Детская тревожность
консультация на тему

Блинова Светлана Николаевна

Ребенок переступает порог школы...Это ответственно и страшно. как помочь ребенку?На этот вопрос есть решение!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_trevozhnost.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Детская тревожность.

     В класс входит ребёнок. Он напряжённо вглядывается во всё, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

     Это тревожный ребёнок. Таких детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

     Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле и др.

     Признаки тревожности. (Опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения домашних заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.                          

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

     Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия родителей способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

   

 Прежде всего, родители должны ежедневно:

  1. Отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
  2. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  3. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал. Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
  4. Полезно снизить количество замечаний.
  5. Больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
  6. Ласковые прикосновения родителей помогут ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и задиры, и шалуны. Пусть они живут в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все их многочисленные таланты.

                                                                   Учитель начальных  классов Блинова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская тревожность. Тренинг для родителей

Детская тревожность, подкрепленная взрослым рассудком, может превратиться в чудовище, пожирающее последние островки счастья в человеке. На месте съеденных островков образуются дыры....

Что нужно знать родителям о детской тревожности.

В статье описаны причины возникновения детской тревожности..., Памятка "Как общаться с тревожным ребёнком"....

Детская тревожность

Работа психолога с детской тревожностью...

Детская тревожность

Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные препятствия функционирования ребенка в разли...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Эта статья знакомит родителей с трудностями адаптации  первоклассников к школе; с причинами их возникновения, проявлениями тревожности и помощи старших в преодолении этих трудностей....

Что нужно знать родителям о детской тревожности.

Выступление  на  родительском  собраниии....

Детская тревожность.

Причины дезадаптации школьников. Проявления детской тревожности. Ее предупреждение....