Коррекционная программа для учащихся с ОВЗ (развитие внимания, памяти, мышления и др.)
рабочая программа (3 класс) по теме
Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. Программа коррекционных занятий рассчитана на 1 час в неделю. Занятия предусматривают формирование групп по учебным пробелам по 3 ученика по 0.5 часа с каждой группой. Занятия проводятся в игровой форме и тренировочных упражнений, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_otpravit.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 39
Коррекционная программа
для учащихся с ОВЗ
(развитие внимания, памяти, мышления и др.)
Ижевск 2014г.
Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. Программа коррекционных занятий рассчитана на 1 час в неделю. Занятия предусматривают формирование групп по учебным пробелам по 3 ученика по 0.5 часа с каждой группой. Занятия проводятся в игровой форме и тренировочных упражнений, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление.
При организации коррекционной работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Работа с детьми осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении,
учитывая возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка для усвоения ими учебного материала.
Задачи программы:
-формирование обще - интеллектуальных умений;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности;
- развитие личностной сферы;
- устранение пробелов в знаниях учащихся по предметам русского языка , математики, литературы.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Учим детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей - развиваем пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно – логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, а в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражаются в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.
Коррекционная работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
- Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
- Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
- Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
- Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Раздел | Темы занятий | Количество часов | Дата |
Блок 1. | Входная диагностика познавательных процессов | ||
1.Исследование восприятия пространства, времени, цвета, величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»). | |||
2.Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»), | |||
3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). | |||
4.Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. | |||
Блок 2. | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||
Коррекция и развитие восприятия | 1.Развитие восприятия пространства. Упражнения: «Между. Рядом. Перед. За», «Угадай, кого загадали». | ||
2.Развитие восприятия времени. Упражнения: «Лови, бросай, дни недели называй», «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц. | |||
3.Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: кокой цвет потерялся?», «Геометрические тела», «Что общего между геометрическими фигурами?»). | |||
4.Диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы. | |||
Коррекция и развитие внимания | 1.Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на доске») | ||
2.Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найди смысл», «Считай правильно», «Знаковый тест») | |||
3.Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упражнения «Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни предмет») | |||
4.Развитие произвольного внимания. Игры: «Слухачи», «Пишущая машинка» | |||
5.Диагностика развития внимания. | |||
Коррекция и развитие памяти | 1.Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»). | ||
2.Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. Воспроизведение текста. Мнемический ряд. Гений памяти. | |||
3.Диагностика развития памяти. | |||
Коррекция и развитие мышления | 1.Развитие словесно – логического мышления: -Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам; -Формирование способности выделять существенные признаки предметов; -Развитие умения классифицировать; -Развитие умения выбирать основание для классифицирования. | ||
2.Диагностика развития мышления. | |||
Блок 3. | Диагностика моторной деятельности. | ||
1.Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой театр», упражнения «Обведи») | |||
2.Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упражнения «Радость, печаль») | |||
Блок 4. | Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. | ||
Развитие сенсорной моторики. | 1.Расслабление по контрасту с напряжением (Упражнения «Тяжесть – легкость», «Расслабление и напряжение»). | ||
2.Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная гимнастика. | |||
Развитие мелкой моторики. | 1.Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. (Методики «Теневой театр», «Обведи и вырежи», гимнастика для пальчиков). | ||
2.Развитие тонких тактильных ощущений. (Упражнения «Холодно – тепло – горячо», «Узнай предмет»). | |||
Развитие крупной моторики. Диагностика | 1.Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движения тела. (Упражнения «Гимнастика для глаз», «Печаль», «Сугробы и солнышко») | ||
2.Диагностика моторной деятельности. | |||
Блок 5. | Заключительная диагностика. | ||
1.Диагностика восприятия. | |||
2.Диагностика внимания. | |||
3.Диагностика памяти. | |||
4.Диагностика мышления. |
Некоторые запланированные занятия можно проводить несколько раз. Это зависит от успешности овладения учащимися материала.
Также запланированные в занятиях игры и упражнения могут заменяться на им подобные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на развитие внимания, памяти, мышления
В презентации предлагаются задания для первоклассников на развитие психических процессов. Можно использовать на этапе подготовки к школе...
дидактический материал на развитие внимания, памяти, мышления
материалы можно использовать во внеурочной деятельности...
Уважаемые родители, предлагаю вам серию коррекционно-развивающих заданий, которые улучшат качество любой школьной деятельности за счёт развития внимания, памяти, мышления детей, повышения скорости чтения, формирования навыков самопроверки.
Надеюсь, что эти задания будут для вас полезны и интересны....
Игры на развитие внимания, памяти, мышления
Игры на развитие внимания, памяти, мышления...
Занятие на развитие внимания, памяти, мышления
Занятие на развитие внимания, памяти, мышления...
Игры на развитие внимания, памяти, мышления
В статье рассказывается об использовании игры в работе с детьми с ОВЗ...
Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления....
- Мне нравится (1)