Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и другое), тематическое планирование и список использованной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I и II вида» г.Сыктывкара Директор _____________О.В.Меркель «____» _______________ 20___ г. |
Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате
Психолог: Бажукова Л.А.
Оглавление
Пояснительная записка
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.
У детей с ОВЗ сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив), наблюдается оторванность от общественной жизни, отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения.
Данные проблемы требуют создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность. Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.
Данная программа является адаптированной программой для слабослышащих и глухих детей. Составлена на основе разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Предлагаемая программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно-развивающих мероприятий, которые проводит ОУ
Программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.
Данная программа включает в себя 20 занятий, продолжительностью 20-30 минут с периодичностью встреч 1 раз в неделю.
Цель программы – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- развитие умения выражать свои эмоции;
- коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;
- развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;
- развитие внимания, воображения;
- развитие цветовосприятия;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков
- развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
- развитие общей и мелкой моторики.
Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.
Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей;
Количественный состав групп: оптимальное количество участников 5-7 человек, включая взрослых.
Качественный состав групп: слабослышащие, глухие дети, а так же дети, имеющие сложную структуру дефекта в возрасте от 5 до 11 лет.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Ориентировочная структура занятия:
1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)
2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)
3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)
4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).
5. Ритуал прощания.
При реализации программы используются следующие техники:
- когнитивно-поведенческие
- арт-терапевтические
- телесноориентированная терапия
- игровые методы
- сказкотерапия
- цвето-светотерапия
- направленное воображение
- ароматерапия
- звукотерапия
- психогимнастика
- методы релаксации
- уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.
Оборудование сенсорной комнаты:
- Сухой интерактивный бассейн с шариками
- Музыкальный центр с набором СD-дисков
- Фиберооптические волокна «Звездный дождь»
- Пуфики-кресла
- Шар зеркальный
- Интерактивные мячи
- Сенсорный уголок с мерцающими фиброоптическими нитями
- Пузырьковая колонна
- Светящаяся сеть
- Настенное интерактивное панно «Бесконечность»
- Ковер «Млечный путь»
- Проектор светоэффектов
- Световой модуль для рисования песком "Радуга"
- Установка "Эфа"
- Мягкий конструктор, пазлы
- Пучок фиберооптических волокон
- Сухой душ
- Лампа "Вулкан"
- Светильник "Пламя"
- Напольный фиберооптический ковер "Звездочет"
- Панно с фибероптическими нитями
Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Цель | Упражнения |
1 | «Знакомство» | Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты; формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми; ознакомление с работой в группе; выбор ритуала приветствия и ритуала прощания; снятие психоэмоционального напряжения. | Вступительное слово(беседа), показ оборудования. Создание свода правил «Можно, нужно и нельзя» Выбор ритуалов «Писатели звездных историй» (релаксация) Ритуал прощания |
2 | «Веселые цвета» | развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков. | Ритуал приветствия «Разложи и познакомь цвета» «Найди отличия» «Экстрасенс» Рефлексия Ритуал прощания |
3 | «Знакомство с водой» | коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация. | Ритуал приветствия «Дельфинчики» «Подводное царство» «Блестящая вода» Рефлексия Релаксация «Волшебное озеро» Ритуал прощания |
4 | «Живые пальчики» | развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире | Ритуал приветствия «Волшебный цветок» «Веселые медузы» «Побежали-побежали» «Рисунки на спине» Рефлексия Ритуал прощания |
5 | «Сквозь звезды» | снятие эмоционального напряжения, развитие воображения | Ритуал приветствия «Садимся на космический корабль» «Звездная прогулка» «Веселая планета» Рефлексия «Космический сон»(релаксация) Ритуал прощания |
6 | «Веселые перемены» | развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения. | Ритуал приветствия «Заклинание» «Веселые перемены» Рефлексия Релаксация «Солнечный зайчик» Ритуал прощания |
