Готовность к школьному обучению
материал по теме
Возрастные особенности развития психических процессов, а так же игры для их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_seminara.doc | 464 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – это не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Л.Венгер
ТЕСТ
«Готовы ли Вы быть родителем первоклассника?»
Внимательно прочитайте все высказывания. Зачеркните номера тех утверждений, с которыми Вы согласны, а потом посчитайте количество зачеркнутых номеров.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже, чем другие дети. |
2. Я боюсь, что мой ребенок будет обижать других детей. |
3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребенка. |
4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей. |
5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учитель – его собственная мама. |
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать. |
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не умеют дружить. |
8. Боюсь даже думать о том, что ребенок может обходиться без дневного сна. |
9. Мой ребенок стесняется, если к нему обращается незнакомый взрослый. |
10. В начальной школе, наверное, нельзя чему-то научить ребенка. |
11. Я боюсь, что одноклассники будут дразнить моего ребенка. |
12. Мой ребенок, по-моему, физически значительно слабее своих сверстников |
13. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. |
14. Мой ребенок часто спрашивает: «Мама, мы пойдем в школу вместе?» |
Результаты:
4 и менее баллов – у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября – вы готовы принять новую социальную роль вашего ребенка.
5-10 баллов – вам следует лучше подготовиться к возможным трудностям
более 10 баллов – обдумайте свои ответы еще раз, возможно, вам необходимо посоветоваться с психологом
Ведущая потребность – общение
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра
Ведущая функция – воображение
Возрастные особенности:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение)
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Нормы развития детей:
К 6 годам | К 7 годам |
Внимание | |
Выполнять задание, не отвлекаясь 15 минут. Находить 5-6 отличий между предметами. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу. Копировать в точности узор или движение. Уметь находить одинаковые предметы. | Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут; Находить 10 отличий между предметами Удерживать в поле зрения не менее 12 предметов Выполнять самостоятельно задания по образцу Копировать в точности узор или движение Уметь находить одинаковые предметы. |
Игры на развитие внимания: «Заметить все». Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их на секунда на 10, снова закрыть и предложить ребенку все пречислить. «Шифровка». На скорость в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разными способами (А – зачеркивать, О – подчеркивать, Л – обводить). В геометрические фигуры расставлять разные символы ( =, -, +,) «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): | |
Память | |
Уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов. Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки. Пересказывать близко к тексту рассказы или сказки. Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов. Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки. | Уметь запоминать не менее 8-9 предложенных предметов Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки Запоминать расположение игрушек 8-10, называть по памяти, что и где находилось |
«Посмотри и ответь». Показать ребенку любую картинку в течение некоторого времени (30 секунд). А затем задаете вопросы по это картинке (Какого цвета?, сколько?). «Пересказ». Читаете ребенку сказку, и просите пересказать или ответить на вопросы. | |
Мышление | |
Классифицировать предметы в группы по определенным признакам. Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам. Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам. Решать простые логические задачи. Выстраивать логический ряд из фигур. Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой. | Объединять предметы в группы по определенным признакам. Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур и предметов Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу |
«Сравнение предметов» Попросите сравнить несколько предметов или животных. Ребенок должен выделять черты сходства и различия. Ребенок должен видеть, что он сравнивает или хотя бы представлять, поэтому можно спросить: «Ты видел муху? А бабочку?», «Похожи муха и бабочка или нет?» «Отгадывание небылиц». Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. (Пример: Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-рек-ку!». Я испугался и убежал, а ты бы испугался?) «Придумай продолжение» . Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...». | |
Мелкая моторика | |
Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования Изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры Ориентироваться в тетради в клетку или в линию Уметь копировать простейшие рисунки Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей | Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования Изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры Ориентироваться в тетради в клетку или в линию Уметь копировать фразы, простейшие рисунки Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей |
Рисование, лепка, плетение, конструктор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....
Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....
Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....
Психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....
Психологическая готовность к школьному обучению
Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....
Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"
1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...