Лексия для родителей первоклассников
материал (1 класс) на тему
Материал для педагогов 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_roditeley_pervoklassnikov.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сут-Хольского района РТ «Ак-Дашская СОШ»
Мини лекция для родителей первоклассников
«Психологическая готовность первоклассников»
Подготовила: педагог-психолог
МБОУ Ак-Дашская СОШ
Ондар Аржаана Орлановна
Мини лекция для родителей первоклассников «Психологическая готовность первоклассников»
Цель: сформировать у родителей первоклассников представления о периоде адаптации к школьному обучению, проанализировать в совместной деятельности возможные трудности адаптации и пути их профилактики. Задачи:
1)Создание представлений о понятиях готовность к школьному обучению, адаптация.
2)Проанализировать структуру готовности к школе, найти элементы требующие особого внимания .
3) Создание условий для анализа родителями адаптационных трудностей и путей их профилактики
Форма проведения мероприятия: проблемная лекция
Материалы: бумага для записи, ручки, брошюры «Первый раз в первый класс», анкета обратной связи.
Ход занятия:
1. Организационный момент (сбор участников)
2. Приветствие, предъявление темы лекции, вступительное слово психолога 3. Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура»
4. Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
5. Рекомендации «Как формировать готовность»
6. Мини лекция «Адаптация к школьному обучению»
7. Работа в микро группах «Симптомы дезадаптации»
8. Рекомендации «Помощь родителей, в период адаптации к школе»
9. Подведение итогов лекции (заключительное слово психолога, слова родителей, анкетирование удовлетворенности мероприятием)
При подготовке круглого стола использованы следующие литературные источники:
1. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. — М., 2008.
2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что стоит знать родителям будующих первоклассников. – СПб, 2008
СЦЕНАРНЫЙ ХОД
Вступительное слово: «Вы и Ваш ребенок долго ждете этого дня, как праздника, готовитесь, покупаете нарядный костюм и школьные принадлежности. Вы ждете от школы только добрых впечатлений, новых знаний и друзей для Вашего ребенка… Но он, почему то, не разделяет Вашей радости. Приходит из школы гнусным, падает без сил, мало рассказывает о школе, капризничает или вовсе отказывается идти в школу. Любой из этих признаков достоин родительского волнения. Но что же происходит? Сегодня мы вместе постараемся ответить на этот вопрос и не только. Мы постараемся разобраться в таких понятиях как готовность к школе и школьная адаптация. Определим «маячки» опасности и способы их предотвращения.»
Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура» Как вы думаете что такое готовность? (отвечают родители) Да вы правы готовность это полное или частичное соответствие возможностей человека и требований той среды в которую он попадает. Говоря о «готовности к школе» специалисты, чаще всего, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психической деятельности. В соответствии с этими сферами выделяют структурные компоненты готовности к обучению.
Однако возникает ряд вопросов.
Что в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника?
На что надо обращать внимание и учителю, и родителям, готовя ребенка к школе?
Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Трудно дать однозначный ответ на поставленные вопросы. Некоторые педагоги и родители считают, что прежде всего надо развивать познавательную сферу, то есть память, внимание, мышление. Другие признают доминирование волевой сферы, обращая основное внимание на развитие у будущего первоклассника таких волевых качеств, как самостоятельность, организованность, инициативность и др. А зачастую многие взрослые стремятся дать ребенку ту базу, которая, на их взгляд, может стать трамплином для успешного обучения в школе: учат их писать, читать, считать. Исходя из особенностей психофизиологического развития умственно отсталых детей, говорить о доминировании в структуре готовности к школе познавательного компонента нецелесообразно. Учащиеся с нарушением интеллекта приходят в школу познавательно неготовые, формирование познавательной сферы происходит на протяжении всего периода обучения.
Поэтому особое внимание следует уделить волевому, эмоциональному и мотивационному компоненту готовности к школе.
- Эмоциональная сфера Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к людям, к поступкам и явлениям. Какие чувства и переживания возникнут у ребенка по отношению к школе, зависит прежде всего от настроя и эмоциональной подготовки школьников со стороны взрослых. Все родители стараются создать положительный настрой у своих детей. Однако практика показывает, что многие дети старшего дошкольного возраста испытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина?
Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не всегда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тогда малыш, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.
Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах. В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного, удобного для них будущего школьника, сами провоцируют негативное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь — там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, — сразу двойку получишь».
В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него неправильное отношение к школьной оценке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут быть и плохими — и разочаровываются в учебе.
В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, часто бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям. Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые, окружающие дошкольника, должны заботиться о его эмоциональном состоянии. Конечно, невозможно избежать негативных эмоций в нашей жизни, да и ни к чему. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем обещали.
2. Спросите ребенка, что, по его мнению, чувство вал его друг, когда ему подарили книжку.
3. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фотографии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
4. Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент. Например, что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане. И неожиданный вопрос: «А что чувствовала Мальвина, когда наказала таким образом деревянного мальчика?». Уверяем вас, в ответах на подобные вопросы вы услышите много полезного и любопытного для себя.
5. Потренируйтесь по очереди с ребенком в способах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопровождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д.
2. Волевая сфера. Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, они требуют определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Непроизвольное поведение представляет собой импульсивные и неосознанные действия, которые не направлены на достижение цели.
Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели. Волевые качества, необходимые школьнику, — целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. — являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее задание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необходимо уделять внимание не только и не столько формированию навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств. Однако, воспитывая в ребенке самостоятельность, организованность, очень важно учитывать его возможности, возрастные и индивидуальные особенности. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях между ребенком и взрослым, а в отдельных случаях — психосоматические проблемы 1. Договоритесь с ребенком заранее, о том, что если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое), он должен немедленно замереть, что бы ни делал в этот момент. 2. Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.
3. Если вы хотите, чтобы ребенок привык самостоятельно выполнять ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.
4. Можно поиграть с ребенком в молчанку: в течение 2-3 минут предложите ему не разговаривать.
5. Игра «Да и нет не говорите» — отличный способ развития волевых качеств ребенка.
3. Мотивационная сфера. Давайте представим себе мотивационную сферу ребенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и, конечно, корни, уходящие в землю и невидимые нами. Нас радуют послушные дети, которые хорошо учатся, любят школу и своих учителей. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний — это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под землей» находится внутренняя мотивация, которая руководит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Что же происходит во внутреннем мотивационном диалоге, который непрестанно ведут в человеке «хочу» и «надо»? Например, очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа «пять», почитать. Что победит: «хочу» или «надо»? И это «надо» будет исходить от взрослого (родителя, учителя), и ребенок ему подчинится или оно станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика? Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для малыша. Появляются устойчивые интересы и предпочтения. По словам Е. П. Ильина [2003], у ребенка складывается индивидуальная мотивационная система. Итак, мы на пороге первого класса. Каковы же основные мотивы посещения школы у шести-семилетних детей (не будем путать их с мотивами обучения, то есть получения новых знаний)? Я пойду в школу, потому что (мотив посещения школы):
• «буду как мои друзья-школьники»;
• «хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду маленькие»;
• « буду там играть с мальчишками и девчонками »;
• «мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и красивые тетради»;
• «пойду в школу, потому, что мама так сказала».
• Я люблю учиться, потому что (мотив обучения):
• « мне нравится узнавать новое »;
• « учительница интересно рассказывает »;
• «люблю получать хорошие оценки»;
• «когда я хорошо учусь, меня хвалят мама и папа (за плохие — соответственно ругают)»;
• «если я буду хорошо учиться, то мне купят новый компьютер и подарят собаку».
Как правило, различные комбинации данных мотивов (внешних и внутренних) создают общий мотивационный фон посещения школы и получения новых знаний. В течение учебного года одни из них становятся слабее, другие сильнее. И как результат — ребенок с радостью бежит в школу или, наоборот, ищет причину остаться дома.
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к изменению ритма жизни, к смене основной деятельности (игровой на учебную), ограничению двигательной активности. Изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Возникает необходимость соблюдать школьный распорядок и дисциплину. Приспособление организма ребенка к изменившимся условиям происходит постепенно. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации маленького ученика к школе. И родители и учителя могут оказать ребенку помощь в привыкании к новому ритму и правилам школьной жизни.
