Групповое занятие "Подросток - кто он?"
план-конспект занятия по теме
Занятие построено на основных вопросах касающихся подросткового периода, это общение со сверстника и взаимоотношениях с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_-_kto_on.docx | 24 КБ |
anketa.docx | 23.83 КБ |
prezentatsiya_podrostok_2014.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Подросток – кто он?»
Сообщение цели тренинга.
Сегодня мы будем работать, и обсуждать, вопросы, касающиеся сложного переходного этапа вашей жизни под названием подростковый период. Этот кризис неизбежен, его проходят все, у кого то он проходит менее болезненно, у кого то очень сложно. Что это за период, что в себя включает, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни, постараемся сегодня обсудить.
Объяснение правил работы на тренинге.
Отвечают на вопросы анкеты.
1. “Знакомство”
Цель: сближение участников группы.
Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит и так говорит каждый.
1 блок «Кто он - подросток». Характеристика физиологических особенностей. Акцент на том, что подростки в этот период относятся к себе, к своей внешности и поступкам очень критично. Нужно искать в себе другие достоинства, за которые можно себя полюбить. Когда любишь себя, тебя любят другие.
“Ласковое имя”
Цель: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу.
Каждый участник по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.
Рефлексия
“Щепки плывут по реке”
Цель: развитие тактильных ощущений.
Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник – щепка. Он медленно проплывает между “берегами”, они мягкими прикосновениями помогают “щепке”. Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами.
Рефлексия
2 блок. Чувство взрослости - взаимоотношения с родителями. На этой почве от, того что подросток считает себя взрослым возникают конфликты родителей с детьми. Родители часто говорят моего ребенка как будто подменили, он стал агрессивным, несдержанным или наоборот замкнулся в себе. Ничего не попросить, вечно где то пропадает или наоборот на улицу не выгнать. Чаще подросток думает, что родители его не понимают, и даже если попытаются все равно не поймут, вследствие этого возникает некая стена, через которую и не перелезешь. Мы забываем, что любовь родителей никуда не ушла, что порой от безысходности можем наговорить друг другу много неприятных вещей.
Сейчас я вас попрошу письменно закончить предложения.
«Закончи предложение».
- Я чувствую себя хорошо, когда мои родители ...
- Я чувствую себя глупо, когда ...
- Я чувствую себя неуверенно, когда ...
- Я горжусь собой, когда я с родителями ...
- «Объясни инопланетянам, что такое любовь родителей к детям…
Представьте, что вы перенеслись во времени на 25-30 лет вперед. Вы - родители (ваша микрогруппа), у вас есть дети вашего теперешнего возраста. Прилетает НЛО. Инопланетянам нужно объяснить, что значит, любовь родите лей к детям. Придумайте и запишите как можно больше способов выражения любви родителей к детям. Время выполнения - 5-7 мин.
(По кругу, не повторяясь, говорят о выражении любви).
2. Смена ролей: «Любовь детей к родителям».
Вы от своего имени напишите, что значит любить родителей. Время выполнения задания 5-7 мин.
(По кругу зачитывают записи).
Рефлексия
- Когда я буду родителем, я ...
- Я испытал чувства ...
- Я понял (а)...
3 блок. Общение со сверстниками. Вхождение в референтные группы.
«Хорошее и плохое общение».
Всем детям предлагается выполнить в парах следующие упражнения.
1. Оба ученика говорят одновременно от 30 секунд до минуты.
(Темы: «Любимая телевизионная передача», «А знаешь ли ты, что...» и др.)
Рефлексия:
— Что вы чувствовали?
— Не казалось ли вам, что больше нечего сказать?
2. Пары разделяются на участника А и Б. Пока А высказывается в течение минуты, Б полностью его (ее) игнорирует. Затем они меняются ролями.
Рефлексия:
— Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?
3. А говорит минуту, Б внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
Рефлексия:
— В чем состояла разница между упражнениями?
— Как вы определили, что сейчас вас слушают?
Психолог. Для достижения договоренности в ходе любых переговоров важно видеть глаза и лицо своего собеседника. Важно видеть его заинтересованность.
Чтобы лучше понять другого человека, важно посмотреть на мир, на ситуацию его глазами. За частую нас не понимают, принимают, потому что не делают этого.
Что значит «смотреть на мир глазами другого»?
Детям предлагается вспомнить сказку «Красная шапочка».
Сказка «Как обидели Серого Волка».
Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.
Однажды я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзиной в руках. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая, в красной шляпе.
Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она, откуда и куда направляется. Однако она мне весьма резко ответила, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Это я-то незнакомец? Я ведь вырастил целый волчий выводок в этом лесу. Она нехотя рассказала, что идет навестить бабушку и несет ей обед. Я решил, что неплохо бы научить ее не врываться в чужой дом, одетой подозрительно и неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя уважительнее. Мы решили преподнести ей урок.
Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла и сразу сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Тут она сделала еще одно замечание, уже насчет моих «выпученных глаз». Представляете, какие чувства вызвала во мне эта девчонка, которая старалась выглядеть хорошей, а оказалась такой противной. Но я — волк воспитанный, обиды не показал, а сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. Эта малолетняя девчонка раскритиковала мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя и заорал, что зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. Вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел здоровенного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Дела мои были плохи. Я быстро, но с достоинством удалился через окно.
Вскоре обо мне пошли разные слухи. С тех пор мне нет жизни в лесу.
Рефлексия: «Чем эта история отличается от знакомой нам сказки?», «Как часто мы смотрим на события только с одной точки зрения?», «Возможно ли по-новому посмотреть на внутренний мир «плохого» героя, встав на его позицию?», «Изменится ли представление о нем? Как?»
Вывод: прежде, чем осуждать человека, нужно встать на его место и постараться думать так, как он думал.
Осознание себя командой.
“Узкий мост”
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо пройти по мосту сначала одному, потом держась за руки, проходят два человека, потом четыре, потом шесть, потом восемь, потом десять и так должны пройти все участники.
Рефлексия.
“Общий рисунок”
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок «Город», договориться какой это будет город, какие жители, и как будет называться.
“Я желаю всем”
Цель: создание позитивного настроя, сплочение группы.
Каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: “Я желаю всем…”.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Ответ помечается крестиком под одним из утверждений
№ | Утверждение, вопрос | «верно» | «неверно» | «не знаю» | «верно» | «неверно» | «не знаю» |
1 | Подростковый возраст - это период развития детей от 11, 12 лет до 15, 16 лет | ||||||
2 | Психологи считают, что подростковый возраст увеличился до 25-30 лет | ||||||
3 | Подростковый период характеризуется гормональным взрывом? | ||||||
4 | Сложное взаимодействие половых гормонов, гормонов роста, активизируют процесс физиологического и физического развития? | ||||||
5 | У мальчиков пик скачка роста в среднем приходится на 13 лет, а заканчивается он после пятнадцати лет. | ||||||
6 | У девочек скачок роста, как правило, начинается и заканчивается на два года раньше, чем у мальчиков. | ||||||
7 | Подростки всегда довольны состоянием своей кожи, своей фигуры (особенно девочки). | ||||||
8 | У подростков нет перепадов настроения. | ||||||
9 | Все подростки очень уравновешенные | ||||||
10 | Для подростков характерна повышенная утомляемость. | ||||||
11 | Центральным новообразованием подростков, является появившееся чувство взрослости, подросток относится к себе, как к взрослому. | ||||||
12 | Подросток претендует на равноправие в отношении со старшими, способен идти на конфликты, отстаивать свою взрослую позицию. | ||||||
13 | Взрослость подростка проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства родителей в какие-то стороны своей жизни. | ||||||
14 | Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. | ||||||
15 | Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. | ||||||
16 | Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. | ||||||
17 | Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. | ||||||
18 | Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. | ||||||
19 | В интеллектуальной области развивается рефлексивное и теоретическое мышление, появляется свой взгляд на мир, активно развиваются творческие дарования |
АНКЕТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Ответ помечается крестиком под одним из утверждений
№ | Утверждение, вопрос | «верно» | «неверно» | «не знаю» | «верно» | «неверно» | «не знаю» |
1 | Подростковый возраст - это период развития детей от 11, 12 лет до 15, 16 лет | + | |||||
2 | Психологи считают, что подростковый возраст увеличился до 25-30 лет | + | |||||
3 | Подростковый период характеризуется гормональным взрывом? | + | |||||
4 | Сложное взаимодействие половых гормонов, гормонов роста, активизируют процесс физиологического и физического развития? | + | |||||
5 | У мальчиков пик скачка роста в среднем приходится на 13 лет, а заканчивается он после пятнадцати лет. | + | |||||
6 | У девочек скачок роста, как правило, начинается и заканчивается на два года раньше, чем у мальчиков. | + | |||||
7 | Подростки всегда довольны состоянием своей кожи, своей фигуры (особенно девочки). | - | |||||
8 | У подростков нет перепадов настроения. | - | |||||
9 | Все подростки очень уравновешенные | - | |||||
10 | Для подростков характерна повышенная утомляемость. | + | |||||
11 | Центральным новообразованием подростков, является появившееся чувство взрослости, подросток относится к себе, как к взрослому. | + | |||||
12 | Подросток претендует на равноправие в отношении со старшими, способен идти на конфликты, отстаивать свою взрослую позицию. | + | |||||
13 | Взрослость подростка проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства родителей в какие-то стороны своей жизни. | + | |||||
14 | Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. | + | |||||
15 | Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. | + | |||||
16 | Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. | + | |||||
17 | Свои дела, планы, тайны подросток доверяет родителям, а не лучшему другу. | - | |||||
18 | Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. | + | |||||
19 | В интеллектуальной области развивается рефлексивное и теоретическое мышление, появляется свой взгляд на мир, активно развиваются творческие дарования | + |
1.Я чувствую себя хорошо, когда мои родители ... |
2.Я чувствую себя глупо, когда ... |
3.Я чувствую себя неуверенно, когда ... |
4.Я горжусь собой, когда я с родителями ... |
1.Я чувствую себя хорошо, когда мои родители ... |
2.Я чувствую себя глупо, когда ... |
3.Я чувствую себя неуверенно, когда ... |
4.Я горжусь собой, когда я с родителями ... |
1.Я чувствую себя хорошо, когда мои родители ... |
2.Я чувствую себя глупо, когда ... |
3.Я чувствую себя неуверенно, когда ... |
4.Я горжусь собой, когда я с родителями ... |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подростковый период - Период развития детей от 11-12 лет до 15 – 16 лет. Современные ученые выяснили, что подростковый период увеличился и порой продолжается до 25 – 30 лет. Это происходит в связи инфантилизации современного поколения.
