Адаптация первоклассников к школе
опыты и эксперименты (1 класс) по теме
Ситуация волнения и тревоги, связанная с новыми, непривычными условиями, является характерной для любого человека. Но для первоклассника она становится, под час, фрустрирующей, так как связана еще и с возрастными особенностями (смена ведущей деятельности и изменение социального окружения).
Принять (прежде чем, освоить) роль школьника, под силу не каждому ребенку, пришедшему 1 сентября в школу. По нашим наблюдениям, у некоторых детей процесс адаптации затягивается до середины второго класса. Мы убедились в том, что поэтапная подготовка ребенка к принятию им позиции школьника, позволяет создать условия для того, чтобы процесс адаптации к школе был менее болезненным, и для самого ребенка (в первую очередь), и для его родителей, а также для педагогов.
В течение 16 лет в нашей школе, а теперь гимназии, практикуется «расширенный» адаптационный период(от 1,5 до 2 лет), целью которого является постепенное «вхождение» ребенка в школьную жизнь. В процессе этого периода происходит поиск оптимального способа сотрудничества взрослых и детей в новой ситуации. Он подразделяется на четыре этапа:
- дошкольный,
- первичной адаптации,
- основной,
- заключительный.
Преимущества такого поэтапного подхода к школьной адаптации ребенка заключаются в том, что:
- ребенок имеет возможность «примерить» роль школьника, освоиться в школьной среде, привыкнуть к одноклассникам и педагогу еще задолго до поступления в школу;
- учитель может заранее скорректировать собственную педагогическую позицию относительно нового класса и отдельных учеников тоже;
- у родителей есть возможность освоить (или скорректировать) роль «родитель ученика» (с помощью педагога или психолога, если это необходимо);
- психолог и социальный педагог имеет возможность своевременной профилактики школьной дезадаптации.
Таким образом, с введением «расширенного» адаптационного периода процесс адаптации протекает более естественно для всех участников учебно-воспитательного процесса (без большого напряжения психических и физических сил).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация первоклассников к школе | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Адаптация первоклассников:
проблемы и решения
/из опыта работы/
Жутикова Л.С. – педагог-психолог
г. Советский
Ситуация волнения и тревоги, связанная с новыми, непривычными условиями, является характерной для любого человека. Но для первоклассника она становится, под час, фрустрирующей, так как связана еще и с возрастными особенностями (смена ведущей деятельности и изменение социального окружения).
Принять (прежде чем, освоить) роль школьника, под силу не каждому ребенку, пришедшему 1 сентября в школу. По нашим наблюдениям, у некоторых детей процесс адаптации затягивается до середины второго класса. Мы убедились в том, что поэтапная подготовка ребенка к принятию им позиции школьника, позволяет создать условия для того, чтобы процесс адаптации к школе был менее болезненным, и для самого ребенка (в первую очередь), и для его родителей, а также для педагогов.
В течение 16 лет в нашей школе, а теперь гимназии, практикуется «расширенный» адаптационный период(от 1,5 до 2 лет), целью которого является постепенное «вхождение» ребенка в школьную жизнь. В процессе этого периода происходит поиск оптимального способа сотрудничества взрослых и детей в новой ситуации. Он подразделяется на четыре этапа:
- дошкольный,
- первичной адаптации,
- основной,
- заключительный.
Перед поступлением детей в 1 класс в гимназии проводится исследование степени их готовности к школьному обучению: сформированность сферы пространственных представлений (зрительно-моторная координация), эмоционально-личностной сферы, памяти (зрительная и речевая), мышления (образное, интуитивное, логическое, абстрактное), речи по диагностическому комплексу Л.А.Ясюковой. Это позволяет прогнозировать возможные учебные трудности у будущих первоклассников, проводить коррекцию и развитие недостаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности, педагогам осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Для будущих первоклассников ежегодно организуются занятия в «Школе Развития», направленные на психическое развитие ребенка, развитие адаптационных возможностей будущих первоклассников к школьному обучению, формирование готовности определенных систем и сфер психической активности для усвоения программы начального обучения, а также формирование адекватных мотивационных и поведенческих механизмов.