Существуют понятия физиологической и социальной адаптации ребенка к школе.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ. Период физиологической адаптации составляет около пяти-шести недель, то есть продолжается до 10-15 октября. Особенно трудны для организма ребенка первые две-три учебные недели, они характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Если выбранная родителями программа обучения не соответствует возрастному развитию ребенка, его физическим и интеллектуальным возможностям, то уже в первые недели обучения можно наблюдать резкое падение учебной активности и снижение работоспособности первоклассника. Данную фазу физиологической адаптации М. М. Безруких называет этапом «физиологической бури». Прошло пять-шесть недель обучения, и только теперь снижается напряжение центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы организма ребенка, становятся более стабильными показатели учебной работоспособности. Однако общее состояние организма маленького ученика зависит от того, с каким «букетом» соматических проблем он появился на пороге школы. Легче адаптируются к умственной и физической нагрузкам здоровые дети с гармоничным физическим развитием.
СИМПТОМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ. Это могут быть двигательное возбуждение или заторможенность, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, нежелание идти в школу или ложиться спать, жалобы на головную боль, нарушение сна, провокационное поведение (непослушание, агрессивные вспышки). Если вас беспокоят такие проявления в поведении ребенка уже в первые месяцы обучения в школе, лучше обратиться к врачу, а при необходимости и к школьному психологу. Попросите совета у «старших» родителей, чьи дети уже закончили первый класс. Помогите своему ребенку и себе избежать ненужных проблем. Обязательно задайте специалисту все интересующие вас вопросы. Внимательно наблюдайте за здоровьем ребенка в течение всего периода обучения в первом классе.
СОЦИАЛЬНАЯ. Начало учебы в школе — это не только уроки (где, несомненно, важен личный контакт ребенка с учителем), но и перемены, а значит, общение и дружба с детьми, которые учатся вместе с вашим ребенком. У многих детей на момент поступления в первый класс уже сформирована внутренняя социальная позиция: «Я — школьник». Осознание этой позиции помогает ребенку принять требования учителя, правила школьной дисциплины, распорядок дня и новые взаимоотношения со сверстниками.
По данным М. М. Безруких, по характеру адаптации к школе выделяют три группы детей: с легкой адаптацией (происходит в течение первой четверти), адаптацией средней тяжести (в течение первого полугодия) и тяжелой адаптацией (возможны нарушения в состоянии здоровья и социальная дезадаптация, усиливающиеся к концу учебного года).
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
1. Прежде всего оказывать поддержку ребенку в его делах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда придете на помощь.
2. Выслушивайте все рассказы ребенка о школе, а если он не рассказывает сам или рассказывает мало — расспрашивайте его. Если ему трудно выделить главное
(чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребенка и свои рабочие проблемы со всей семьей, например за ежедневным вечерним чаем.
3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, касающимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребенок играл и в какие игры, как провел перемену, что за день ему больше всего понравилось, что вызвало переживания.
4. Приобщать ребенка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку.
5. Если ребенок пока еще не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась все менее существенной.
6. Поощряйте любые попытки ребенка проявить самостоятельность, рассказывайте о таких его действиях членам семьи.
7. Соблюдайте режим дня. Если необходимо — выделите время для дневного сна или хотя бы пассивного отдыха. После школы желательна прогулка, и только после нее можно приступать к урокам.
8. Помогите организовать пространство и время, особенно при выполнении домашних заданий. Выясните, когда у ребенка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные периоды для выполнения домашнего задания.
9. Помогите ребенку определить удобные для него способы выполнения различных заданий, научите использовать их как дома, так и в классе.
10. Постарайтесь в первые минуты встречи не спрашивать ребенка, какие оценки он получил в школе. Иначе он может подумать, что главное для вас — не он сам, а его успехи.
11. Постарайтесь спокойно относиться к «плохим» оценкам (вернее, к тем, которые не нравятся вам), не упрекайте ребенка, не заставляйте его в наказание дополнительно заниматься.
12. Следите за состоянием здоровья ребенка. Если на лицо признаки утомления и даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных случаях — обратитесь к врачу.
13. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьезных разговоров, не наказывайте ребенка. Лучше посидите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесет удачу вам и вашему ребенку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".
Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....
Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"
Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....
"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.
В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»
Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников) Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...
Рекомендации родителям первоклассников Адаптация первоклассников: советы родителям
Статья адресована родителям. В ней даны рекомендации родителям первоклассников по адаптации первоклассников в школе....