Адаптация первоклассника. Рекомендации родителям
консультация (1 класс) на тему
Данный методический материал преследует две цели. С одной стороны, он может быть полезен школьному психологу, который планирует работу с первоклассниками в течение адаптационного периода начала школьного обучения, - здесь достаточно полно представлены методы и приемы диагностической работы с детьми. С другой стороны, это материал для родителей, т.к. в ходе консультации анализируются причины, по которым ребенок может долго не привыкать к школе или приспосабливаться с большим трудом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первая часть презентации | 2.72 МБ |
Вторая часть презентации | 1.62 МБ |
Третья часть презентации | 1.77 МБ |
Четвертая часть презентации | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация первоклассника к школе - приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их реакциями
Итоги адаптационного периода у первоклассников МОУ СОШ № 2 2013-2014 учебный год
Показатели первичной психологической адаптации ребенка (сентябрь-октябрь) 1.Адекватное поведение («внутренняя позиция ученика»): -выполнение школьных правил; -признание авторитета учителя; -желание учиться
2. Установление контактов с учителем и одноклассниками: -желание общаться; -умение общаться
3. Овладение навыками учебной деятельности: -посадка за партой; -удерживание ручки; -ориентация на строку; -умение слышать инструкцию; -умение выполнять инструкцию
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты анкетирования учителей Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Дети адаптированы 17 чел. 19 чел. Дети с некоторыми отклонениями в адаптации 5 чел. 2 чел. У д етей еще продолжается период адаптации 4 чел. 2 чел.
Результаты анкетирования родителей Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Дети адаптированы 72 % 61 % Дети с некоторыми отклонениями в адаптации 28 % 39 % У д етей еще продолжается период адаптации - -
2. Отсутствие ухудшения здоровья: -не более одного перенесенного заболевания за полгода; -сохранение аппетита и сна; -отсутствие жалоб на усталость; -отсутствие нервных проявлений (тики, энурез , заикание, страхи и т.п.)
3. Улучшение работоспособности ребенка на протяжении полугода
Работоспособность возможность ребенка выполнять заданную деятельность на заданном уровне эффективности в течении заданного отрезка времени
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работоспособность наших первоклассников Количество детей 1 «а» класс 1 «б» класс Высокий уровень работоспособности 21 чел. 14 чел Средний уровень работоспособности 3 чел. 9 чел. Низкий уровень работоспособности 1 чел. -
Причины отклонений в адаптации Нарушение психоневрологической сферы (проблемы периодов беременности, родов, раннего развития, органические поражения головного мозга, наследственность) Что делать? – специальное лечение, консультация невролога
2. Неблагополучные семейные условия (асоциальная семья, поведение родителей без учета появления в семье первоклассника) Что делать ? – Изменить уклад жизни семьи
3. Психологическая неготовность к школьному обучению (низкий уровень развития познавательных функций, неуспешность в обучении) Что делать? – коррекция развития ребенка
4. Неадекватная самооценка ребенка (эгоцентризм, замкнутость, тревожность и т.п.) Что делать? – коррекция самооценки
5. Негативное отношение к школе (нежелание/протест ходить в школу, жалобы на различные боли по утрам, негативные эмоции) Что делать ? – выявление и устранение причин сложившейся ситуации
Наши первоклассники рисуют школу
6. Проблемы со здоровьем (реакция организма на «школьный перегруз» болезнями, нервно-психическими отклонениями) Что делать? – консультация невролога
Вес ребенка как показатель адаптации Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Вес увеличился или остался на прежнем уровне 24 чел. 22 чел. Вес снизился 2 чел. 8 % 1 чел. 5 %
Сила для ума: дыхательные пробы Результаты пробы говорят о способности ребенка использовать дыхание для обеспечения учебных потребностей : лучшее интеллектуальное развитие будет у школьников с хорошо развитыми двигательными навыками. Дети 7- 8 лет, занимающиеся спортом, демонстрируют более высокий уровень развития способностей. Нормы : проба Штанге – от 25 сек проба Генчи – от 12 сек
7. Возраст начала обучения ( недостижение ребенком 7 лет на 1 сентября) Что делать? – «щадящий педагогический режим» (больше внимания, поддержки, помощи)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
9. Недоразвитие зрительно-моторных координаций (трудно срисовать, списать, найти отличия, запомнить расположение фигур в пространстве) Что делать? – развитие зрительно-моторных координаций
10. Несформированная мотивация (чрезмерная ориентация на оценку, избегание ситуации ошибки, зависимость от мнения родителей, неумение преодолевать трудности) Что делать? – коррекция мотивации
Мотивация наших первоклассников Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Учебные и социальные мотивы 11 чел. 8 чел. Оценочные и позиционные мотивы 13 чел. 14 чел. Игровые и внешние мотивы - 1 чел.