Но главная задача первого этапа является не столько интеллектуальная подготовка детей к обучению в школе (так как большинство детей посещают детский сад), сколько - создание условий для «вживания» ребенка в новую роль школьника.
«Школа Развития» работает по субботам в течение 10 недель. Каждый «школьный день» состоит из 3-4 занятий и десятиминутных перемен между ними, которые не совпадают с переменами основной школы (это дает возможность организации экскурсий знакомства со школой: медпункт, библиотека, кабинет директора, психолога, столовая, запасные выходы, туалеты и т.п). Занятия, небольшие по продолжительности (20-25 минут, из которых 10 минут отводится на динамические паузы), но систематические позволяют ребенку научиться слушать взрослого, выполнять его инструкции. Таким образом, время, в течение которого ребенок может работать, не отвлекаясь, увеличивается постепенно.
По окончании занятий проводится праздник «Посвящение в школьники» (например, в виде путешествия групп-команд по «школьным станциям»). С целью определения уровня достижений и развивающего эффекта занятий проводится заключительная экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка, его энергетики.
Итоги работы школы будущего первоклассника («Школы Развития») подводятся на родительском собрании будущих первоклассников, на котором родители не только получают полную информацию о готовности ребенка к школе с рекомендациями психолога и логопеда (приложение 2), но и могут высказать свое отношение к таким занятиям, внести свои предложения. Их мнение, выраженное в «Оценочных листах» (приложение 3), является одной из трех составляющих, с помощью которых определяется эффективность работы в «Школе будущего первоклассника».
Сформированность готовности к школьному обучению | ||
2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год |
из 69 дошкольников у 3% готовность выше нормы; у 71% - соответствует норме; у 26% - уровень готовности ниже среднего. У 74% дошкольников уровень готовности к школе соответствует норме | из 69 дошкольников, у 9% готовность выше нормы, у 51% - соответствует норме, у 40% дошкольников уровень готовности ниже среднего. У 60% дошкольников уровень готовности к школе соответствует норме | из 97 дошкольников, у 10% готовность к школе выше нормы, у 58% - соответствует норме, у 32% дошкольников уровень готовности ниже среднего. У 68 % дошкольников уровень школьной зрелости соответствует среднестатистическим нормам. |
Выводы: уровень готовности детей к обучению в школе колеблется в пределах от 60% до 74 %, что в целом соответствует среднестатистическим нормам. |
Второй этап - самый сложный для детей и самый ответственный для взрослых (с сентября по январь). Мы исходим из того, что для первоклассника очень важно «почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание быть услышанным и понятым».
Главное действующее лицо на данном этапе – учитель. От его такта, профессионализма и чуткого отношения к детям зависит многое: и то, как сложится школьная жизнь самого ребенка, и отношение родителей к нему. На первом родительском собрании учитель проясняет ожидания родителей первоклассников от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новых учебных программ.
По данным обследования уровня адаптации (которое проводится ежегодно в конце второй четверти) выяснилось, что для всех первоклассников (102 чел. 1а,б,в,г) основной этап адаптации к школе в целом сложился благополучно. У 11% первоклассников есть проблемы в той или иной сфере (возможная дезадаптация); причем, большинство их проблем кроется в семье (при положительном отношении к школе и нормальном уровне школьной тревожности 5 % детей «показывают» дезадаптацию).
Заключительной частью данного этапа (и началом следующего) является родительское собрание, на котором учитель рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе первого полугодия; определяет трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании, с тем, чтобы спланировать (совместно со специалистами службы сопровождения) дальнейшую работу.
Третий этап - психолого-педагогическое сопровождение школьников, испытывающих трудности (в течение второго полугодия первого класса, а для некоторых детей – еще дольше).
Психолог на данном этапе работы выступает в роли координатора действий всех участников учебно-воспитательного процесса, оказывая им помощь в разработке «Индивидуальной стратегии сопровождения» ребенка (выделение причин трудностей, определение содержания коррекционно-развивающей работы, выбор оптимальных средств, мониторинг результатов). Проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) по «Итогам адаптационного периода первоклассников», «Профилактика школьной дезадаптации первоклассников», на которых присутствуют все участники образовательного процесса. С учащимися 1-х классов педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия на развитие познавательных процессов.
Четвертый этап – проходит в течение первого полугодия второго класса и завершается диагностикой уровня адаптации второклассников. Необходимость данного этапа возникла только в текущем учебном году, поэтому разработка его содержания и описания является задачей будущего.
Преимущества такого поэтапного подхода к школьной адаптации ребенка заключаются в том, что:
- ребенок имеет возможность «примерить» роль школьника, освоиться в школьной среде, привыкнуть к одноклассникам и педагогу еще задолго до поступления в школу;
- учитель может заранее скорректировать собственную педагогическую позицию относительно нового класса и отдельных учеников тоже;
- у родителей есть возможность освоить (или скорректировать) роль «родитель ученика» (с помощью педагога или психолога, если это необходимо);
- психолог и социальный педагог имеет возможность своевременной профилактики школьной дезадаптации.
Таким образом, с введением «расширенного» адаптационного периода процесс адаптации протекает более естественно для всех участников учебно-воспитательного процесса (без большого напряжения психических и физических сил).
Приложение 1.
Организационная структура проведения адаптационного периода
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ | согласовывают план проведения каждого этапа адаптационного периода | |||||||||||
осуществляет контроль |
согласовывают орг. вопросы, обеспечивают аналитико- проектировочную деятельность | ПСИХОЛОГО- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА | ||||||||||
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР | разрабатывает и предлагает адаптационные программы, проводит семинары и консультации, курирует ход адаптационного периода, готовит материалы консилиумов, осуществляет мониторинг психоло-гического здоровья детей
ПЕДАГОГИ | |||||||||||
устанавливает сроки адаптационного периода и его этапов, составляет расписание занятий в Школе будущего первоклассника, проводит консилиумы и осущест-вляет контроль за выполнением их решений | ||||||||||||
осуществляют весь комплекс адаптационных мероприятий непосредственно с детьми | НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ | |||||||||||
представляют необходимую профессиональную информацию, готовят материалы для консилиумов, осуществляют мониторинг социального и физического здровия детей
МЕДИЦИНСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИКИ ПЕДАГОГ
|
приложение 2.
Информация для родителей о готовности ребенка к школе.
Психологические качества | оч.низ. | ниже N | N (норма) | выше N | высокий |
Зрит. моторн. координация (1) | |||||
Кратковрем.речевая память (2) | |||||
Кратковрем.зрительн.память(3) | |||||
Речевое развит. (5,6(а+б),8) | |||||
Понят.интуит.мышление (4,9) | |||||
Понят. лог. мышление (7,11) | |||||
Понят.речев.мышление(4,6а,7) | |||||
Понят.образн.мышлен(9,10,11) | |||||
Абстрактное мышление (12) | |||||
Энергия (ВК) | |||||
Настроение (СО) |
приложение 3
Оценочный лист по результатам работы Школы будущего первоклассника.
Уважаемый родитель, просим Вас высказать свое мнение об эффективности занятий в Школе будущего первоклассника для Вашего ребенка. Будем признательны Вам за искренние ответы.
- Мой ребенок посещал занятия в Школе будущего первоклассника:
а. регулярно
б. почти всегда
в. от случая к случаю
г. посетил 1-3 занятия
д. не посещал.
- Думаю, что такие занятия:
а. необходимы, так как позволяют детям привыкнуть к школе, учителю, будущим одноклассникам
б. полезны для развития ребенка, повышают его готовность к школе
в. в чем-то были полезны для моего ребенка
г. нужны только тем детям, которые не посещали детский сад
д. не нужны, бесполезная трата времени.
- Считаю, что организационная сторона (время и место проведения, количество занятий и т.п.):
а. меня вполне устраивает
б. в основном устраивает меня
в. устраивает меня, кроме_________________________________________
г. требует кардинального изменения (в чем?) ________________________
д. оставляет желать лучшего (почему?) _____________________________
- На мой взгляд, собеседование (тестирование ребенка) перед занятиями:
а. полезно в первую очередь для родителей (получить информация о готовности ребенка к школе)
б. нужно учителю, чтобы обеспечить индивидуальный подход к обучению ребенка
в. необходимо психологу, чтобы предупредить возможные школьные трудности ребенка
г. можно было бы обойтись и без него
д. было не нужно
- Мой ребенок:
а. согласен был бы заниматься еще
б. ходил на занятия с удовольствием
в. ходил на занятия с разным настроением (иногда с желанием, иногда приходилось заставлять)
г. постепенно потерял интерес к занятиям
д. отказывался посещать эти занятия
- Больше всего моему ребенку в школе понравила(о)сь
а. учиться, интересные задания
б. чувствовать себя учеником
в. учительница и будущие одноклассники
г. отдыхать, играть на переменах
д. другое _____________________________________
- Оцените по десятибальной системе эффективность занятий в Школе развития:
а. я оценил(а) бы на 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
б. мой ребенок «оценил» бы на 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Запишите здесь свои пожелания или то, что осталось не высказанным ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта готовности детей к школе
1__ класс учитель _________________________________
МБОУ гимназия, г. Советский 20____
Название исследуемой функции | Зона/ уровень развития | Фамилия, имя | Учебные трудности | Педагогические формы и методы воздействия |
зрительно-моторная координация | с № - 41% | Нелепые ошибки при списы вании с доски, из учебника или прописей | Речевой самоконтроль (писать, проговаривая то, что пишет), проверка собственной работы и сличение ее с образцом. | |
Кратковременная речевая память | с № -14% | Слабо воспринимает информа-цию на слух: не понимает объяснения учителя, не удерживает в памяти инструкцию, того, что слышит, каждый вопрос нужно повторять 2-3 раза | Заниматься с ребенком развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса. Приучать его сначала осмысливать, перерабатывать информацию, а уж потом запоминать. | |
кратковременная зрительная память | с№ -0% | Нарушаются процессы восприятия и запоминания информации. | Приучать к самоконтролю: просить их проверять правильность выполнения заданий; просить рассказывать выученный материал полностью, нельзя, чтобы они ограничивались коротким изложением того, о чем в целом, идет речь. | |
речевое развитие | с№ -23% | Медленное овладение чтением и письмом, слабая сформированность словарного запаса, способности к грамматически правильному построению предложений и речи в целом. | Расширение общей информиро-ванности ребенка с использованием наглядно-действенных методов, учить мыслить. + Рекомендации логопеда. | |
Т и п ы м ы ш л е н и я | ||||
понятийное интуитивное мышление (способность самообучаться) | с№ -41% | Это база для усвоения школьных знаний. Ребенок не способен понять суть выученного материала и использовать свои знания в своем личном опыте. | Стимулировать ребенка в наблюдениях за окружающим миром, он должен попытаться разобраться в тех или иных явлениях и использовать полученные знания на практике. Контролировать понимание сути материала, а не «зубрежку» | |
Понятийное логическое мышление (по аналогии) | с№ -18% | Не умеет работать по правилу, применять его и делает ошибки, либо не понимает зону применения правила и использует там, где оно не работает. | Обучение работать по правилу, понимать суть законов, формул, применять в практике | |
понятийное речевое мышление | с№ -18% | Нарушение в грамотном построении предложений, последовательности рассказа | Побуждать ребенка проговаривать вслух все свои действия, объясняя почему он делает так, а не иначе. | |
