Зависимость обучаемости от перцептивных свойств у младших школьников
статья по теме

Окулова Валерия Сергеевна

 

Данная статья раскрывает компоненты "обучаемости" и связь обучаемости с перцептивными особенностями у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАВИСИМОСТЬ ОБУЧАЕМОСТИ ОТ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Окулова В. С.

Санкт-Петербург

Мы не стоим на месте, и вместе с этим развивается общество, которое диктует современные задачи в сфере образования. На данном этапе образовательный процесс характеризуется переходом к личностно-ориентированному обучению, который учитывает индивидуальные особенности и направлен на развитие индивидуальных способностей ребенка.

В современной литературе в области педагогической психологии все чаще мы встречаем термин «обучаемость». Так,  З. И. Калмыкова понимает обучаемость как совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условиях (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Кроме того, для определения уровня обучаемости, З . И. Калмыкова использует термин «экономичность мышления», что означает легкость и краткость пути к достижению заданной цели. Психические свойства личности, которые связаны с перцептивными и сенсорными процессами, а именно, восприятием, памятью и вниманием – характеризуют лишь познавательные способности (особенности мышления).

Несмотря на этот факт, в изученных нами научных исследованиях нет единого взгляда на понятие «обучаемость». В различных интерпретациях данный термин связывают с оценкой интеллекта, обобщенностью мыслительной деятельности, самостоятельностью и гибкостью мышления, восприятием, памятью, наглядно-образными компонентами мышления, с мотивационной сферой.

Проблемами перцептивных особенностей занимались такие великие ученые и психологи, как А. Н. Леонтьев, , В. П. Зинченко, В.Д. Небылицын, Б. М. Теплов, Дж. Брунер, Ричард Бендлер, Б.Г. Ананьев, И. М. Сеченов, представители гештальт-психологии и др. Немногочисленные экспериментальные данные по этой проблеме получены в основном в психофизиологии (Небылицын В.Д.).

Таким образом, мы можем сформулировать термин «перцепция»: «это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств» (Дубровина И.В., 1999) .

Мы рассмотрели понятие «обучаемость» как личностную характеристику младшего школьника. В структуру «обучаемости»  мы включили перцептивные особенности (память, внимание), которые состоят из следующих видов модальностей: аудиальной, визуальной, кинестетической, думающей; мотивационных и интеллектуальных компонентов.

Тем самым, мы выявили, что нет достаточной доказательной базы, которые бы обуславливали взаимосвязь перцептивных особенностей и обучаемости.

В нашем исследовании испытуемыми выступили дети младшего школьного возраста (9-10 лет), на базе общеобразовательного учреждения, г. Санкт-Петербурга в 2012-2013 году.

Цель исследования: изучить, каким образом восприятие ребенка влияет на обучаемость.

Исследование индивидуальных и перцептивных особенностей, уровня обучаемости и развития у детей проводилось с помощью анализа успеваемости учащихся, теста интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»,

Цветового теста Люшера, инструментальной методики «Радуга», теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), анкеты для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Г. Лусканова), теста «Ведущая репрезентативная система» (Льюис В. А., Пуцелик Ф.)

Результаты исследования:

По данным нашей работы, мы обнаружили следующие половые  различия в восприятии окружающего мира. Большинству мальчикам (31%) присуща аудиальная репрезентативная система, и большинству девочкам (35%) – кинестетическая система. В группу, где дети познают окружающий мир, в основном, через прикосновения, входит 23% мальчиков. Ведущая визуальная система восприятия у 15% мальчиков и 29% девочек. Аудиальная модальная система  у 18% девочек. К думающему типу относится по 12% как мальчиков, так и девочек. К смешанному типу восприятия – визуально-кинестетическому – относится 19% мальчиков и лишь 6% девочек.

Таким образом, самая многочисленная группа у девочек с кинестетической системой восприятия, и с аудильной системой восприятия – у мальчиков.

