарушения развития плода, в том числе - гипоксия,
- перенесенные заболевания будущей мамы,
- применение медикаментозных препаратов для сохранения беременности,
- травмы во время родов и в первые дни, когда шейные мышцы очень слабы и есть опасность подвывиха позвонков,
- вирусные заболевание в первый год жизни, нарушающие питание мозга
Что же должно насторожить родителей?
В зависимости от возраста малыша, дисфункция мозга проявляется по-разному. В первый год жизни это неспецифические нарушения: срыгивание, вялость сосания, диарея. Также нарушения сна, трудности засыпания, длительный плач, беспокойство, реакции на изменение погоды. Обратите внимание на состояние родничка - его выбухание бывает при высоком внутричерепном давлении. Возможны частые простудные заболевания, особенно с очень высокой температурой, рвотой и судорогами. Судороги, даже однократные - уже повод обратиться к специалисту, провести обследование головного мозга.
Позже, от года - полутора и до старшего дошкольного возраста могут отмечаться задержка речевого развития - ребенок долго не говорит, неправильно произносит звуки или меняет местами слоги в словах, капризен, раздражителен, не умеет общаться с детьми (пуглив или агрессивен), не может выполнять определенные правила (например, соблюдать очередность в игре). Может также наблюдаться замедленность реакций, "копание", так раздражающее многих родителей. На фоне негативных переживаний - а этим деткам свойственна фиксация как раз на негативных эмоциях обиды, страха, разочарования - могут развиться неврозоподобные состояния, например, такие как сосание пальца, кручение волос, грызение ногтей, бруксизм (скрип зубами во сне), а также снохождение и сноговорение. Сон тревожный, неглубокий. При перегрузках, в том числе и эмоциональных, может возникнуть обратная реакция - перевозбуждение. Чувствительность и повышенная эмоциональность может привести к появлению страхов (боязнь темноты, детей, собак, чужих людей и так далее).
В более сложных случаях реакцией на постоянный стресс могут стать поведенческая регрессия - возврат к поведению, характерному для младших по возрасту детей, психосоматические расстройства, энурез. Иногда свидетельством психологического неблагополучия ребенка могут стать рисунки. Если рисунок буквально ютится в самом уголке чистого листа, а в оформлении преобладают черный, коричневый, серый тона - имеет смысл проконсультироваться с психологом. Возможно, маленький художник лишь спроецировал на листе свое настроение после ссоры с вами, и это единичный эпизод. Но, возможно, ему сейчас требуется помощь специалиста, оказать которую родители не в состоянии.
Но "расцвет" заболевания приходится на период начальной школы. В первом случае основной признак - невозможность долго и сосредоточенно выполнять какой-либо вид работы, медлительность, отвлекаемость. Проблемы в младшей школе связаны чаще всего с тем, что в силу особенностей внимания ребенок может услышать начало объяснения учителя и пропустить окончание или среднюю часть, соответственно, материал не будет усвоен. Память и интеллект не только не страдают, но и находятся, как правило, на высоком уровне. Во втором случае бывают проблемы с поведением. Ребенок просто не сможет просидеть спокойно 30 минут. Он будет ерзать, вертеться, забираться под парту, отвлекать соседей, громко задавать вопросы учителю, не дожидаясь разрешения. К сожалению, только в рамках школы решить эти проблемы практически невозможно.
Почти непреодолимым препятствием для детей с ММД является режим школьного обучения: 40 минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплинарных требований. Специфика же интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Время, в течении которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5 – 15 мин., по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое – то время (3 – 7 мин) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок может опять продуктивно работать 5 – 15 мин., после чего мозг снова «отключается». Если интеллектуальная работа хорошо организованна, продуманна и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха – пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.
В то время, когда мозг «отключается» и «отдыхает», ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не понимает, что он в это время делает, не замечает, не осознает, что были какие – то перерывы в его работе. В течение 40 минутного урока он может «отключиться» несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое либо объяснение.
Также важно отметить, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие. Если ребенок растет в благополучной семье, и его воспитанию уделяют много внимания, то уровень интеллектуального развития может быть и высоким.
Лечение ММД
В процесс лечения ММД обязательно вовлекается не только ребенок, но и его окружение, с целью создания спокойного, последовательного отношения к нему. Основными направлениями в терапии ММД считаются:
направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, медикаментозная терапия.
1. Направленная двигательная активность.
Целью этого коррекционного направления терапии служит тренировка координации и ловкости. Рекомендуются спортивные занятия и игры, носящие аэробную нагрузку - длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Очень важно избегать переутомления и тех видов спорта, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления).
2. Психолого-педагогическая коррекция.
Ребенку рекомендуется обязательное соблюдение четкого режима дня, ограничение работы за компьютером и просмотр ТВ до 30 минут в сутки. В школе попросите пересадить ребенка за первую парту (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели" - хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Говорите сдержанно, спокойно и мягко. Давайте ребенку только
одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Избегайте по возможности скоплений людей, пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на ребенка
чрезмерно стимулирующее воздействие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных и шумных приятелей.
3. Медикаментозное лечение ММД.
Подбор лекарственного средства проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в клинической картине симптомов поведенческих или статико-моторных нарушений, коморбидных состояний: гиперкинезов, нарушения сна, энуреза, вегетативной нестабильности.
Памятка родителям,
чей ребенок страдает синдромом гиперактивности внимания (ММД).
- Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
- Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности.
- Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
- Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
- Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
- Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
- Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
- Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания. Объясняйте ребенку свое решение.
- Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
- Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
- Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
- Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
- Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: "Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус..." и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
- Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
- Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
- Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Рекомендации педагогам по взаимодействию с ребёнком, имеющим ММД
- Не путайте способности и организованность, активность ребенка. Оценивая знания, помогайте развивать недостающие качества
- Предоставьте ребенку возможность равноправного участия в делах класса и школы. Выявите те виды деятельности, к которым у него есть способности: будь то артистические, спортивные и пр. Способствуйте тому, чтобы ребенок мог добиться успеха.
- Не обходите ребенка поручениями. На первых порах помогите ему получше справляться со своими обязанностями. Поручения развивают у ребенка чувство ответственности, причастности к делам класса. Многие из таких детей – умелые организаторы.
- Обязательно находите возможность похвалить и поощрить ребенка.
- При оценивании работ или ответов ребенка делайте ему поблажки, прощая до некоторой степени его возможную неаккуратность, нестабильность в учебе.
- Допускайте некоторую отсрочку при сдаче заданий, требующих значительного времени на выполнение (сочинений, рефератов, других творческих работ), однако твердо устанавливайте конечный срок сдачи работы. В противном случае, ребенок будет откладывать работу бесконечно и может не сделать ее вовсе.
- Помогайте ребенку в усвоении знаний путем оптимальной организации его рабочего времени и выполнения домашнего задания.
- Способствуйте разумной организации досуга ребенка.
- Поддерживайте постоянный контакт с родителями, наладьте сотрудничество с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...