Тревоги наших детей Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Некоторые проявления тревожности в начале школьного обучения 3 чел. 2 чел.
Особые случаи (медлительные дети, леворукие дети, дети с проблемами звукопроизношения, нервные дети, гиперактивные дети, своевольные дети, застенчивые дети) Что делать? - консультация психолога
Леворукий ребенок: рекомендации Если у ребенка что-то не получается, нужно взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить нужное движение. При обучении письму можно воспользоваться калькой . Не забывайте – окно и лампа находятся справа от руки ребенка. Знайте, что счет «в уме» для левшонка занимает больше времени, чем у правшей, поэтому помогите ему овладеть таблицей сложения. Развесьте в разных местах квартиры таблички с математическими примерами на сложение в пределах 10-20 (1-2 классы). Место в классе – ряд у окна, место слева (1 вариант)
Кружок «Веселый язычок»: исправляем недостатки звукопроизношения Делаем гимнастику для язычка, мышц губ и щек; Учимся правильно использовать слова в речи, изменять их; Развиваем мелкую моторику рук; Учимся находить нужный звук в слове; Учимся различать звуки на слух и правильно их произносить Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Нарушения ЗКР 12 чел. 46 % 10 чел. 43 % Чистая речь 14 чел. 13 чел.
Уважаемые родители! Помните! Главное средство помочь вашему ребенку успешно учиться – это нормализовать режим . Это Вы можете!
Режим дня первоклассника Режимные моменты Возрастная норма Сон ночной Сон дневной (по необходимости) С 20.30 до 7 часов (10,5 часов) После обеда (1 – 1,5 часа) Прием пищи 5 раз в день (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) Учебные занятия в школе 4 часа (с 9 до 13 часов) Прогулка, спорт, подвижные игры 4 часа в день Домашние занятия (приготовление уроков) 1 – 1,5 часа
Консультация для родителей составлена педагогом-психологом МОУ СОШ № 2 г. Торопца Тверской обл. А.Б. Александровой (2011-2014 учебные годы). При подготовке были использованы фотоматериалы сети Интернет, а также фотографии детей и педагогов МОУ СОШ № 2 г. Торопца Тверской обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассника (рекомендации для родителей)
Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи, так как первый год обучения в школе является не только одним из самых слож...
Адаптация первоклассников. Советы родителям.
Школьная адаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов Советы для родителей первоклассников....
Особенности адаптации первоклассников. Рекомендации для родителей.
Первый учебный год - это перелом в жизни ребёнка. Он является одним из самых напряжённых для всей семьи первоклассника....
Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям
Дети, впервые переступившие порог школы, из организованного мира семьи, детского сада попадают в совсем новые условия разновозрастной многоликой школьной среды....
Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям
Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществ...
Буклет для родителей "Адаптация первоклассников" рекомендации
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Рекомендации родителям первоклассников Адаптация первоклассников: советы родителям
Статья адресована родителям. В ней даны рекомендации родителям первоклассников по адаптации первоклассников в школе....