В первый раз в первый класс
статья (1 класс) на тему
Данная публикация содержит рекомендации родителям будущих первоклассников. Содержит перечень основных умений и навыков, необходимых ребенку для успешной адаптации в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый раз в первый класс.
Со словом " школа" связано много волнений, ожиданий, надежд как у детей, так у родителей и учителей.Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.Родители, как правило, волнуются, ведь ребенок впервые переступит порог школы. Как он будет учиться в школе? Понравится ли ему быть учеником? Как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти волнения затрагивают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.И это вполне естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, уникален, у него свои интересы, свои способности и возможности. Главная задача родителей и педагогов – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу и хорошо учился.
Родители должны быть заинтересованы в успехах, школьных делах маленького ученика. Родители, бабушки и дедушки должны интересоваться, что происходило в школе, что нового по каждому предмету в отдельности узнал он сегодня. Обучение в школе предусматривает выполнение определенных правил и требований. Для успешного обучения в школе все требования, которые предъявляет школа, должны быть приняты ребенком. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Как же этого добиться?
Прежде всего, родителям надо каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса " Какую отметку ты получил?" спросите: " Что сегодня было самое интересное?", "Чем вы занимались на уроке чтения?", " В какие игры вы играли?", " Чем вас кормили в столовой?", " С кем ты подружился в классе?" и т.д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или в детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Чувство страха перед ошибкой - плохой советчик. Оно подавляет радость жизни, радость познания, желание учиться и самое главное – инициативу.Для ребенка что-то не уметь или что-то не знать – вполне нормальное положение вещей.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Каждый ребенок неповторим и имеет право быть непохожим на других. Никогда не ставьте одних детей в пример другим, не сравнивайте мальчиков с девочками: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Ваш ребенок будет учиться в школе не так как когда- то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Проявляйте к нему максимум внимания, радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему хорошим другом.
Интерес к учебе поддерживается, если новые знания переносятся на повседневную жизнь: " Прочитай название вывески или название новой книжки" или " Сколько машин стоит у подъезда? А сколько из них белых? А сколько красных?" и т.д.
Поступление ребенка в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок должен быть зрелым в социально-психологическом отношении - понимать важность и необходимость учения, проявлять интерес к получению новых знаний; уметь общаться со сверстниками и взрослыми, легко вступать в контакт, не быть агрессивным, уметь находить выход из проблемных ситуаций, признавать авторитет взрослых; уметь принять учебную задачу: внимательно выслушать, если надо, то уточнить задачу и в физиологическом отношении - развитие мелких мышц руки: рука хорошо развита, уверенное владение карандашом, ножницами; пространственная организация: умение правильно определять" выше-ниже", " вперед-назад", "слева-справа" и т. д,; умение правильно перенести в тетрадь простейший узор, фигуру; развитие логического мышления: способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существующим признакам; развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание 10-15 минут; развитие произвольной памяти: способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом.
Обучение в школе требует также хорошего здоровья. Высокая заболеваемость детей различными болезнями делает актуальной проблему сохранения работоспособности и предотвращения развития утомления младших школьников. Следует заметить, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма утомление у детей развивается быстрее, чем у взрослого. Игровая и учебная деятельность, необходимость сохранения вынужденной позы на занятиях, пребывание в большом детском коллективе – все это значительная нагрузка для ребенка, требующая большого напряжения его физиологических возможностей. Ученые отмечают, что статическое напряжение даже в течение непродолжительного времени приводит к нарушению подвижности нервных процессов и взаимодействия сигнальных систем, ухудшению внимания и памяти. Признаки утомления у школьников часто проявляются нарушением поведения. Дети становятся менее внимательными, однако правильная оценка их состояния затруднена из-за отсутствия каких-либо жалоб.
Отдельного внимания заслуживает режим дня. Что такое режим? Это разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Значительная часть дня школьника заполнена трудом – учением. Надо так организовать труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.
К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40-50%) обладают синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД) или, как следствие, вегетососудистой дистонией. Эти "легкие" заболевания могут скомпенсироваться к 10-12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни: продолжительность сна - 9-10 часов, прогулки – 2-3 часа, подвижные игры и занятия спортом, посещении е бассейна, полноценное питание. Именно для этой категории детей важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой и поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Не поленитесь, составьте вместе с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Что касается домашних заданий, то в первом классе их не задают. Если родители планируют самостоятельно заниматься с детьми, то продолжительность одного занятия для детей в возрасте 6-7 лет не должно занимать более 30-35 минут с перерывом в 15 минут. Кроме того, длительным написанием крючочков и палочек можно надолго отбить охоту к учебе.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу не должно лишать ребенка игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
И ещё. На первое сентября подарите ребенку праздник. И обязательно – цветы. И обязательно – мороженое или торт! Праздники бывают не так часто, поэтому возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь! Ведь это так здорово – первый раз в первый класс!
Буравлева Татьяна Ивановна
Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1862 г. Москвы
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо,1998.
Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. М.:Генезис,2013.
Первый раз в первый класс. Родителям будущих первоклассников школ южного учебного округа города Москвы. М.: Издательский дом "Новый учебник", 2006.
За партой с первоклассником. Ч.I. М.,2000. Южное окружное управление образования. Окружной учебно-методический центр.
Психологические игры для детей. Образцова Т.Н. М.: Лада.2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"
Первый урок для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...
Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе
Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"
Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"
Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....
Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...
Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"
Конспект первого урока в первом классе с презентацией "Правила поведения в школе"....