7 | «Волшебный объем и цвет» | расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения. | Ритуал приветствия «Здравствуйте, пальчики» «Вода из шариков» «Кубики, квадратики» «Играю с радугой» Рефлексия Ритуал прощания |
8 | «Игра с настроением» | формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы. | Ритуал приветствия Гимнастика «Дождик поливай» «Игра с настроением» Рефлексия Ритуал прощания |
9 | «Что такое хорошо?» | развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук. | Ритуал приветствия «Эстафета хороших новостей» «Егоза» Самомассаж «Доброе тепло» Ритуал прощания |
10 | «Дружба начинается с улыбки» | снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать | Ритуал приветствия «Море шариков» "Обезьянки" "Рыбки" Релаксация Ритуал прощания |
11 | «Маленький художник» | развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия | Ритуал приветствия «Игра «Шарфики»» «Маленький художник» Рефлексия «Отдых на море» Ритуал прощания |
12 | «Полетаем» | развитие мышления, воображения кинестетических ощущений, самосознания. | Ритуал приветствия Дыхательная гимнастика «Ветерок» «Собери картинку» «Ковер-самолет» Рефлексия Ритуал прощания |
13 | «Построй-ка» | развитие общей моторики,снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти. | Ритуал приветствия Гимнастика для глаз «Пузырьки» «Башенка-радуга» «Строим дом» «Сердечки» Ритуал прощания |
14 | «Путешествие в сказочный лес» | развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения | Ритуал приветствия «Болото с кочками» «Коса» «Угадай предмет» «Звездный дождь» Рефлексия Ритуал прощания |
15 | «Играем с котенком» | развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального напряжения. | Ритуал приветствия «Какое у меня сегодня настроение?» «Найди котенка» «Как котята» «Топ- топ» Рефлексия Ритуал прощания |
16 | «Веселая обезьянка» | развитие внимания, формирование умения подражать, развитие мимики. | Ритуал приветствия «Насосики» «На прогулку» «Чудесный мешочек» «Обезьянки» «Кричалки, шепталки, молчалки» Релаксация «Радуга» Ритуал выхода |
17 | “Космос” | нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания | Ритуал приветствия «Включай мотор!» «Найди звезду» «Звездный дождь» «Приземление» Рефлексия Ритуал прощания |
18 | «Цирк, цирк, цирк» | формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, обучение способам поднятия настроения,саморегуляция психического состояния | Ритуал приветствия «Веселая зарядка» «Клоуны» «Живая свеча» Рефлексия Ритуал выхода |
19 | «Лесная школа» | развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия, развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира | Ритуал приветствия «Кто я?» «Внимательные лапки» «Волшебный круг» «Ручки-липучки» «Сказочный сон» Ритуал выхода |
20 | «Прощальное занятие» | завершение программы, подведение итогов. | Ритуал приветствия Пожелания-комплименты Прощание с Кошечкой Прощальный подарок Ритуал прощания |
Список литературы
- Балина Т.Н. Комплексная программа обучения приемам саморегуляции детей 6-7 лет (психофизиологический тренинг). – Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.
- Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. - М., 2001. - С. 141-145.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). — СПб.: Паритет, 2003.
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1999.
- Кряжева НЛ. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
- Ленор Штейнхард Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер,2001.
- Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Ч. 1. – СПб., 1993.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.:Речь, 2008
- Панкадж Кушваха Сенсорные комнаты «Снузлин»: Сборник статей и методических рекомендаций. — М.: Вариант, 2001.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. – М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995.
- http://www.medical-group.ru/products.php?category=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие в сенсорной комнате
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...
Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"
Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...
Занятие в сенсорной комнате
Сенсорная комната. Комната психоэмоциональной разгрузки.Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате: Развитие и гармонизация эмоционал...
Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"
Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...
Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Радостный мир»
Данную программу можно применять при наличии специального оборудования...
Открытое занятие в сенсорной комнате "Здравствуй, Волшебная комната!"
Конспект открытого занятия с использованием интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты "Здравствуй, Волшебная комната!"...
Коррекционно-развивающая программа для занятий в сенсорной комнате
Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоци...