"Сохраним семью - возродим Россию"
статья (2 класс) на тему

Работа с родителями. Связь семьи и школы.

Из опыта работы педагога-психолога

МОУ Проводниковской СОШ Митьковой Т.В.

(Коломенского района Московской области)

Происходящее в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось и само отношение к семье, стала другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны им в этом помочь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_oblastnom_seminare.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ СЕМИНАРЕ

По теме «Сохраним семью - возродим Россию». Работа с родителями. Связь семьи и школы.

Из опыта работы педагога-психолога

МОУ Проводниковской СОШ Митьковой Т.В.

(Коломенского района Московской области)

Происходящее в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось и само отношение к семье, стала другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны им в этом помочь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

На сегодняшний момент семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Именно она играет решающую роль в его развитии. Понимая необходимость воспитания, родители часто действуют и воспитывают детей интуитивно и, в общем-то, не всегда правильно. Воспитание в таких семьях идет без цели и задач, спонтанно, часто посредством критики, поучений, упреков, обвинений, а иногда с применением методов наказания. Нередко родители в повседневной жизни забывают о своих прямых обязанностях и вспоминают об этом в тот момент, когда оказываются в кабинете директора вместе со своим ребенком.

Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит и в том, чтобы стать школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей. Введение родителей в современную школу предполагает создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Известно, что «проблемные» дети всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского воспитания – взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения – большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения. В отношениях между родителями и детьми имеется отчуждение. Деградировала культура общения между людьми.

Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям приобрести счастье и единство в семье.

Связующим звеном между обществом и семьей, причем звеном действенным, призвана быть школа.

На наш взгляд, школа – наиглавнейший  советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное взаимодействие с семьей, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени и сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации.

Поэтому в МОУ Проводниковская СОШ Коломенского района Московской области активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.

При работе с родителями нами были поставлены следующие задачи:

-укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей)

-создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников, пятиклассников в школе при активизации роли семьи;

-профилактика правонарушений среди детей и подростков;

-создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителям.

Так каким же образом можно привлечь родителей к участию в школьных мероприятиях?

Ключевым фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации.

В рамках данного направления мы проводим следующие мероприятия:

-анкетирование родителей (на предмет выявления построения детско0родительских отношений, стиля воспитания, мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; выяснение их пожеланий администрации, педагогическому коллективу в организации учебного процесса в целом);

-тематические активные родительские собрания (тематика родительских собраний конкретно в каждом классе составлена на основе анкетирования всех родителей по вопросам, касающимся медико-психолого-педагогической службы).

При  проведении таких собраний мы столкнулись с целым рядом проблемных ситуаций:

-многие родители не доверяют и не считают помощь психолога эффективной

-родители являются пассивными слушателями, собрание воспринимают как лекцию и уходят часто с нерешенными проблемами.

Поэтому мы в своей школе практикуем классные собрания –диспуты, семинары, дискуссии(более продуктивно эта работа налажена в начальном звене).

Мы считаем, что в современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежат начальной школе, что определяется рядом причин. Многообразие начального образования, реальная практика развивающего обучения, сокращение практически вдвое числа детей, до школы посещавших детских сад, переход к обучению с 6 лет по программе четырехлетней начальной школы рассчитаны на современное включение родителей в школьную жизнь и требуют «готовой» родительской позиции.

Однако, у большинства родителей будущих первоклассников нет опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь.

Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы мы предлагаем строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

«Современная школа» понимается нами как идеальная личностно-ориентированная система, способная учитывать интересы и возможности каждого участника образования. Это предполагает развитие реального образовательного учреждения:

-от диктата школы в жизни семьи к поиску согласия с семьей,

-от стратегии адаптации ребенка и семьи к требованиям школы к стратегии адаптации школы к ребенку и его семье,

-от предложения родителям готовых вариантов образования к совместной разработке образовательных программ,

-от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем школьным сообществом.

«Введение родителей в современную школу» означает для нас:

-создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи,

-расширение представлений родителей о современной школе, активизация родительской позиции во взаимодействии со школой,

-развитие родительского сообщества, формирование родительского актива.

Вся работа строится в тесном контакте с родительским комитетом, который принимает участие во всех мероприятиях. В него избираются преимущественно наиболее активные представители от всех классов, интересующихся работой школы. Члены родительского комитета, избираемые всеми родителями, известны каждому из них и пользуются у них авторитетом. Таким образом, мы привлекаем родителей к участию в процессе управления школой. Интересуемся о тех вопросах, которые являются источником озабоченности родителей, а также имеющимися у них рекомендациями, чтобы затем принимать соответствующие меры. В этом году попробовали создать такое направление как «Школа родителя», где их стараемся обеспечить такими информационными ресурсами, как: брошюры, советы, памятки, тренинговые занятия. Разрабатываем школьную страницу в Интернете и предусмотрели наличие на ней отдела для родителей.

Не секрет, что родители неохотно идут на консультации, нечасто обращаются за помощью.

Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребенка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы мы ставим для себя, готовясь к родительским собраниям, консультациям, диспутами другим мероприятиям, которые мы стараемся разрабатывать и проводить нестандартно:

-посвящение в ученики первоклассников, в ходе которого принимаются торжественные обещания ученика, родителя, учителя;

-проведение традиционного мероприятия «День рождения 5 класса», в которую включены специально разработанные игры и конкурсы, направленные на активное взаимодействие «учитель-ученик-родитель-психолог»

-портфолио, где дана ценная информация не только для ученика, но и для родителей (памятки, инструкции и т.д.)

-проведение детско-родительских праздников, конкурсов, вечера досуга, где родители принимают активное участие, не только в подготовке мероприятий, украшения зала, но и прямого участия вместе со своим ребенком;

-хорошо зарекомендовала себя такая форма, как дни открытых дверей. В рамках данного мероприятия проводятся устные журналы, выставки рисунков, поделок детей, открытые просмотры занятий, совместные с родителями мероприятия, вечера ответов и вопросов. После посещения родителями уроков у них возникают вопросы о том, как помочь ребенку в учебе, в установлении контактов со сверстниками. Это один из действенных педагогических приемов в работе с семьей, хотя и хлопотный для педагогического состава.

Следует обратить внимание, что увеличилось количество индивидуальных обращений родителей к психологу (если раньше за консультацией обращались, как правило, родители начального звена, то сейчас на консультацию приходят родители детей среднего и старшего звена). В основном, их беспокоят возникшие проблемы переходного возраста их детей, поведение в школе, трудности в обучении. Это говорит о том, что  родителей очень волнуют взаимоотношения с собственными детьми, и они готовы идти навстречу и детям, и учителям, чтоб этот трудный период прошел достаточно благополучно для обеих сторон. Такой интерес родителей, по-видимому, появился еще и потому, что практически во всех классах в течение учебного года психолог выступал на родительских собраниях, где говорилось о возрастных особенностях учащихся разных возрастов, о трудностях в саморазвитии, в общении со сверстниками, с родителями; родители приглашались на индивидуальные консультации.

Привлечь родителей к школе и к своим детям помогают и новые формы работы. Это совместное с детьми участие в интеллектуальных и спортивных семейных праздниках. Эту работу я практикую уже третий год, и она дает положительные результаты.

Мы убеждены, что успешно решать проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Семь чудес России

В презентации представлен материал, рассказывающий о чудесных местах России. Материал можно использовать во внеклассной работе....

Дружная семья народов России

Презентация может служить иллюстративным материалом для урока окружающего мира или  классного часа, являться средством формирования представления о Российской федерации как союзе разных народов, ...

Презентция "Семь чудес России"

    При подготовке к уроку Окружающего мира  создала такую презентацию. По этой теме много работ, но захотелось сделать что-то своё. Материал искала вместе с ребятами. Они подгот...

Библиотечный час "Семь чудес России"

                Данный библиотечный час знакомит учащихся  с семью чудесами России; формирует  интерес  к данной теме;  учит интегрир...

Проект "Семь чудес России"

Данный проект  способствует возрождению чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечению внимания  учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и при...

Рабочий лист по окружающему миру "Семья народов России" 2 класс УМК "Школа России"

Использование рабочего листа возможно на уроке окружающего мира, спсобствует развитию читательской грамотности и развитию кругозора учащихся....