В ходе исследования был проведен корреляционный анализ, который показал следующие результаты:

  • Аудиальная система восприятия:

У мальчиков, с аудиальным видом модальности коррелирует тревожность, показатели которой находятся на  среднем значении, уровень психического напряжения ниже, чем у испытуемых с остальными видами восприятия. Так же, прослеживаются высокие показатели школьной мотивации. При аудиальной системе восприятия информации, общее затраченное время на ошибки в методике «Радуга» выше, чем у остальных видов. Очевидно, это связано с тем, что при совершаемой ошибке, происходит подача звукового сигнала, тем самым, аудиалы интенсивней воспринимают этот сигнал, следовательно, затрачивается большее время на восстановление внимания.

  • Визуальная система восприятия:

У мальчиков, с данным типом восприятия, наблюдается корреляция с психическим утомлением, невысоким уровнем интеллекта, но при этом, у ребенка прослеживается успешное обучение в гимназии.        

У девочек же, в отличие от мальчиков, прослеживается связь с невысоким психическим утомлением, высокой школьной мотивацией. Как у мальчиков, так и у девочек, обнаружена корреляция с длительным общим затраченным временем на методику «Радуга». Самая длительная реакция была на белый и зеленый цвета.

  • Кинестетическая система восприятия:

Как у мальчиков, так и у девочек с данной системой восприятия прослеживается корреляция с низкой успеваемостью в гимназии, с повышенным уровнем тревожности.

У девочек, которые воспринимают окружающую информацию, главным образом, через прикосновения, наблюдается психическое утомление. У мальчиков прослеживается низкая школьная мотивация.

  • ДУмающая система восприятия:

У девочек, с думающей системой восприятия, прослеживается слабая школьная мотивация. У мальчиков же, наблюдаются следующие взаимосвязи: высокий уровень школьной мотивации, в отличии от девочек, завышенное психическое напряжение. Для мальчиков характерен высокий уровень интеллекта, так же, высокий уровень успеваемости.

Таким образом, у детей, с кинестетической системой восприятия информации, показатели компонентов «обучаемости» (уровень успеваемости, уровень тревожности, психическое утомление, школьная мотивации) ниже, чем у других видов модальностей. Если мы рассмотрим результаты аудиальной и визуальной систем восприятия окружающей информации, то увидим, что присутствуют и тревожность, и психическое утомление, возможен невысокий уровень интеллекта, рассеянность внимания. Но несмотря на все эти факторы, у детей высокая школьная мотивация, уровень психического напряжения находится в норме, наблюдается высокая успеваемость в учебе. Вероятно, такая картина сложилась из-за того, что в образовательных учреждениях обучение ориентировано, в основном, на аудиальный и визуальный тип восприятия информации.

Самая немногочисленная, но успешная группа - с думающим типом модальности. Для нее характерны следующие компоненты «обучаемости»: высокий уровень интеллекта и успеваемости.

В более старшем возрасте, ведущий тип репрезентативной системы изменится. А значит у тех младших школьников (кинестетиков),  где, на данный момент, показатели  компонентов «обучаемости» находятся на низком уровне, возможно, с течением времени – возрастут, при изменении их ведущей репезентативной системы.

  1. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников.// Вопросы психологии. 2003. №2
  2. Гебос А. И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении) / A.И. Гебос; Кишинев: Штиинца, 1975. - 104 с.
  3. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Изд-во «Лань», 2009 с.75-76
  4. Леонтьев А. Н. — Теплов Б.М.: дискуссия о проблеме способностей // Вопросы психологии. 2003. - № 2. — С. 5
  5. Лурия А. Р. Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем. Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования / А.Р. Лурия О.С. Виноградова; М.: 1971 – 122-126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей

Статья содержит результаты исследования по теме" Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей"...

Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей

Статья содержит результаты исследования по теме" Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей"...

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы  профилактики....

Статья "Компьютерная зависимость младших школьников".

Данный материал является статьёй для выступления по теме "Компьютерная зависимость"....

«Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных навыков и свойств личности младших школьников».

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. В ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной культурой речевого и эмоционально...

ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вопрос взаимосвязи внимания и тревожности обусловлен той ролью, которой внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Хорошо развитый уровень внимания в деятельности...