Понятйное образное мышление | с№ -9% | |||
абстрактное мышление | с№ -68% | Мышление у этих детей преимущественно образное. | Занятия математикой (особенно устный счет на пальцах, палочках, опора на пример, свободный счет в уме), т.е. формирование внутреннего представительства числового поля (структуры множества натуральных чисел); сначала решение задач в общем виде (с буквами без чисел),затем конкретные численные решения. Программа Л.Г.Петерсон | |
энергия | П\воз – 23 % | Ослабление памяти, внимания, мышления, возможны неадекватные реакции, снижение самоконтроля, импульсивность, нетерпеливость. | Восстановительные мероприятия: дозирование нагрузок, укрепление организма, полноценный отдых, соблюдение режима, успокаивающие процедуры. | |
настроение | Пов.ут - 23% | Повышенная тревожность, страхи, замедленная адаптация. Возможна замкнутость,необщительность, невыполнение требований взрослых. | Необходимо понять причины состояния и попытаться изменить окружающую среду, негативно влияющую на ребенка. | |
Отношение к школе | -17% (4ч) | Не чувствуют ответственности ученика, в школу, в основном, ходят, чтобы поиграть и пообщаться, нравится, когда интересно и когда хвалят. Негатив из-за страха перед школой, высокий уровень ожиданий у ребенка и его родителей. | Не следует таких детей с первых дней активно включать в общение и таким образом пытаться развивать речь, активность. Щадящий режим, недопустимы резкость, авторитарные методы общения | |
Отношение к дому | 23% (5ч) | Состояние открытой конфронтации с родителями, дети дома предоставлены сами себе, брошены, слабые эмоциональные связи с родителями | Корректировка у родителей стиля воспитания (с гиперопеки на демократический) и взаимодействия с детьми. |
1б – _____________
Фамилия Имя | д/сад | зрит-мот. координац | кратковр. реч. пам. | кратковр. зрит. пам | речевое развитие | понятийн. интуит. М | понятийн. логич. М | понятйн. речев. М | понятйн. образн. М | абстрактн мышление | количеств результат | энергия | настроен. | Отнош.к школе | Отнош.к дому | |
1. | У. | Род. | № | № | в№ | № | № | № | № | № | с№ | 27 | - | - | От-каз | + |
2. | А. | Дюйм | с№ | в№ | № | № | с№ | с№ | с№ | № | № | 24 | П\воз | П\воз | + | + |
3. | М. | Ал. | с№ | № | № | № | № | № | № | в№ | № | 27 | № | № | + | + |
4. | Л. | Род. | с№ | в№ | № | № | в№ | № | № | в№ | № | 29 | П\воз | № | сер | + |
5. | Г. | Род. | № | № | в№ | с№ | № | № | с№ | № | с№ | 25 | П\воз | № | + | + |
6. | А. | Род. | № | № | в№ | № | с№ | № | № | № | с№ | 26 | П\воз | № | И | + |
7. | А. | Топ. | № | № | № | с№ | с№ | № | с№ | № | с№ | 23 | № | П\воз | + | И |
8. | М. | Топ. | пато | № | в№ | № | с№ | № | № | № | с№ | 24 | № | № | + | + |
9. | Н. | Род. | с№ | в№ | В | № | в№ | № | № | № | в№ | 31 | № | № | + | + |
10 | Л. | Топ. | № | № | № | с№ | пато | № | № | с№ | с№ | 22 | № | № | И | + |
11 | А. | Ал. | с№ | № | № | № | с№ | с№ | с№ | № | с№ | 22 | № | № | - | + |
12 | М. | Ром. | № | № | № | № | № | № | № | в№ | № | 28 | № | № | + | + |
13 | И. | Мал. | № | с№ | № | с№ | с№ | № | № | № | с№ | 23 | № | П\воз | + | + |
14 | В. | Ал. | № | № | № | в№ | № | № | № | № | № | 28 | № | № | + | + |
15 | В. | Род. | № | в№ | в№ | в№ | № | В | № | № | с№ | 31 | № | № | + | ч |
16 | В. | Ром. | с№ | № | в№ | № | с№ | в№ | № | № | с№ | 26 | № | № | + | И |
17 | А. | Ал. | в№ | в№ | в№ | № | с№ | № | № | № | с№ | 28 | № | № | + | И |
18 | Д. | Род. | № | № | № | с№ | № | № | № | в№ | № | 27 | № | № | + | + |
19 | А. | Светл | с№ | с№ | № | № | № | с№ | № | № | с№ | 23 | № | П\воз | + | - |
20 | В. | Ал. | № | в№ | № | в№ | в№ | № | № | в№ | с№ | 30 | № | Пов.ут | + | + |
21 | Д. | Топ. | с№ | № | № | № | № | № | № | в№ | с№ | 26 | № | № | + | + |
22 | Н. | Светл | № | с№ | № | № | с№ | с№ | № | с№ | с№ | 22 | П\воз | № | + | И |
___.___.20__ г. Педагог-психолог:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Учитель : Шебина Маргарита Александровна ГБОУ школа №661 Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...