Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе
тест (1 класс) по теме
Несложная по проведению процедура исследования позволяет выявить эмоциональное отношение первоклассников к различным аспектам школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_emocionalnogo_otnosheniya_pervoklassnikov_k_shkole.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Спецификой работы практического психолога образования является широкое поле деятельности, включающее, с одной стороны, сложный и многоаспектный функционал (диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая, просветительская, консультативная работа), с другой — большое количество субъектов профессионального взаимодействия (ученики, учителя, родители). Многие психологи тратят чрезмерные усилия на диагностическую работу в ущерб другим видам работ. Отчасти это связано с характеристиками диагностических методик, предназначенных для индивидуального обследования и выявления отдельных частных психологических показателей. Поэтому очень важно для практического психолога иметь в своем арсенале диагностический инструментарий, отвечающий следующим принципам:
- экономичность (минимальные временные затраты на проведение тестирования и обработку результатов);
- информативность (возможность с помощью одной методики получить многообразную психологическую информацию);
- экологичность (обследование наиболее естественным образом встраивается в привычные условия жизнедеятельности респондентов);
- прогностичность (возможность не только получения информации о наличном состоянии исследуемых психологических характеристик, но и прогнозирования дальнейшего их развития, что дает ориентиры для осуществления профилактической работы).
Одной из задач педагога-психолога является отслеживание процесса адаптации первоклассников к школе. Именно в этой сфере особенно важно соблюдение всех перечисленных выше принципов диагностики. Психологу необходимо иметь представление об общей картине адаптационных процессов всего контингента первоклассников и одновременно удерживать в поле зрения каждого ученика. Сама процедура отслеживания этого процесса не должна отвлекать детей от учебной деятельности и не быть для детей чрезмерно нагрузочной. Важнейшим интегральным показателем адаптации первоклассника к школе является его эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. Поэтому для диагностики эмоциональной составляющей школьной адаптации мы предлагаем методику экспресс-диагностики «Лица».
Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение к любым предложенным объектам и получить информацию об эмоциональном самочувствии каждого ученика и класса в целом. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Процедура проведения занимает не более 30 минут.
На первом этапе психолог знакомит детей с условными обозначениями эмоционального отношения.
Инструкция: «Ребята, давайте научимся с помощью изображений показывать свое отношение к разным вещам и событиям. Для этого мы будем рисовать веселые, грустные или спокойные лица. Если вам что-то нравится, вы рисуете вот такое веселое лицо:
Если вам что-то очень-очень нравится, вы рисуете два таких веселых лица:
Если вам что-то не нравится, вы рисуете вот такое грустное лицо
Если вам что-то очень-очень не нравится, вы рисуете два таких грустных лица:
Если вы равнодушны (вам все равно), нарисуйте вот такое спокойное лицо:
На втором этапе на специально заготовленном бланке ученики оценивают вышеописанным способом свое эмоциональное отношение к следующим объектам:
- Детский сад.
- Школа.
- Учитель.
- Класс (ученики).
- Учебные предметы (перечисляются все учебные предметы, которые дети изучают).
При обработке первичных данных рисунки детей переводятся в цифровые значения следующим образом:
+ 2 балла
- 1 балл
- 2 балла
Составляется сводная таблица данных по классу:
№/п | Ф.И. ученика | Детский сад | Школа | Учитель | Класс | Учебные предметы | Средний балл оценки эмоционального отношения к школьной жизни ученика |
Среднее значение оценок эмоционального отношения по классу |
Подсчитывается среднее значение по каждому объекту оценки и среднее значение по каждому ученику.
Анализ и интерпретация результатов
Данные сводной таблицы представляют богатую информацию для психолого-педагогического анализа. Информацию можно анализировать по трем направлениям:
1. Анализ индивидуальных оценок каждого ученика по всем объектам.
Особое внимание обращается на низкие значения оценок (ниже еди
ницы). Значения оценок ниже единицы свидетельствуют об индивиду
альных зонах дискомфорта в школьной жизни учеников.
Анализируется также соотношение оценок детского сада и школы. Если оценка школы ниже, чем детского сада, то это может быть сигналом эмоционального неблагополучия ребенка в школе, что позволяет предполагать недостаточную сформированность внутренней позиции школьника.
- Подсчитывающем и анализируются средние значения оценок каждого ученика. Для анализа складываются все оценки в одной строке таблицы (кроме оценок детского сада) и полученная сумма делится на количество показателей. Полученный усредненный показатель дает информацию об эмоциональном состоянии ученика в школе в целом. Особое внимание обращается на учеников, среднее значение оценок которых ниже единицы. Данные ученики могут нуждаться в психолого-педагогической помощи.
- Подсчитываются и анализируются средние значения каждого из оцениваемых объектов (школа, учитель, класс, учебные предметы) по классу в целом. Для этого складываются все оценки в соответствующем объекту столбце и полученная сумма делится на количество учеников.
Полученные усредненные показатели дают информацию об эмоциональном отношении к школе учеников данного класса в целом. На основании их психолог может предоставить учителям информацию о привлекательности для первоклассников разных учебных предметов. У каждого учителя есть сильные и слабые стороны в педагогической деятельности, и оценки детей являются индикатором, позволяющим обратить внимание учителей на технологию преподавания отдельных учебных предметов. Очень информативной (для учителей и психолога) является оценка учениками объекта «класс», т.к. учителя склонны идеализировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая диагностика уровня готовности первоклассников к школе
Методика позволяет учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка....
Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье"
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринима...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразовани...
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)
Методика диагностики мотивации учения....
Диагностика по адаптации первоклассников к школе
Диагностический материал для выявления готовности детей к школе...