Сложное взаимодействие половых гормонов, гормонов роста, их активизация провоцируют интенсивное физиологическое и физическое развитие. Увеличивается вес и рост ребенка. У мальчиков пик скачка роста в среднем приходится на 13 лет, а закончится он после пятнадцати лет... У девочек подобный скачок роста, как правило, начинается и заканчивается на два года раньше (более медленный дальнейший рост способен продолжаться еще несколько лет). Подростковый период – особенности развития
Меняются пропорции тела Изменение веса и роста сопровождаются изменением пропорций тела. Вначале до взрослого размера дорастают кисти рук, голова, ступни, потом конечности — удлиняются ноги, руки и в самую последнюю очередь тело. Усиленный рост скелета, который достигает четырех-семи сантиметров в год, способен опередить развитие мускулатуры. Все это способно привести к подростковой угловатости, определенной непропорциональности тела. Дети нередко ощущают себя в это время неловкими, неуклюжими. В связи с гормональным всплеском на коже появляются угри, увеличивается выделение сальных желез. Поэтому как правило в этот период интенсивного развития подростки очень недовольны состоянием своей кожи, своей фигуры (особенно девочки).
Для подростков характерны: повышенная утомляемость гормональная буря изменение артериального давления перепады настроения неуравновешенность
Социальный статус подростка Ребенок переживает период перехода от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Поэтому центральным новообразованием подростков, является появившееся чувство взрослости , подросток относится к себе, как к взрослому. Это может выражаться в желании, чтобы все — и сверстники, и взрослые, — относились к нему как к взрослому, а не как к маленькому. Подросток претендует на равноправие в отношении со старшими, способен идти на конфликты, отстаивать свою взрослую позицию . Ощущение взрослости способно проявиться и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства родителей в какие-то стороны своей жизни.
Главная тенденция в развитии подростка - переориен - тация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея - тельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным ин- формационным каналом. 2. Общение - специфический вид межличностных от- ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от- стаивать свои права. 3. Общение - специфический вид эмоционального кон- такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла - гополучия , самоуважения. Психологи считают, что общение включает две проти - воречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутрен - ний мир, подросток испытывает потребность остаться на- едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич - ностью , в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. 2. Общение - специфический вид межличностных отношений , он формирует у подростка навыки социального взаимодействия , умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. 3 . Общение - специфический вид эмоционального контакта . Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения .
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности ( появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью , в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей , подражательность.
В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы , становятся не столь непосредственными . Свои дела , планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для осуществления этого стремления нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость . Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.
Познавательное созревание подростка В интеллектуальной области случаются качественные изменения: развивается рефлексивное и теоретическое мышление проявляется свой взгляд на мир активно развиваются творческие дарования Изменения в интеллектуальной сфере способны привести к расширению способности самому управляться со школьной программой . Но многие подростки все же испытывают трудности в учебе, в большинстве случаев учеба просто отходит на второй план.
При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого , сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
Организация групповой работы на уроке
один вид работы , направленный на повышение эффективности современного урока - это групповая работа. один вид работы , направленный на повышение эффективности современного урока - это групп...
Статья "Групповая работа, как один из секретов успешности обучения"
В данной работе я попыталась раскрыть суть групповой работы, показать, как данный вид работы влияет на успешность обучения....
Групповая проектная работа
Групповая проектная работа "Медведи"...
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.
Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...
Групповая форма организации работы над проектом, формирование умений групповых взаимодействий.
Групповая форма организации работы над проектом, формирование уменийгрупповых взаимодействий....